Ковель

Dec 07, 2010 12:31

Город Ковель, открывавший волынскую часть моего октябрьского трипа, расположился в 120 км на юго-восток от Бреста в самом центре Волынской области Украины. Впервые упоминается в XIV веке, когда великий князь Гедимин передал "село Ковле" своему внуку Федору Ольгердовичу (в интернете ходит дата "1310", сомнительная хотя бы потому, что Ольгерду, чьего сына осчастливил Гедимин, в этом году исполнилось всего 14 лет). В XV-первой половине XVI века село принадлежало семье Сангушко, происходившей как раз от Федора Ольгердовича, богатейшему в будущем магнатскому роду (ковельская линия Сангушек здравствует и поныне), и в 1518-м князь Василий Сангушко получил от Жыгимонта Старого право "заложить в своем селе Ковле город на магдебургском праве, заселить его и ежегодно устраивать две ярмарки". С 1543-го новенький город в собственности королевы Боны Сфорца, а в 1564 году Ковель подарили бежавшему от Ивана Грозного князю Андрею Михайловичу Курбскому. Здесь, под Ковелем он жил, ссорился с окрестными магнатами, отсюда вел с брошенным им русским царем свою знаменитую переписку, здесь же и умер в 1583-м, вскоре после чего Ковель был возвращен короне.

Далее интересное в истории Ковеля заканчивается, и город начинает влачить умеренно убогое существование вплоть до 70-х годов XIX века, когда ему, что называется поперло. В течение десятилетия через Ковель проложили железные дороги на Брест-Литовский и Киев (1873) и на Варшаву и Люблин (1877). В дальнейшем, к этим четырем веткам добавилась луцкая и тупиковая на Камень-Каширский. В итоге, Ковель превратился в крупнейший железнодорожный узел северо-запада Украины с 70-тысячным населением. Впрочем, как и в большинстве подобных провинциальных узлов кроме вокзала здесь смотреть особо не на что. 50 фотографий вас в этом убедят.


Продолжаем изучать исторические пределы Речи Посполитой двух народов.



Второй день путешествия заняла дорога от Бреста до Луцка. Там вообще всего 200 километров, но я решил несколько отклониться от самого удобного маршрута и заодно посмотреть Ковель и Владимир-Волынский. Прямые ковельские автобусы из Бреста часты и дешевы. Я уехал рейсом на 05.55 утра, билет обошелся мне в 22 000 рублей (чуть больше $7), плюс 780 рублей брестский автовокзал зачем-то взял у меня за предварительную продажу. В дороге с учетом границы МАЗ-256 находился около 3,5 часов, и где-то около 9.30 я оказался на ковельской автостанции, которая удобно расположилась как раз рядом с местным железнодорожным вокзалом.

Нынешний свой ампирный вид, достойный иного областного центра, здание вокзала станции "Ковель" приобрело в результате послевоенной реконструкции.


Реконструировали после войны прекрасный модерновый вокзал 1907 года, который спроектировал молодой тогда (32 года) киевский архитектор Александр Вербицкий, чьей самой известной работой является вокзал станции "Киев-Пассажирский" рубежа 1920-30-х гг., фактический первенец советского вокзального строительства.


Возможно, это был своеобразный российский имперский ответ на грандиозные соседние вокзальные новостройки другой империи, австро-венгерской, хотя ответ и непропорциональный.


Современный вид здания примерно с того же ракурса. Привокзальная площадь расположена уровнем ниже, и внутрь вокзала ведет тоннель прямо под путями. Подкова на шпиле взята с ковельского герба.


Внутри классические парадные советские сталинские интерьеры.


Традиционная "Главная Люстра", в ковельском случае трехярусная.


Зал ожидания тоже с пальмой.


У вокзала непременный для крупной железнодорожной станции паровоз-памятник. На этот раз Су 253-25.


Общий вид привокзальной площади. Слева за границей кадра автостанция, справа - традиционный для украинских городов немаленький базар. По пути с вокзала на базар каждые пять метров стоят специальные тетки, меняющие любую валюту (и нашу в том числе) на гривны. Курс вполне нормальный, и это в условиях выходного дня и неработающих банков, оказалось очень кстати.


Автостанция, привокзальная площадь осталась впереди.


В Ковеле сохранилось порядочное количество старых вывесок, впрочем довольно однообразных.


Вот еще пример.


От вокзала в центр города ведет бульвар Леси Украинки.


Главная городская гостиница с необычным названием "Лісова пісня" ("Лесная песня").


Ближе к главной городской площади многоэтажная силикатная застройка сменяется провинциальными сталинками.


Наиболее пышно выглядящий экземпляр.


Безымянная главная городская площадь с городским советом впереди. По случаю субботы автомобильное движение в центре было перекрыто, вместо этого прямо перед горсоветом развернули очередной рынок.


