Финляндия. Турку. Ворота на Запад и путь на Восток. Мировая столица круизного судостроения

Aug 11, 2018 10:31

Владимир Дергачев


Центральная Торговая площадь Турку в реконструкции. Слева - гостиница Hamburger börs, справа - желтое здание Шведского театра Турку (старейший в Финляндии муниципальный театр, основанный в 1839 году).

Современный Туру - город высоких технологий, здесь создан крупный технопарк, где сконцентрировано около 50 % биотехнического производства и почти 60 % диагностической промышленности страны. На западе города находится судоверфь и нефтеперерабатывающий завод.

В прошлом для советского Черноморского морского пароходства в Турку на верфи Wärtsilä Marine были построены круизные лайнеры «Белоруссия», «Грузия» и «Азербайджан» (1975), «Казахстан» и «Карелия» (1976).

В 2015 года верфь в Турку STX Europe (южнокорейский менеджмент) выкупила немецкая судостроительная компания Meyer Werft при участии финского государства и получила название Meyer Turku Oy, в состав которого входит крупнейшая и самая современная в Европе верфь. Новый строительный док имеет размеры 365 x 80 м. Здесь осуществляется, как правило, строительство крупных круизных лайнеров класса Post-Panamax.

Компания построила самые крупные в мире круизные суда Freedom of the Seas (2006), Liberty of the Seas (2007), Independence of the Seas (2008), Oasis of the Seas (2009) и Allure of the Seas (2010).

Первое круизное судно класса Oasis «Oasis of the Seas» стало на момент постройки самым большим пассажирским судном в мире. Находится в собственности Royal Caribbean Cruises Ltd. и эксплуатируется под флагом Багамских островов круизным оператором Royal Caribbean International (Майами США).


https://www.sunway.ie/cruise/images/wide-images/74_1.jpg

В настоящее время Meyer Turku Oy является одной из ведущих европейских судостроительных компаний. На верфи компании в Турку работает 1350 человек. Компания специализируется в строительстве круизных судов, грузопассажирских паромов и специальных судов. В последнее время она получила новые заказы на строительство круизных лайнеров до 2026 года, в частности, с крупнейшим в мире туристическим оператором Royal Caribbean Cruises. Заказы рассчитаны на проектировку крупных лайнеров, способных вместить более 3 тысяч пассажиров.

Турку - крупный транспортный узел Финляндии, считается главными воротами на Запад, а европейская магистраль E18 связывает его как с Санкт-Петербургом, так и со Стокгольмом. Морской порт Турку является самым старым в Финляндии, расположен на берегу Архипелагового моря. Через порт проходит в год свыше 4 млн. тонн грузов и свыше 4 млн. пассажиров. Порт осуществляет грузовое и пассажирское сообщение с Аландскими островами и Швецией. Порт состоит из 3 терминалов: контейнерный, автомобильный и круизный (пассажирский). Порт единственный в стране для принятия железнодорожных паромов. «Восточный сухопутный мост» Турку обслуживает транспортный коридор из Стокгольма через Турку в Россию по железной дороге. Дистрибьюторский центр Турку оказывает складские услуги.

Из порта Турку ежедневно отправляются паромы в Стокгольм (265 км; 9,5 часов хода), а также в Мариехамн и Лонгнес (Аландские острова). Пассажирские перевозки осуществляют паромы компаний Silja Line (Baltic Princess отправление вечером, M/S Galaxy - утром) и Viking Line (M/S Viking Grace - вечером, M/S Amorella - утром) и SeaWind Line. Отмечается рост пассажирских перевозок.

Железнодорожный вокзал Турку соединяет город со всеми крупными городами Финляндии. Пассажирские поезда, приходящие на железнодорожный вокзал Турку из других городов, далее следуют в порт Турку, к паромам на Стокгольм. В конце 1995 года железнодорожная ветка Турку-Хельсинки была электрифицирована для движения скоростных поездов.

Аэропорт Турку является пятым по величине и вторым по грузоперевозкам в Финляндии, кроме внутренних рейсов, осуществляются полеты в Стокгольм, Копенгаген, Ригу и Гданьск.

Основой дорожной сети является автомагистраль E 18 ведущая через порт в Швецию и Норвегию, а в Финляндии по маршруту: Турку - Хельсинки - Котка (и далее на Санкт-Петербург). Частично введена в эксплуатацию Кольцевая дорога вокруг Турку. Старая Королевская дорога трансформировалась в туристический международный маршрут Берген - Осло - Стокгольм - Аландские острова - Турку - Хельсинки - Выборг - Санкт-Петербург. С автовокзала отправляются междугородние автобусы. Ежедневно ходит международный автобус до Санкт-Петербурга через Хельсинки.

