Владимир Дергачев
http://www.yurtopic.com/travel/locations/images/beautiful-cities/Lisbon-Portugal2.jpgНациональный дворец Ажуда, построенный в первой половине 19 века в неоклассическом стиле, являлся резиденцией королевской семьи. Дворец был возведен на месте предыдущей королевской резиденции, разрушенной землетрясение 1755 года. В интерьерах дворца расположен музей.
Круизные лайнеры швартуются рядом с центром города у терминала Santa Apolónia или у причала Alcantara. В 2016 году Лиссабон посетили 311 круизных лайнеров и 522 тыс. пассажиров, причём 52% из них были граждане Великобритании.
В 1960 году в Лиссабоне был открыт монументальный высотой в 52 метра памятник первооткрывателям, посвященный выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий. На носу каравеллы из белого известняка стоит фигура вдохновителя португальских географических открытий - инфанта Генриха Мореплавателя, а за ним - еще 32 фигуры выдающихся личностей той эпохи. Среди них: Афонсу де Албукерки (мореплаватель и главный архитектор Португальской империи), Бартоломеу Диаш (открыл мыс Доброй Надежды), Васко да Гама (открыл морской путь из Европы в Индию), Педру Алвариш Кабрал (первооткрыватель Бразилии) и Фернан Магеллан (первое кругосветное плавание).
По теме:
Гоа. Золотой век португальской Индии Магелланов пролив. Звездный час Адмирала http://www.naic.edu/~pfreire/paulo/Lisboa_padrao.jpg Заслуженным призом за Великие географические открытия стало создание Португальской колониальной морской империи (1415 - 1975). Движение за морской горизонт было обусловлено и наличием сильного соседа в лице Испанской короны, не позволявшей расширяться за счет территориальный приобретений в Европе.
Португальская колониальная империя. Колонии выделены красным цветом, зона контролируемым морских путей - синим цветом, торговые форпосты и фактории - желтым и зеленым цветом.
Выдающаяся роль в основании Португальской империи принадлежит Генриху Мореплавателю (1394 - 1460), который практически некуда не плавал. Но благодаря его воле и настойчивости снаряжались морские экспедиции за горизонт. В основанной им навигационной школе преподавали лучшие математики и картографы того времени.
Стремясь достигнуть Индии, португальские моряки открыли путь вокруг мыса Доброй Надежды в Африке, откуда везли золото и рабов. Наконец, в 1487/99 гг. корабли под командование Васко да Гамы достигли настоящей Индии и вернулись в Португалию с грузом пряностей. В 1500 году благодаря случаю (португальский корабль отклонился от курса на запад) была открыта Бразилия. В Восточной Африке и на побережье Аравийского полуострова были созданы португальские торговые форпосты. Португальский король учреждает титул вице-короля Индии. Движение на восток продолжается. После взятия Гоа (Индия) и Малакки (Индокитай) португальцы проникают в Китай, начинают торговлю с Кантоном и основывают колонию в Макао (1557).
Иберийская уния 1580 года привела к объединению португальской короны с испанской. И только в 1640 году Португалия вновь обретает независимость и восстанавливает власть над Бразилией. Но время упущено, и Португалия теряет большинство своих колоний и торговые форпосты в Юго-Восточной Азии и Африке. На мировую арену выходит новая морская держава Нидерланды. И борьба за мировое лидерство проиграна, монархия ликвидирована, а Бразилия утрачена. К концу колониальной эпохе в середине двадцатого столетия под властью Португалии остаются Ангола, Мозамбик, Макао, Гоа и ряд островных колоний. К началу 21 века и эти владения были утрачены, сохранились только две заморских территории на правах автономии -
Мадейра и Азорские острова.
Башня-форт Торри-ди-Белем («башня Вифлеема») была сооружена на прибрежном острове в 1515 -1521 годах в честь открытия Васко да Гамы морского пути в Индию и служила последовательно небольшой оборонительной крепостью, пороховым складом, тюрьмой и таможней. Четырёхэтажное сооружение высотой 35 метров является образцом архитектурного стиля, характерного для Португалии эпохи Возрождения. В 1983 году башня и близлежащий монастырь иеронимитов были объявлены ЮНЕСКО памятниками Всемирного культурного наследия.
Оцифрованная фотография 1992 года
Оцифрованный слайд 1992 года
***
Вблизи башни Белен установлен памятник первому (не совсем удачному) перелету через Атлантику, который в 1922 году на гидроплане Fairy 17 совершили португальские летчики Гагу Коутиньо и Сакадура Кабрал.
Подробно:
Великий час авиации. Первые полеты над Атлантикой http://im3.turbina.ru/photos.4/3/5/8/5/2/2725853/feed.photo.jpg Мой снимок 1992 года
Карта маршрута перелета с местами промежуточных посадок. Совершить беспосадочный перелет из Португалии в Бразилию на самолетах тех лет было невозможно, поэтому маршрут был распланирован с промежуточными остановками на Канарах, Кабо-Верде и на бразильских островах Петра и Павла и Фернанду-ди-Норронья.
Коутиньо и Кабрал вылетели из Лиссабона 30 марта на самолете «Lusitania», стартовав как раз от Вифлеемской башни, где стоит памятник. Значительную часть пути они прошли без происшествий, но при посадке в штормовую погоду у островов Петра и Павла их самолет ударился о воду, потерял поплавок и затонул. Летчиков подобрал португальский крейсер и доставил на острова Фернанду-ди-Норронья.
