Заметки о современной литературе. - 2.

Aug 27, 2008 10:50


В этот раз мне хотелось бы поговорить о более сложных и насыщенных, непростых для чтения произведениях. Результаты совместного творчества Касареса с Борхесом и собственной женой. 2 внешне простых романа Эдгара Л. Доктороу и шедевр от Джулиана Барнса.

Прочитал на днях еще одну повесть, возникшую в результате самого громкого соавторства в мировой литературе: Борхеса и Касареса. До этого они опубликовали "6 загадок для Дона Исидро Пароди". Но желая мистифицировать свой союз они опубликовали детективные рассказы под псевдонимом О. Бустос Домек, скомпиллировав имя автора из имен своих прадедов. На этот раз приемником О. Бустоса стал Суарес Линч. Его повесть называется "Образцовое убийство". Надо заметить, что аргентинские гранды всегда старались внести нечто необычное в детективный жанр, так, например, с самого начала они заточили самого сыщика, Дона Исидро, в тюрьму, что само по себе было революционно. В этой повести есть тоже некое нововведение: абсурдизация идей прошлого. Но я не буду раскрывать финал. Стилистика произведения немного иная, размер повести превышает размеры новелл, придуманных О. Бустосом. Одним из ключевых моментов становится игра с читателем, иронизирование над манерами аргентинских авторов XIX - начала XX века. Много жаргонизмов, шуток, анаграмм. По свидетельству современников многие знакомые упрекали писателей в несерьезности их замысла, запутанности, словоблудии. Но по-моему получилось очень неплохо, оригинально, свежо,чем-то напоминает главы "Улисса" с бредовым содержанием. По-прежнему свидетели приходят в камеру № 273 и отнюдь не ограничиваются скупыми описаниями, а теперь уже и советуют сыщику, как поступать и клевещут на своих друзей. Что удивительно осталось совсем немного аргентинского в этой повести, никаких гаучо ит.д.

Всем очень рекомендую детективный роман, написанный Касаресом в соавторстве с собственной женой Сильвиной Окампо "Ненависть любви". Короткий роман, выдержанный в классическом ключе детективного жанра. Врач едет на отдых в гостиницу, оказывается в замкнутом обществе, происходит преступление, а подозреваемых очень немного. С помощью комиссара врач Уберман расследует преступление. Весь роман забит трюками и сюрпризами, а отгадка не приносит удовлетворения, т.к. не слишком подробая. Так у меня накопилось достачно замечаний по поводу хитрейших поворотов в построении сюжета: вначале мы подозреваем мальчика хозяйки. Потом поочередно Атуэля и сестру погибшей. Причем виновата была сама Мэри, а пасть жертвой должна бы ее сестра думается нам вначале. Шаги, чтобы обелить друг друга предпринимают будущие жених и невеста, т.к. подозревают друг друга, и оба собираются покончить с жизнью. Под подозрение попадает и сам Атуэль - главный полицейский среди гостей. Любитель пасьянса снимает маску в конце, выдвигая гигантскую теорию против Атуэлла. Страдает любитель железных дорог, усыпленный Атуэллом , чтобы перевести подозрения на себя. Эвелина, играя, раскаивается в произошедшим. А под конец страшным чудовищем выплывает не по годам сообразительный мальчик.

Любителям романов, отражающих суть времени могу посоветовать два романа Эдгара Лоренса Доктороу: "Билли Батгейт" - о бандах прошлого, об Америке с ее не самой приятной стороны. И о маленьком везунчике, который стал бандитом. потому что хотел вылезти из небогатого окружения.
"Регтайм" - об Америке времен начала двадцатого века. Вообще я не в курсе наскольке верно отражена ситуация у них, но как романист Доктороу отличный. Интересно наблюдать как медленно сходятся, изредка пересекаясь, линии отдельных героев. Хотя поначалу кажется, что автор ограничится вегетрианской, беззубой хроникой. Очень сильно, проникновенно. Хорошо накручено, тот нечастый случай, когда лихой сюжет совмещен с недюжинным литературным талантом, чутьем. И все на фоне истории, вращено в нее.

"Мастер Джорджи" Берил Бейнбридж - жизнь англичан, взявшихся осаждать Севастополь, изнутри. 4 судьбы, характера, профессии в мирной жизни и около горнила судеб. Их выбор, поступки, финалы их судеб. Для современного романа работа тщательная и поразительная своим историческим фоном при общей далеко не исторической направленности произведения. Т.е. книга далеко не из породы занудных исторических романов. Иногда натуралистично, иногда глубокомысленно, иногда пошло. Повествование меняет лицо, от которого ведется рассказ, несколько раз на протяжении где-то 180 страниц. Пронзительно, смешно, иногда содрогаешься от омерзения. Читать не обязательно, но можно, благо роман очень небольшой...

Я не особенно разбираю, кто автор по национальности, и на каком языке он пишет, просто читаю. Неплохой роман прочел недавно "История мира в 10,5 главах", Джулиана Барнса. Выдержан в постмодернистском стиле, написано в предисловии, что один из первых принесших стилю известность и популярность, на мой взгляд, для писателя, родившегося в сороковых годах это перебор. А в целом роман устроен, как сочетание нескольких отчетливо не связанных между собой глав с некоторыми нитями, переплетениями, общими идеяи, но скорее в плане интуитивном, нежели в, действительно, философском. В одной главе - история Ноя и Ковчега с точки зрения древесных червей. Его политика чистых от нечистых. В другой главе - захват корабля террористами и то же разделение ими пассажиров по национальному признаку: кто их правительству навредил, а кто нет.
В другой главе - суд над древесными червями, обвиняемыми в разрушении трона епископа и подточении балок церкви.
Восхождении одной госпожи в девятнадцатом веке на Арарат с целью отыскать ковчег, а затем нахождение ее останков астронавтом, которому бог, когда тот был на луне, приказал отыскать ковчег.
О сне про рай, о сути любви, о съемках картины про двух пасторов и индейцев, воспринимающих все всерьез и по сюжету губящего одного из актеров.
О картине про корабль, потерпевший бедствие. Интересный роман, проверяет читателя на предмет качества его ассоциативного, нелогичного мышления.
Previous post Next post
Up