В 2016 году начато рассмотрение вопроса о строительстве экспериментального участка вакуумных поездов по маршруту Турку - Сало. Hyperloop предполагает движение с помощью магнитной левитации внутри труб в вакууме или сильно разрежённом воздухе. Отсутствие воздушного сопротивления и трения позволит двигаться со скоростью более 1000 км/ч. По высокоскоростной железной дороге из Хельсинки в Стокгольм можно будет добраться за 28 минут. Сейчас авиаперелёт между двумя городами занимает около часа. К нему надо добавить время на дорогу из города до аэропорта и обратно и на прохождение различных формальностей перед вылетом и после приземления.

Концепцию «гиперлупа» впервые озвучил в 2012 году Элон Маск - создатель международной системы платежей Paypal, электромобилей Tesla и частной космической компании SpaceX. Сама идея не нова, по такой технологии работает пневмопочта, изобретенная еще в 1667 году. В настоящее время три американские компании пытаются построить первый действующий участок вакуумной магистрали. Одна из них - Hyperloop One объединила усилия с глобальной консалтинговой группой KPMG и финской компанией FS Links для запуска строительства магистрали, связывающей Швецию и Финляндию. Но проект реализуется медленнее намеченных сроков. Власти города Сало (Salo), расположенного в 115 километрах от финской столицы, подписали «соглашение о намерениях» с Hyperloop One, в котором выразили готовность стать первой станцией будущей международной грузопассажирской «пневмопочты». Согласно карте, опубликованной на сайте FS Links, «гиперлуп» пройдёт из аэропорта Хельсинки к центру города, затем через Сало к расположенному на побережье Ботнического залива Турку, оттуда - через столицу Аландских островов Мариехамн к Швеции. На западном берегу Ботнического залива магистраль проляжет до Стокгольма с «заходом» в столичный аэропорт. Общие затраты на запуск «гиперлупа» между двумя северными столицами сейчас оценивают в 19 млрд. евро. Обычно, итоговая стоимость подобных проектов оказывается значительно выше. На строительство может уйти 12-15 лет. Возможная ежегодная экономия оценивается в 321 млн. евро.

Информация для размышления. Концепция «гиперлупа» активно обсуждается в США, КНР, России и других странах. Не отстает «аграрная сверхдержава» Украина, где министр инфраструктуры заявил о начале разработок и строительства украинского аналога HypeUA. Реализация проекта по маршруту Киев - Одесса с учетом строительства труб, капсул и их оборудования обошлось бы Украине в 3,6 млрд. долларов. Капсула будет преодолевать расстояние из столицы в Одессу за 31 минуту, если проект не превратиться в очередные Нью-Васюки «форпоста цивилизованно мира против варваров».

Туризм является одной из важных составляющих экономики. В Турку не только можно познакомиться с многочисленными достопримечательностями, но и попарится в финской бане с пользой для здоровья. В Финляндии с населением 5,5 млн. человек насчитывается более двух миллионов саун. Ежегодно в стране отмечают День сауны и Фестиваль сауны, а также проводят международный форум сауны.
Кроме Генерального консульства России, осуществляющего полноценные консульские функции, в Турку находятся 9 почетных консульств некоторых стран. У Турку 14 городов-побратимов, в том числе Санкт-Петербург с 1953 года.

В Турку и его окрестностях находится ряд музеев, имеющих общенациональное значение для Финляндии. Forum Marinum создан в 1999 году путём слияния Музея мореплавания города Турку, основанного в 1977 году, и Музея истории мореходства Академии Або, основанного в 1936 году. Музей располагается в устье реки Аура, неподалеку от городского порта. 25 июня 2013 года, в честь 60-летия установления побратимских связей между Турку и Санкт-Петербургом, Турку посетил президент России Владимир Путин, который открыл на площади перед музеем Forum Marinum мемориальную доску и был удостоен почётной медали.

Современная Академия Або (шведо-язычный университет в Турку) основана после провозглашения независимости Финляндии в 1918 году усилиями частных лиц и стала государственной с 1981 года.


Архитектура российского классицизма соседствует с современной жилой застройкой.


В парках Турку можно встретить сюрреалистические памятники. В это скульптуре птица свила настоящее гнездо.




Мост через реки Аура в центре города.


Вид с моста направо




Вид с моста налево.


Улицы Турку




Центральная Торговая площадь. Православная церковь в честь святой мученицы Александры. Храм освящен в 1846 году во имя святой мученицы царицы Александры Римской, небесной покровительницы Императрицы Александры Фёдоровны, супруги Императора Николая I. В 1991 году на северной окраине площади рядом с православным храмом появилось здание концерна Сампо-Торинкулма.


https://www.vipgeo.ru/uploads/Showplace/large/97472.jpg

Ганза-квартал на Торговой площади. Здесь разместилось около 150 магазинов и коммерческих помещений.


Один из самых значительных в Финляндии художественных музеев 1904 года постройки.