Но это было не все. Народ в Португалии был настолько вдохновлен перелетом, что правительство послало в Бразилию второй самолет, чтобы авиаторы могли закончить свой перелет. 11 мая этот самолет, названный «Patria», взлетел и направился в обратную сторону - опять к островам Петра и Павла. Летчики были упертые, и решили, что они должны честно проделать весь путь своим ходом! И снова неудача - из-за проблем с двигателем до островов они не долетели, совершив вынужденную посадку посреди океана. Продрейфовав в море 9 часов, они были спасены британским торговым судном, которое снова доставило их на Фернанду-ди-Норронья.
Далее для всех уже было делом чести завершить перелет любой ценой. Третий самолет - «Santa Cruz» - был доставлен на Фернанду-ди-Норронья 5 июня. На этот раз Коутиньо и Кабрал уже решили не испытывать судьбу и не лететь назад, а продолжили свой путь в сторону Южной Америки и 17 июня прибыли в Рио-де-Жанейро. В итоге все путешествие заняло у них 79 дней, из которых непосредственно на перелет пришлось лишь 62 часа.
Удивительно - Коутиньо полетел уже в возрасте 53 лет, а в итоге прожил до 90. Его же более молодой сорокалетний коллега Кабрал спустя всего два года погиб где-то над Северным морем, его тело так и не нашли.
***
Статуя Иисуса Христа (Христос-Царь) находится на высоте 113 метров над уровнем реки Тахо. Портик имеет высоту 75 метров, само изваяние Христа высотой в 28 метров. Статуя Христа была открыта 17 мая 1959 года. Создание статуи было одобрено на португальской конференции Епископата (1940), как просьба Богу, чтобы спасти Португалию от вовлечения во Вторую Мировую войну. Она была построена на народные пожертвования, в основном на деньги женщин. Португалия не участвовала во Второй Мировой войне, поэтому женщины жертвовали деньги на статую Христа, так как он спас от смерти их сыновей, мужей и отцов, не допустив участия Португалии в военных действиях.
«Ландшафты жизни» публиковали статью о статуе Христа в Рио де Жанейро: По теме:
Рио. Корковаду. Статуя Христа-Искупителя http://img-fotki.yandex.ru/get/5403/stanislav-1959.1e/0_3b326_9dc3f5c2_XL ***
После знакомства с памятником первооткрывателям эпохи Великих географических открытий туристы отправились побродить по улочкам старого Лиссабона. Окна большинства строений были покрыты вековой пылью, и вероятно не мылись со времен героической эпохи. Возможно это наследие средневекового господства арабов на Пиренейском полуострове, когда Кордовский халифат стал самым богатым и населённым государством Европы. Или местные женщины не немки-домохозяйки, моющие окна в конце каждой недели.
***
Национальный дворец Ажуда
Здесь и далее оцифрованные фотографии 1992 года
Набережная и памятник первооткрывателям с борта теплохода «Тарас Шевченко
Форт Белен напоминает каравеллу Магеллана
Висячий мост 25 апреля соединяет Лиссабон на северном (правом) и Алмаду на южном (левом) берегу реки Тахо. Мост открыт в 1966 году и до 1974 года назывался в честь португальского диктатора Антониу Салазара, но был переименован после Революции гвоздик. Мост входит в 20-ку висячих мостов мира по длине.
В 1998 году перед выставкой Expo 98 был введен в эксплуатацию вантовый мост Васко да Гама. В том году отмечалось 500-летие открытия морского пути из Европы в Индию. Является самым длинным мостом в Европе, его длина составляет 17,2 км, в том числе 829 м основного моста, 11,5 км виадука и 4,8 км подъездных дорог.
За мостом на левом берегу реки Тахо видна Статуя Иисуса Христа
На палубе «Тараса Шевченко» на фоне Лиссабона
Среди напоминаний о былом могуществе Португалии в составе страны сохранился остров Мадейра:
Ландшафты жизни. МадейраАрхипелаг вечной весныФуншал. Столица архипелагаСвященная гора МонтиОстров цветущего сада В середине дня 29 июня 1992 года «Тарас Шевченко» прошел Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном. Длина пролива составляет 32 мили, наименьшая узость - 7,8 миль. Поверхностное течение направлено из Атлантики в Средиземное море, а глубинное - наоборот. Скала находится на территории британской заморской территории Гибралтар, в древности была известна как один из Геркулесовых столбов.
Гибралтар. Солнечные батареи на склоне скалы высотой 426 метров.
Неповторимый 1992 год. Чрезмерное торжество капитализма Путешествие вокруг Европы под флагом исчезнувшего государства Санкт-Петербург. Город трех революций и буревестников российской демократии Копенгаген. Город, где богатых мучает совесть Гамбург. Достойный наследник ганзейской сверхдержавы вольных городов Нидерланды. Воспоминания о золотом веке приключений и работорговли Амстердам. Космополитичная столица безмерной демократии Французский Гавр. Родина «хрущевок». Вареная парижская курица Лиссабон. Великий час Португалии Барселона. Туристическая столица Средиземноморья Неаполь. Мастер-класс на Американском рынке Стамбул. «Челноки» штурмуют знаменитый рынок