"...несколько палаток, стреноженные дремлющие руинэры, костры..."

Apr 10, 2009 13:33

UPD. Порядок чтения эпизодов:
начало истории,
продолжение-1,
продолжение-2,
"под катом" - продолжение-3,
продолжение-4,
продолжение-5
Продолжение-6
Продолжение-7
Продолжение-8

* * *

...несколько палаток, стреноженные дремлющие руинэры, костры... Луна неторопливо выбирается из-за кромки бархана, освещая дорогу себе и всем, кто сейчас в пустыне...

Тихо позвякивают колокольчики, висящие на веревках, которыми окружена стоянка. Cторожевые растворились в темноте, укрывшись плащами. Дымки поднимаются к небу, пахнет благовониями и едой. Впрочем, людей уже не видно, вечерняя трапеза завершена, и все разбрелись по палаткам, намереваясь отдать должное сну.

Лишь у одного из костров, того, что горит у самой большой палатки, сидят на расстеленных коврах двое. Один из них белобородый старик в желтой накидке, край которой расшит незамысловатым на первый взгляд узором. Второй - человек в простой дорожной одежде, посеченной песком и ветрами, глаза его, не смотря на ночь, закрыты темной кожаной повязкой. Рядом с ним, завернувшись в большой рыжеватый плащ, свернувшись калачиком, спит ребенок, уткнувшись спиной ему в бедро.

Они - человек с ребенком и старик со своими людьми - встретились еще накануне, когда их пути пересеклись и они все остановились у Каменного Колодца, чтобы пополнить запасы воды. А на следующий день они все вместе продолжили путь...

- Скажи, сколько раз ты возвращался в этот мир? - Старик внимательно посмотрел на собеседника.

- Не знаю, эргэ*, - человек в повязке усмехнулся. - Правда, не знаю. Я уже столько раз пробовал это вспомнить, что даже сбился со счета этих своих попыток.

- Скажи, - старик огладил бороду, - неужели тебе не скучно раз за разом видеть над головой все одно и то же небо? Видеть под ногами одни и те же пески?..

- Нет, эргэ, - человек осторожно погладил по плечу спящего ребенка. - Как это может надоесть? Тебе же не надоедает дышать? Или пить прохладную воду?

Старик улыбнулся:

- Но и вода, и воздух - они здесь и сейчас, в пределах этой жизни. А раз за разом видеть одно и то же... - он с сомнением покачал головой.

Его собеседник тихо рассмеялся.

- Есть такие вещи, которые я готов наблюдать столько раз, сколько они попадутся мне на глаза.. Ты видел, эргэ, как сияют по утрам золотые пески долины Ноа? Ты слышал их пение?

- Говорят, что эти песни никогда не повторяются... - старик поднял свой взгляд к черному небу.

- Думаю, это правда. По крайней мере, я ни разу не слышал такого. Это ли не повод возвращаться туда вновь и вновь?..

Теперь хмыкнул старик, а его собеседник продолжил.

- ...и я снова хочу посмотреть на Пустыню с высоты Близнецов**...

- "Снова"? Ты хочешь сказать, что уже бывал там?! - Старик заерзал на своем месте.

- Да, эргэ, - человек пожал плечами.

- Я думал, это только легенды...

- Я был там всего пару раз, но, знаешь... Таких миражей, как оттуда, невозможно больше увидеть нигде... Это ли не повод вновь возвращаться под это небо?..

- Я благодарен небу, что оно свело нас, - старик отвесил вежливый поклон, - и я благодарен тебе, что ты нашел время на беседу со мной.

- Без твоего гостеприимства, эргэ, этой беседы не было бы. - Собеседник старика склонил голову, приложив руку к груди. - И не окажи ты нам любезность, предложив разделить с тобой кров и пищу, я не смог бы наслаждаться разговором с познавшим мудрость, а моя спутница не вкусила бы покоя и столь безмятежного отдыха.

- Вот мы в очередной раз и обменялись любезностями... - Старик улыбнулся. - Позволь-ка, я наполню твою чашу, чтобы ты не тревожил сон своей спутницы...

- Спасибо, эргэ! - Человек в повязке принял чашу с горячим отваром и продолжил. - Кроме того, ведь есть еще немало мест, которых я или не видел совсем, или видел, но очень недолго. Я ведь не ошибаюсь, и твоя мать была родом из-за моря?

- Да, уважаемый.

- Она ведь рассказывала тебе что-то из своей жизни - о море, о побережье, об островах?..

- Да. И это были удивительные истории.

- А я никогда не был за морем... Я был всего несколько раз на побережье, и каждый раз столь непродолжительное время, что это можно даже не считать, - он махнул рукой.

