Курсом евроатлантизма

Dec 06, 2010 10:36

В марте этого года БЧ подписала контракт на поставку в страну до 2014 года (и начиная с 2011-го) 10 электропоездов Stadler FLIRT. Подписала бы и хрен с ней, мало ли мы видели бумажных проектов, но внезапно оказалось, что "штадлеры" действительно для нас собирают, третий путь под них на участке до Ждановичей действительно строится и, что самое поразительное, запуск минского S-Bahn'а планируется сделать лишь первым этапом реформы системы железнодорожных пассажирских перевозок в стране, итогом которой (в случае успеха предприятия конечно) должно стать ее приведение к более-менее европейскому стандарту.

В субботу газета "Республика" обнародовала приватную фотосессию, на которой запечатлен некий бородатый мужик в сером пиджаке в компании девушки, похожей на переводчицу, на фоне процесса изготовления составов Stadler FLIRT для "Беларускай Чыгункі". Фотосессия сопровождалась описанием брифинга начальника БЧ Сивака, из которого следует, что уже всего через 5 лет бабки на дачу, студенты в столицу и командировочные дядьки в облцентры будут ездить по-европейски.


Наш первенец.


Статья в "Республике" получилась очень маловразумительная (может и брифинг Сивака был таким же), но все же процитирую для начала ее:

- Новый формат представляет собой комплексную систему организации перевозки пассажиров с использованием прогрессивных технологических решений и современного подвижного состава. Он ориентирован на усиление связей между регионами за счет скорости, мобильности, надежности, комфорта и, конечно, доступности, - подчеркнул во время брифинга Анатолий Сивак, начальник Белорусской железной дороги. - Рынок железнодорожных перевозок пассажиров будет классифицирован на международные, региональные, межрегиональные и городские линии. Они в свою очередь делятся в зависимости от классов комфортности и набора сопутствующих услуг.

Итак, международные линии. Поезда здесь в зависимости от протяженности маршрута будут формироваться из спальных вагонов повышенной комфортности (так называемые спальные поезда) или скоростного подвижного состава, где предусмотрены только места для сидения. Коммерческие предназначены для перевозок по заявкам юридических и физических лиц. Межрегиональные линии делятся на два класса: бизнес и эконом. В первом случае акцент будет сделан на электропоезда европейского уровня, минимальное время нахождения в пути и остановки только в населенных пунктах с населением более 100 тысяч человек. Скажем, путь от Минска до Витебска такой поезд преодолеет за 2,5-3 часа. Сейчас, как известно, даже у самых скоростных на это уходит более 4 часов… Составы межрегиональных линий эконом-класса будут останавливаться на основных пассажирообразующих станциях. Скорости здесь будут несколько ниже, остановок больше, но комфорт пассажира от этого не пострадает.


- Региональные линии обеспечат скоростные перевозки на участках, прилегающих к областным центрам, а также предоставят два уровня комфортности. Бизнес-класс даст возможность, скажем, жителям Борисова (а вместе с ними - Смолевичей и Жодино) добраться в центр Минска за 30 с лишним минут против сегодняшних полутора часов. Скорость движения на маршруте в данном случае увеличится до 100 км/час, - поясняет Анатолий Сивак. - Поезда эконом-класса на региональных линиях, как и прежде, будут обеспечивать подвоз населения к местам работы, учебы и следовать по установленным станциям. При этом появятся также «сквозные» и ускоренные маршруты, а в утренние и вечерние часы пик увеличатся частота и тактовость курсирования.

О городских линиях минчане уже наслышаны: вот-вот заработает проект «Городская электричка», о котором мы подробно рассказывали весной этого года. В случае Минска речь идет о современных электропоездах, курсирующих в пределах столицы и ближайшей пригородной зоны. На заводе «Stadler» в швейцарском Бусснанге уже полностью собран первый из 10 оговоренных контрактом белорусских поездов. Он прибудет в республику в январе 2011 года. Как ожидается, 3 аналогичных электропоезда для городских линий станут на колею уже в следующем году. Кроме того, прибудут еще два - для региональных.


