Покатавшись по Русскому Северу, мы собрались в Скандинавию. Следующая точка - самый северный мыс Европы Нордкап. Мурманская область имеет три погранперехода: два с Финляндией и один с Норвегией, причем они имеют свои особенности. Через какой удобнее проехать и что для этого необходимо, будет написано в этом посте.
Самый быстрый и прямой способ попасть в Норвегию на этот мыс через МАПП Борисоглебск - единственный погранпереход с этой страной. Но тут есть один важный момент - если вы собрались в Норвегию на долго и взяли с собой продукты, на этой границе придется со всеми запасами попрощаться, т.к. норвежцы не разрешают их провозить с собой. У нас с собой был полный багажник провизии на две недели путешествия, терять их и тратить огромные деньги на покупку местных никак не хотелось. Оставался вариант только через Финляндию (как раз визу этой страны мы и делали, потому что планировали через нее как въехать так и выехать).
У Мурманской области две границы с Финляндией: МАПП Салла и МАПП Лотта. КПП Лотта ближайшая к Мурманску и находится в 230 км от города. Дорога длинная и без населенных пунктов, поэтому перед выездом нужно знать две вещи: 1) по пути нет заправок, а на самой границе цена литра топлива примерно на 10 рублей дороже, чем в Мурманске, поэтому заправьтесь заранее и до полного бака (допускается перевозить с собой не более 10 литров топлива в железной канистре), 2) граница не особо популярная, поэтому перед ней отсутствуют пункты, где можно купить гринкарту на автомобиль, позаботьтесь об этом заранее в Мурманске, иначе придется возвращаться.
Для перехода границы на автомобиле нужно иметь при себе: загранпаспорт с визой, документы на автомобиль (если даже вы не собственник, генеральную доверенность не спрашивают), ту самую гринкарту (минимальный ее срок 2 недели), страховка жизни на время пребывания в зоне Шенгена (могут спросить), бронь отелей (чтобы не объяснять весь маршрут, мы предъявили только двухнедельную бронь отеля в Хельсинки и сказали, что сейчас поедем туда и проведем там все оставшееся время).
Еще очень важный момент! В Финляндии, как и во всей Скандинавии, строго запрещены антирадары. За это предусмотрен штраф порядка 100 евро, изъятие данного прибора и хранение его на данном КПП, пока вы не вернетесь и не заберете его обратно, за хранение также предусмотрен сбор. Причем, не достаточно просто снять его с автомобиля, необходимо всячески избавиться от следов его нахождения - провода, коврики и следы от липучек на стеклах. Если пограничник заподозрит, что антирадар на автомобиле был установлен, будет перетряхивать машину. Мы сняли антирадар, спрятали его в спальник, убрали проводок, а при удалении липкого коврика, оставались следы клея, которые никак не хотели убираться. Тогда мы придумали другой вариант - приклеили коврик обратно и поставили на место антирадара телефон с включенным навигатором, чтобы отвести внимание. Получилось! Пограничники внимательно посмотрели на телефон, лобовое стекло и пропустили нас.
Кстати, обе границы в пятницу днем мы прошли минут за 30. Граница чрезвычайно безлюдна, в основном ей пользуются жители Мурманска и то в пятницу вечером (субботу утром) в сторону Финляндии и воскресенье вечером в обратную. Поэтому в это время не советую ее пересекать. В остальные дни тут почти никого нет.
Что касается навигаторов, пользовались несколькими - от Гугла, MapsMe и предустановленным в ГУ автомобиля. У каждого есть свои плюсы и минусы, поэтому мы решили дублировать разными, чтобы случайно не уехать не туда.