- Зато ты - так говорят - побывал в самом Сердце Пустыни...

- Да, это правда. И если получится, не откажусь побывать там еще раз.

Старик покачал головой:

- Говорят, что тебе помогали демоны...

- Это правда, - кивнул его собеседник. - Человеку не в силах добраться туда самому. Какими бы силами он не обладал.

- Даже тем, кто преуспел в магии?..

- Даже им, эргэ. Понимаешь... Сердце Пустыни - это их дом. Там слишком много тех, кто в силах оказать сопротивление любому незваному гостю.

- Значит, только в сказках такое возможно... - Старец пододвинул к себе подушку и облокотился на нее. - Но ведь были же попытки? Это не сказки?

- Конечно, были. Я знаю наверняка про три. Некий мудрец... позволь, я не буду называть его имени. Так вот, он пробовал дважды. Когда это не удалось ему в первый раз, он выждал пятнадцать лет, чтобы снова сложились благоприятные для него обстоятельства, и повторил попытку. Несомненно, за эти годы он стал намного сильнее и искуснее в колдовстве. Но это ему не помогло. Они просто убили его.

- Тот, кто любил смотреть на звезды... - Задумчиво произнес старец. - Речь о нем?

- Да, эргэ.

- Тогда действительно не будем называть его имени, - старик кивнул. - Скажи, получается, ты был единственным, кто побывал там?

- Нет, эргэ. Не все сказки неправда. Я видел там Парга. Хитреца-Парга.

- Ты рассказываешь воистину удивительные вещи! Значит, он существует на самом деле?!

- О, да. Легенды не обманывают, он действительно обыграл Чагава в кости, и тот перенес его в Сердце Пустыни. Это уже потом Чагав понял, что Парг играл, скажем, не очень честно. Но договор есть договор. Правда, Парг не подумал, что попасть в Сердце Пустыни, это одно. А вот выбраться оттуда... Ну, ты же помнишь эту легенду?

- Неужели человек может там выжить?

- Если ему в этом помогут те, кто живет там, то да. Насколько я знаю, эта история развлекла их, они сжалились и даровали Паргу возможность там жить. Но вот вернуться в мир людей он уже не может... - Человек грустно улыбнулся и поправил повязку на глазах. - Демонов сложно обыграть в их родном мире. Впрочем, никто уже и не хочет с ним играть...

- Значит, - улыбнулся старец, - ты был единственным, кто вернулся оттуда.

- Возможно, были и другие, - человек пожал плечами. - Возможно, не все сказки выдумка... Возможно... - он хмыкнул. - Ты знаешь, что у демонов есть свои истории и легенды? Их количество воистину неисчерпаемо. Сколько раз я слушал их, а слышал я их немало, но это не надоедает. И это еще одна причина, по которой мне не скучно вновь и вновь возвращаться в этот мир.

- Пожалуй, ты знаком с их народом, как никто другой.

- Да, я знаю немало, но это все равно лишь горсть песка по сравнению с барханом... Ну, хорошо, - он поймал насмешливый взгляд старца, - не буду скромничать, пусть будут две горсти!..

Собеседники рассмеялись, а потом некоторое время сидели молча. Старец наблюдал за искрами костра, а человек в повязке, подняв к небу лицо, казалось, смотрел на яркие звезды. Он же и первым нарушил молчание.

- И еще... - он нежно погладил спящего ребенка. - Я очень хочу найти несколько вещей, которые у меня уже были. Когда-то...

Рука его замерла, когда ребенок заворочался во сне.

- ...я очень многое помню из своих прошлых жизней, эргэ. Я умею вспоминать, если нужно, что-то, что уже было со мной. А иногда и с другими... - Он протянул руку к огню, и языки пламени потянулись к его пальцам, как живые. - Я умею открывать свою память и брать оттуда то, что мне требуется. Я знаю, что некоторые знания из прошлых моих жизней приходят ко мне сами, когда это бывает необходимо. Но есть то, что я не могу вспомнить, как ни стараюсь... Наступает некий момент, и я словно утыкаюсь в стены. В них должен быть проход, но мне пока не везет...

Старец слушал его, не перебивая.

- ...я знаю - и помню! - что некие вещи я уже держал в руках, что я находил их и пользовался ими. Но что происходило дальше?.. Я не могу вспомнить. Возможно, я делал что-то не так?.. Возможно, это происходило и чаще, но я поручусь за три раза - уже трижды происходило нечто, что меняло мир вокруг меня...

Он пошевелил пальцами, и костер выбросил вверх сноп искр.