Финский художник шведского происхождения Аксели Валдемар Галлен-Каллела (1865 -1931) наиболее известен по иллюстрациям к Калевале. В период пробуждения финского национального движения, когда начался массовый перевод иностранных фамилий на финский язык, изменил свою шведскую фамилию «Галлен» на финский манер - «Каллела», и объединил оба написания в двойную фамилию.

Аксели Галлен-Каллела «Борьба за Сампо». Сампо в карело-финской мифологии обозначает волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья, благополучия и изобилия.


https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=152545

Вид с холма Художественно музея на центральную часть города


Лебеди - главный символ Финляндии, как русский медведь в России.


Улица названа в честь Марии Александровны, супруги император Александра Второго.






Национальный орнамент на стене здания


Финны играют в футбол


В городе установлены многочисленные вазоны с незатейливыми яркими цветами




***
Конечная станция железной дороги Хельсинки - Турку в порту.




Пассажирский терминал порта Турку


Внутри пассажирского терминала


Вид на терминал и замок с борта парома.




Портовые буксиры


Контейнерный терминал


Пограничные катер береговой охраны и другие суда


Рыбный причал


На горизонте верфи знаменитого судостроительного завода в Турку


Из Турку в столицу Аландского архипелага мы отправились на утреннем пароме «Amorella» Финского судоходного концерна Viking Line. Компания, осуществляющая пассажирские и грузовые перевозки на Балтике, основана в 1959 году и зарегистрирован на Аландских островах c головной конторой в Мариехамне, который также является портом приписки большей части паромов компании. Флот состоит из семи судов, новейшим из которых является паром Viking Grace 2013 года постройки, курсирующий на линии Турку - Мариехамн - Стокгольм. Это экологически чистое пассажирское судно большой вместимости. Силовые установки парома работают на сжиженном природном газе и исключают вредные выбросы в окружающую среду. В 2013 году компанией перевезено 6,5 млн. пассажиров, а оборот составил 549 млн. евро. Акции Viking Line котируются на Хельсинкской бирже.

«Наш» паром ледового класса «Amorella» построен в 1988 году на верфи в Сплите (Югославия) курсирует по маршруту Турку - Аландские острова - Стокгольм. Длина: 169,4 м. Ширина: 27,6 м. Пассажирских мест: 2480. Мест в каютах: 1946. Автомобилей: 450. Скорость: 20,5 узлов.


https://www.vikingline.ru/globalassets/images/ships_and_onboard/amorella/exterior/amorella-12042-1130x369.jpg?maxwidth=1130



Ресторан шведский стол




После обеда можно погулять на открытой палубе или послушать рассказы гида.


По пути нам встретились паромы конкурирующей компании Tallink Silja Oy Ab (Эстония; финская компания Silja Line с 2006 года входит в состав Tallink). Это крупнейший паромный оператор на Балтике с оборотом свыше 900 млн. евро.




Встретился Ro-Ro Cargo Ship Finnwave (2012 года постройки) финской судоходной компании Finnlines Finnlines Plc. Это крупный оператор грузопассажирских паромов-ролкеров на Балтике, Северном море и в Бискайском заливе. С 2008 года держателем контрольного пакета акций Finnlines является крупнейший океанский паромный перевозчик, компания Grimaldi Group. Компания оперирует 23 судами. С 2010 года паромы Finnlines осуществляют регулярные заходы в Санкт-Петербург из ряда европейских портов: Бильбао (Испания), Антверпен (Бельгия), Гуль (Великобритания), Хельсинки (Финляндия). С 2012 года каждые две недели паромы Finnlines осуществляют судозаходы в порт Усть-Луга из Орхус (Дания), Валхамн (Швеция).


Архипелаговое море изобилует скалами и шхерами.


Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия
(продолжение)
Финляндия. Путь от Санкт-Петербурга до Турку. И закаты здесь тихие
Турку. Бывшая столица Финляндии
Вождь всемирного пролетариата в кустах. По тонкому льду на Запад
Финляндия. Турку. Ворота на Запад и путь на Восток. Мировая столица круизного судостроения

Предыдущие публикации серии:
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия
Москва. Жаркое футбольное лето 2018 год
Москва. Прогулка от Пречистенки до Нового Арбата
Главное здание МГУ. Июнь 2018 года
Москва. Ломоносовский проспект и вокруг. Прогулка с воспоминаниями

Санкт-Петербург. Северная Пальмира. Июнь 2018 года
Санкт-Петербург. Невский фасад Северной Пальмиры
Санкт-Петербург. Круиз по Фонтанке и Мойке
Санкт-Петербург. Литераторские мостки. Вождя всемирного пролетариата здесь ждут

Кронштадт. Военно-морской форпост России

Финляндия, Турку

Previous post Next post
Up