В Европе огромные штрафы за превышение скорости и скорость строго ограничена знаком. Если написано 80, то можно ехать не более 80, а не как у нас 99. Радар может посчитать за превышение даже +1 км в час, поэтому чтобы избежать возможных штрафов, ехали на 5-10 км в час ниже установленного лимита. Перед всеми камерами установлен знак, предупреждающий о ее приближении. Почти все тут автоматизировано, за все время путешествия видели полицию только пару раз, патрули не стоят и пунктов, подобных нашим ДПС, нет. После начала каждого населенного пункта есть знак, который поясняет, какой скоростной режим нельзя превышать, это видно на фото на заднем фоне. Поэтому нет необходимости гадать, какой скорости нужно придерживаться в том или ином городе. За 2 недели путешествия мы не получили ни единого штрафа.
Примерно через 200 км после пересечения границы с Финляндией, начинается Норвегия, обозначено это таким знаком:) Как вы видите по фото, обочины на дорогах либо вообще нет, либо почти нет, поэтому встать на автомобиле, не помешав движению, вне стационарных стоянок очень сложно.
Особенно это мешает, когда хочешь остановиться, чтобы сделать какой-нибудь шикарный кадр, а в Скандинавии у вас постоянно будет такой желание. Приходится либо останавливаться прямо на дороге, либо съезжать со склона с риском перевернуться. По моим ощущениям, и сами дороги чуть уже, чем в России. Каждый раз, когда тягач с прицепом проезжал мимо, нервишки здорово шалили, особенно на поворотах, того и гляди, тебя зацепят.
Первую остановку на отдых и небольшой пикник сделали в маленьком городке по пути около продуктового магазина Coop. Посмотрели цены и поняли, что не зря набрали с собой столько продуктов. В среднем, все дороже раза в 3, чем у нас. А этот термос впоследствии здорово нас выручал, когда не было времени на готовку пищи. Позже я расскажу, как мы готовили еду и где жили.
Первый шок, который мы испытали, пока тут отдыхали - это вид убитого лося в прицепе автомобиля.
А дальше мы увидели то, ради чего толпы туристов приезжают зимой за полярный круг, но не каждому везет. Уже догадались?:)
Все посты моего путешествия
#Скандинавтревел -
Планирование маршрута и подготовка-
Рабочеостровск или тот самый "Остров"-
Мурманск - город северных людей-
Первый в мире атомный ледокол "Ленин"-
Дорога из Мурманска в Териберку-
Териберка, по следам "Левиафана"-
Курорты Баренцева моря-
Переход границы в Мурманской области-
Как поймать северное сияние-
Дорога на мыс Нордкап-
Так вот ты какой, северный олень!-
Нордкап - не самая северная точка Европы-
Как прокатиться по самой дорогой стране мира и не остаться без штанов?-
Лофотенские острова-
По океану на пароме из Москенес в Будё-
Atlantic ocean road - самая живописная и опасная дорога в мире-
Олесунн - самый красивый город Норвегии-
Дорога через Лестницу Троллей и Дорогу Орлов к Гейрангер-фьорд-
Фломская железная дорогая (Flomsbana)-
Паромы Норвегии: правила, расписание и цены-
Берген - бывшая столица Норвегии-
Как добраться до Языка Тролля (Trolltunga)-
Кемпинги Норвегии, в которые я так и не попал-
Лиллехаммер - столица Олимпийских игр 1994 года-
Олимпийские объекты Лиллехаммера-
Где находится памятник Бьёрндалену?-
О доступности спорта в Норвегии-
Норвежские дома с травяными крышами-
Парк скульптур Густава Вигеланда в Осло-
Осло - самый скучный город Норвегии-
Морские музеи Бюгдей в Осло-
Два способа попасть из Швеции в Данию и обратно-
Датское велокоролевство-
Набережная Nyhavn - туристическое сердце Копенгагена-
Христиания - Свободный город внутри Копенгагена-
Копенгаген - столица Датского королевства-
Как я попал в шведскую тюрьму Langholmen-
Метро Стокгольма как произведение искусства-
Уютные улочки Гамла Стана-
На какой крыше Стокгольма жил Карлсон?-
По холмам Сёдермальма-
Стадсхолмен - там, где начинался Стокгольм-
Паромом из Швеции в Финляндию-
Стоит ли ехать в Хельсинки? -
Итоги