Владимир Дергачев
Продвинутые российские туристы, посещая финский город Турку, начинают искать памятник вождю всемирного пролетарии на центральной площади и удивляются, когда обнаруживают его, можно сказать, в кустах. Финны резонно замечают, что Ленин посетил город не с официальным визитом, а нелегально. В те годы у Ильича не было времени знакомиться с достопримечательностями Турку. А теперь уже много лет бронзовый Ильич наблюдает за повседневной жизнью финнов.
Бронзовый бюст Ильича (архитектор Михаил Аникушин) был подарен Ленинградом городу-побратиму Турку в 1977 году.
У пламенного революционера Ульянова (Ленина) из-за конспирации имелось более 150 псевдонимов. Поэтому в воспоминаниях его супруги, Надежды Константиновны, используется в отношении мужа его отчество «Ильич».
До революции вождю мирового пролетариата приходилось много времени проводить в ссылке, эмиграции и даже жить в шалаше. Но любимым местом для отсидки кроме Парижа и Швейцарии было Великое княжество Финляндское, входящее в состав Российской империи до декабря 1917 года. Особенно тревожное время для пламенных революционеров наступило после революции 1905 года. Царская власть временно проснулась и началась охота за смутьянами. Охранка сбилась с ног, чтобы напасть на след Владимира Ульянова.
В конце 1907 года Ильич жил в Огльбю (небольшая станция около Гельсингфорса) у двух сестер финок и целыми днями писал работу по аграрному вопросу. Но полиция искала его по всей Финляндии, надо было уезжать за границу. Необходимо было так же наладить за границей издание «Пролетария», поскольку в Финляндии это стало невозможно. Принимается решение отправить Ильича в Стокгольм, где он должен был дождаться своей супруги и вместе выехать в Швейцарию. Финские социал-демократы взялись обеспечить надежное сопровождение Ильичу.
При переезде из Гельсингфорса в Турку Ильич чуть не погиб и трудящиеся всего мира могли лишиться будущего вождя всемирного пролетариата. Охрана выследила его в поезде, и он вынужден был выпрыгнуть в темноте из тамбура вагона перед подъездом в Або (Турку). Ему повезло, руки и ноги оказались целы при падении в глубокий снег. На вокзале финский товарищ Борго его не обнаружил, но ночью в его квартиру постучал пропавший путник. Ильича отогрели и накормили. Далее было рискованно садиться на пароход до Стокгольма, хотя у него бы немецкий паспорт на имя доктора Мюллера. Было принято решение сесть на пароход на ближайшем острове, но до которого нужно было версты три идти по тонкому льду. Охотников рисковать жизнью ради «доктора Мюллера» не нашлось (рождественские праздники). Но два (или три) финна, опрокинули по стаканчику «для храбрости», взяли шесты и пошли провожать «Мюллера» через пролив. В одном месте лед стал уходить у них из-под ног, и они все вместе чуть не погибли. Потом финский товарищ Борго, расстрелянный впоследствии белыми, сопровождавший Крупскую по этому маршруту, подтвердил, что только случайность спасла Ильича от гибели.
В 1937 году художник А.А. Рылеев посвятил этому историческому событию картину «Тяжелый путь». Правда, в комментариях к картине чаще все пишут о Финском заливе. Уход Ильича во вторую эмиграцию в декабре 1907 года осуществлялся по льду Архипелагового моря (Ботнического залива). На картине художник изобразил Ильича в лучших традициях «ленинианы». Вождь русского народа в минуту опасности думает о всемирной революции, а не о том, что можно провалиться под лед и погибнуть. Если бы в реальной действительности Ильич твёрдой походкой (а не в другой нефотогеничной позе) маршировал по тонкому льду трудящиеся всего мира остались бы без вождя.
Из воспоминаний Надежды Крупской: «До острова надо было идти версты 3 по льду. А лед, несмотря на то, что был декабрь, был не везде надежен. Не было охотников рисковать жизнью, не было проводников. Наконец, Ильича взялись проводить двое подвыпивших финских крестьян, которым море было по колено. И вот, пробираясь ночью по льду, они вместе с Ильичем чуть не погибли - лед стал в одном месте уходить у них из под ног. Еле выбрались!». И по признанию самого Ильича, он в тот момент подумал: «Эх, как глупо приходиться погибать».
На острове прошла успешная посадка «доктора Мюллера» на пароход «Bore-I» финской судоходной компании «Боре-лайн», осуществившей регулярное морское пассажирское сообщение между финским портом Турку (Або) и Стокгольмом. Пароход был построен на финской верфи, на его борту было 123 спальных места, он брал так же 292 палубных пассажира. Судно нарекли «Боре» в честь храброго воина и мореплавателя, вождя викингов Боре. Услугами парохода компании «Боре-лайн» по рекомендации Ильича впоследствии воспользовались его супруга, мать и сестра.
http://www.bro.sp.ru/news/2015/04/22/1.JPG В Стокгольме в порту «доктора Мюллера» ждала полиция, но по трапу спустился «английский гражданин Джон Фрей». Конспирация, однако, была на высоте у пламенных революционеров.
Ильич живет в Стокгольме несколько дней в отеле «Мальмстен» в ожидании приезда из Финляндии Надежды Крупской, а затем супруги двинулись на Женеву через Берлин.
P.S. В Швеции Ильич, в родословной которого были и шведские корни, был много раз. Его прабабушка по материнской линии Анна Эстедт, была шведкой, вышедшая замуж за немца. В Стокгольме установлен самый необычный памятник Ленину. Вместо фигуры вождя, указывающего светлы путь, здесь около Музея современного искусства вырезан кусок мостовой с трамвайным рельсом, о который, как мне рассказывали в Стокгольме, споткнулся в 1917 году Ильич во время демонстрации трудящихся. Вероятно, у этого оригинального памятника глубокий подтекст. Всемирная революция, о которой мечтал вождь всемирного пролетариата, тоже споткнулась на непонимании народных масс, тогда как шведский социализм продолжает торжествовать.
По теме:
Как женили будущего вождя всемирного пролетариата Вождь всемирного пролетариата не на своем месте Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия
(продолжение)
Финляндия. Путь от Санкт-Петербурга до Турку. И закаты здесь тихие Турку. Бывшая столица Финляндии Вождь всемирного пролетариата в кустах. По тонкому льду на Запад Финляндия. Турку. Ворота на Запад и путь на Восток. Мировая столица круизного судостроения Предыдущие публикации серии:
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия Москва. Жаркое футбольное лето 2018 год Москва. Прогулка от Пречистенки до Нового Арбата Главное здание МГУ. Июнь 2018 года Москва. Ломоносовский проспект и вокруг. Прогулка с воспоминаниями Санкт-Петербург. Северная Пальмира. Июнь 2018 года Санкт-Петербург. Невский фасад Северной Пальмиры Санкт-Петербург. Круиз по Фонтанке и Мойке Санкт-Петербург. Литераторские мостки. Вождя всемирного пролетариата здесь ждут Кронштадт. Военно-морской форпост России