Еще здесь есть памятник родившейся на Волыни Леси Украинке (1991).


Леся и урбанистические джунгли.


Угол бульвара и улицы Независимости акцентирован двумя девятиэтажками и торговым центром.


Улица Независимости - главная городская магистраль, проходящая через весь город. Горсовет слева, справа начинается бульвар Украинки, ведущий к вокзалу, здесь же - Дворец учащейся молодежи. Впереди улица Независимости уходит в исторический центр города, но я для начала пошел в противоположную сторону.


И вот что видел на протяжении нескольких километров.


Узел связи. Вывеска в том же самом общегородском стиле.


Застройка 1960-70-х гг. отличается от нашей. Вроде те же самые четырех- и пятиэтажки, но облицовка керамической плиткой с частыми цветными орнаментальными вставками выглядит очень здорово, и так непохоже на Беларусь.


Еще вывеска с отвалившейся последней буквой.


Образцы городской застройки.


К сожалению, вся эта колоритная красота находится в ужасающем состоянии.


Здесь меня как обычно приняли за небезразличного журналиста (кто еще может фотографировать такое?). Жительница этого дома, бездельничавшая субботним утром на балконе, сначала активной жестикуляцией привлекла мое внимание, а затем, добившись своего, начала громко жаловаться на городские власти вообще и коммунальное хозяйство в частности. Я всеми силами выражал сочувствие и пообещал непременно опубликовать свои снимки.


Променад по Незалежности я закончил у костела св. Анны. Это, пожалуй, единственная действительно заслуживающая внимание достопримечательность Ковеля - деревянное здание 1771 года (правда, горевшее в середине XIX века со всеми вытекающими из этого обстоятельствами) было перевезено в Ковель из местного села Вишенки в 1994 году. Редкий для Украины деревянный костел XVIII века напомнил мне костел св. Иоанна Крестителя в нашей деревне Волпа Мостовского района. Тоже деревянный, тоже двухбашенный и построенный всего на два года позже, в 1773-м.


Далее я свернул на параллельную Незалежности улицу Грушевского и пошел в обратном направлении.

Реликт из прошлой жизни. Ленина замазывали-замазывали, но нетленный лик все равно проступил и замироточил.


Городской стадион "Верес" в национальных литовских цветах.


Улица Грушевского.


Еще один экземпляр необычно выглядящей для беларуса пятиэтажки.




Новодельная церковь (св. Дмитрия Солунского) очень типичного для Западной Украины вида.


Улица Грушевского упирается в парк культуры и отдыха с памятником Тарасу Шевченко.


Парк на парк не очень похож (хотя бы из-за отсутствия деревьев, аттракционов и иных необходимых атрибутов ПКиО), зато местный Шевченко, говорят, высочайший в мире.


Семиметровая статуя была открыта в 2005 году на искусственном кургане.


Шевченко вместе с парком своего имени размещается на берегу местной речки Турии. За пешеходным мостом вдалеке она запружена и образует городское водохранилище.


И такой вид отсюда открывается на две исторические церкви Ковеля.


Остатки рядовой уездной застройки в старой части города.


Обе церкви расположены в центре бывшего Старого города, обе чем-то похожи, обе остались православными, только принадлежат теперь разным патриархатам. Слева - Воскресенская 1848 года, непередаваемо китчевой колористики, УПЦ МП, справа - Благовещенская 1877 года, серая с невероятным количеством главок - УПЦ КП.


"Киевская" Благовещенская.


Недалеко от церквей и синагога примерно тех же лет.


Припаркованные рядом автомобили недвусмысленно намекают, что синагога также используется по назначению.


Из "Старого города", где больше смотреть нечего, возвращаемся на автостанцию той же улицей Независимости. Мемориал Славы (1977) в сквере.


Метрах в 150 от площади перед горсоветом все-таки сохранились несколько более-менее нетривиальных образцов дореволюционной застройки. Бывшая аптека Фредериксона (начало XX в.).


"Здание Ковельского ревкома" (1920).


Здание городской поликлиники с двумя башенками (1910), но мне больше понравился чрезвычайно узкий домик правее поликлиники. Еще правее видна одна из двух девятиэтажек на углу с бульваром Леси Украинки.


В Ковеле я провел 3 часа, и больше здесь делать в принципе нечего. В 12.30 на битком набитой маршрутке я уехал на юго-запад, во Владимир-Волынский, где сохранился настоящий домонгольский собор XII века. Оттуда будет следующая серия.

В предыдущих сериях:
1. Станция "Брест-Центральный".
2. Брест: административный центр.
3. Брест: исторический центр.
4. Брест: улица Советская.
5. Брест: проспект Машерова.
6. Брест: электромеханический завод.
7. Брест: улица Московская.

8. Украина: политическая агитация, сезон-2010.

ковель, мои фото (2010)

Previous post Next post
Up