Как мне представляется, никакого сходства помимо провозглашаемого родства в творчестве русских и французских символистов нет. Наши символисты отчаянно пытались подражать "проклятым поэтам", но делали это чересчур академично. Стихотворения наших поэтов пресноваты и надуманны, их не тянет читать. Их творчество никому неинтересно кроме филологов, историков литературы и поклонников отдельных поэтов. Бунин писал в "Окаянных днях":
"Кончил воспоминания Булгакова. Толстой говорил ему:
- Курсистки, читающие Горького и Андреева, искренно верят, что не могут постигнуть их глубины... Прочел пролог к "Анатэме" - полная бессмыслица... Что у них у всех в головах, у всех этих Брюсовых, Белых?
Чехов тоже не понимал, что. На людях говорил, что "чудесно", а дома хохотал: "Ах, такие сякие! Их бы в арестантские роты отдать!" И про Андреева: "Прочитаю две страницы,- надо два часа гулять на свежем воздухе!"
Толстой говорил:
- Теперь успех в литературе достигается только глупостью и наглостью.
Стихотворения французских символистов производят сильное впечатление даже в переводе. Их стихотворения написаны со страстью и не являются лишь играми разума. Для нашей поэзии символистов действительно можно считать "упадком", французские символисты представляли собой невероятное сосредоточение таланта в рамках одной культуры и одной эпохи.
Очень большое впечатление на меня поизвело стихотворение Поля Верлена "Шествие".
В частности вот этот отрывок:
"Она небрежно свой платок
Мнет розоватыми перстами.
Мартышка в куртке с галунами
Все время вертится у ног."
Мартышка в куртке с галунами это нечто, это просто виртуозно. Это трогательная гармония одной детали. Почерк мастера, такое должно оставаться на века, чтобы потомки учились понимать, что значит настоящий поэт.
И вот далее:
"С грудей, манящих белизной,
Мартышка просто глаз не сводит,
От них в волнение приходит
На цоколе Амур нагой."
Небывалая степень обожествления. Амур нагой - имеется в виду всё-таки наверное статуя?
И другое невероятно сильное и странное произведение, загадочное и необъяснимое. Оно стало бы замечательным текстом для песни, если бы не было таким глубоким и сложным. "Праздник голода" Артура Рембо:
"Голод мой, Анна, Анна,
Мчит на осле неустанно.
Уж если что я приемлю,
Так это лишь камни и землю.
Динь-динь-динь, есть будем скалы,
Воздух, уголь, металлы.
Голод, кружись! Приходи,
Голод великий!
И на поля приведи
Яд повилики.
Ешьте
Битых булыжников горы,
Старые камни собора,
Серых долин валуны
Ешьте в голодную пору.
Голод мой -- воздух черный,
Синь, что рвется на части,
Все это -- рези в желудке,
Это -- мое несчастье.
Появилась листва, сверкая;
Плоть плодов стала мягче ваты.
Я на лоне полей собираю
Фиалки и листья салата.
Голод мой, Анна, Анна,
Мчит на осле неустанно."
Предыдущие обсуждения:
Рассказы Генри Джеймса.
Заметки о современной литературе. - Апдайк, Бакли, Касарес.
Заметки о современной литературе - 2.
Про цветной слух синестезию и мой новый рассказ.
Заметки о современной литературе - 4. Бах, Кортасар, Кальвино и Каннингем
Заметки о современной литературе - 5. Борхес, Касарес, Кортасар.
Заметки о современной литературе - 6. Чак Паланик.
Заметки о современной литературе - 7. Александр Баррико и Ричард Бах.
Заметки о современной литературе - 8. Ричард Бах и Чак Паланик.
Заметки о современной литературе - 9. Чак Паланик.
Заметки о современной литературе - 10. Пер Улов Энквист и Ромен Гари.
Заметки о современной литературе -11. Чак Паланик.
Заметки о современной литературе - 12. Иэн Бенкс.
Заметки о современной литературе -13. Рассказы Кортасара
Заметки о современной литературе -14. Рассказы Кортасара (продолжение).
Заметки о современной литературе - 15. Томас Бернхард, Джулиан Барнс и Мартин Сутер.
Шум на пустом месте: о фанатичных поклонниках.
Натаниэль Готорн и истоки постмодернизма.
Заметки о современной литературе - 16. Гонсало Торренте Бальестер.
Заметки о современной литературе - 17. Клайв С. Льюис "Пока мы лиц не обрели".
Бодлер и современность.
М. Веллер о творчестве Акунина и Ричарда Баха. Рабле и истоки современного юмора.