Журналистам, присутствовавшим на брифинге, впервые продемонстрировали новую визуальную концепцию каждой из семи линий. Все они теперь имеют отличительное цветовое решение и обозначены разными цветками-эмблемами. Например, городские линии - это астра на красном фоне. Международные «бизнес» - орхидея на оранжевом. Международные «эконом» - тюльпан на желтом фоне. А, скажем, бизнес-класс региональных линий воплощен в крокусе на синей подложке. Вся эта радуга оттенков найдет свое отражение в цветовом решении самих поездов, а также в одежде машинистов и проводников. Впрочем, от слов и рисунков дорога уже давно перешла к делу…

То есть, насколько я понял, беларусам предлагается к пользованию четырехступенчатая система пассажирских перевозок. На "цветочной" схеме вверху она обозначена следующими аббревиатурами: CL (City Lines, городские электрички) - RL (Regional Lines, региональные линии, фактически внутриобластные перевозки) - IRL (Inter-Regional Lines, межрегиональные линии, межобластные внутриреспубликанские перевозки) - IL (International Lines, международные линии, перевозки за пределы страны). По сути это дублер, например, немецкой (в большинстве европейских стран, впрочем, такая же) системы: S-Bahn - Regionalbahn - Regional-Express - InterCity. Не хватает пока только высшей пятой ступени Intercity-Express, хотя возможно ее элементы будет частично инкорпорированы в то, что у нас названо "международными линиями".


На себя обращают внимание следующие моменты:
1. Региональные и межрегиональные линии разделены на два класса: эконом- и бизнес- ("фиалка"-"крокус" соответственно для региональных и "ирис"-"лилия" для межрегиональных). Из статьи следует, что помимо комфорта, они будут отличаться и скоростью передвижения, то есть смешанных составов не будет. Хочешь быстро и с нормальным европейским комфортом добраться до Минска на учебу из своей деревни Большие Ебеня Зажопенского района, пиздуй в ближайший город с населением тыщ сто, глядишь и уедешь на "штадлере". Но вот до "стотысячника" ты из своих Ебеней доберешься только на "фиалке" или "лилии" скорее всего рижского производства или рельсовом автобусе от "Белкоммунмаша". Ты - сумасшедшая бабка, для которой смысл остатка жизни вырастить весной рассаду, а осенью снять урожай никому не нужных помидоров - вот тебе привычная электричка с привычным контингентом только фиолетового цвета с фиолетовыми машинистами до о.п. "Анусино" молодечненского направления. Ты - продвинутый фанат и хочешь за сорок минут оказаться на новеньком стадионе "БАТЭ", чтобы увидеть, как любимой команде отгрузит очередные четыре мяча пес Милевский и компания - вот тебе синий "крокус-штадлер" с вай-фаем, блекджеком и шлюхами.
2. Международные линии будут делиться на "спальные" и сидячие ("орхидея-тюльпан" соответственно). "В зависимости от протяженности маршрута", утверждает начальник Сивак. Т.е.: а) смешанных тоже получается не будет, б) не ясно, будет ли в спальных, например, разделение по классам, потому что фраза в отношении них "спальные вагоны повышенной комфортности" с плацкартом как-то мало сообразуется.
3. Обеспечение подвижным составом. Для всего этого проекта планируется закупить 29 электропоездов, 20 дизель-поездов и 182 пассажирских вагона. Кроме того, БЧ намерена организовать на "Белкоммунмаше" производство собственных дизелей и рельсовых автобусов, а в перспективе и электричек. Собирать планируют аналоги польских Pesa:


4. Модернизация инфраструктуры. Пока ее планы ограничиваются электрификацией на китайские деньги участков "Осиповичи-Гомель" и "Осиповичи-Калинковичи". Выдержат ли беларуские рельсы летающие по ним "штадлеры". Сколько невинных дачниц в год будет убито на перегоне Слобода-Домошаны только за то, что они думали, что там вдалеке тихоходный старый добрый ЭР-9, а это оказался стремительный недосапсан Stadler FLIRT?

Вообще конечно пока к этой новой концепции и ее работоспособности в наших условиях очень много вопросов, но радует, что такие идеи хотя бы рождаются. В любом случае, это (и идущее строительство приличных четырехполосных автомагистралей ко всем областным центрам) может стать крупнейшим инфраструктурным проектом ближайшего десятилетия.

минск (2010), жд

Previous post Next post
Up