- ...я каждый раз пробуждался в изменившемся мире, эргэ. И так было самое меньшее три раза. И я не знаю, происходило ли это потому, что я что-то сделал, или наоборот - мир менялся от того, что я не успел сделать нечто, что мог?..

Старик подбросил в костер несколько веток и бросил туда же щепотку благовоний, достав ее из кожаного мешочка, спрятанного в складках его пояса. Человек в повязке глубоко вдохнул воздух и улыбнулся.

- Спасибо, эргэ... спасибо...

- Не утомила ли тебя наша беседа? - Старец поправил свои подушки. - Время позднее, наши пути завтра разойдутся. Не хочешь ли ты отдохнуть перед своей дорогой, почтенный?.. Я готов разговаривать с тобою до рассвета, но...

- Благодарю тебя, радушный хозяин, - человек склонил голову, вновь коснувшись рукой груди. - Беседа с тобой доставляет мне удовольствие. Но не нарушаю ли я твоих планов на эту ночь, эргэ?

- Вновь я слышу речи двух умудренных в любезности собеседников, - старец, ухмыльнувшись, огладил бороду. - Нет, ты не нарушаешь моих планов.

- Тогда я осмелюсь попросить тебя передать мне еще чашу отвара. Моя спутница, как видишь, - человек в повязке улыбнулся, - нимало не обеспокоена нашим разговором. Но мне не хотелось бы нарушать ее покой движением.

- Если тебе захочется утолить не только жажду, но и голод, - старец передал собеседнику из рук в руки теплую чашу, - я попрошу, чтобы нам принесли закусить.

- Хорошо... - человек пригубил жидкость. - Думаю, это не будет лишним, но несколько позже.

И снова какое-то время эти двое сидели молча. Только звуки задремавшего лагеря нарушали тишину ночи - потрескивал костер, ветер шуршал пологами палаток, поскрипывал песок под копытами переступавших с ноги на ногу отдыхавших руинэров...

- Этот мир любит тебя... - задумчиво произнес старец, нарушив в этот раз молчание первым.

- Я сам люблю этот мир, - улыбнулся человек в повязке. - Думаю, он это чувствует.

- Смею ли я спросить, - продолжил старец после небольшой паузы, - куда дальше идет твой путь?

- Не знаю, эргэ... - человек поставил чашу на ковер. - Не знаю. Пока не знаю.

Старец покачал головой.

- Но как ты тогда выберешь нужную тебе дорогу?

- Я подожду рассвета, эргэ. Думаю, что-то тогда станет ясно. А пока я даже не знаю цели своего пути.

Старик задумчиво смотрел в костер.

- Жаль, - наконец произнес он. - Я надеялся, что ты еще хотя бы на несколько дней останешься с моим караваном.

- И тебя не смущало бы, что этот ребенок не дитя человека?

- Мне не просто мириться с ее соседством, не буду кривить душой, - старик пригубил отвар. - Да и не все мои люди безропотно смотрят на нее. Но это не самая высокая цена за возможность говорить с тобой.

- Я понимаю, эргэ, - кивнул собеседник. - И ценю твою откровенность. Но не держи на меня зла, я не смогу завтра последовать за тобой. Нас... - он поправил плащ на спящем ребенке, - нас завтра ждет своя дорога.

- Ну, что же... Пожелаю тебе удачи в пути. Тебе и... - Старец замялся. - Тебе и той, что сопровождает тебя, - закончил он уже увереннее.

Человек в повязке покачал головой, на губах его возникла мимолетная улыбка.

- Спасибо, эргэ. Удача мне не помешает. Хотя, если быть точным, - он повернул голову к старцу, - это я сопровождаю этого ребенка. Надеюсь, завтра мне станет понятно, куда дальше прокладывать свой путь...

Старец внимательно посмотрел на него.

- Пусть Небо охраняет твой покой. - Он пригубил отвар. - И покой твоей спутницы.

- Спасибо, эргэ... - Поклонился старцу человек в повязке, - И, пожалуй, - продолжил он, - я сейчас с удовольствием разделил бы с тобой трапезу, - улыбка тронула его губы.

- Я распоряжусь, - улыбнулся в ответ старик и помахал кому-то рукой.

Со стороны палаток донеслись быстрые шаги и негромкий голос, отдававший какие-то указания.

- А я пока могу рассказать тебе историю Парга и Чагава так, как ее видят со своей стороны демоны. - Собеседник старца отодвинул в сторону пустую чашу и пододвинул к себе пару подушек. - Думаю, мало кто из людей слышал ее.

- Я ловлю каждое твое слово! - Старик ухмыльнулся и разгладил бороду.

...ветер шелестел тканью палаток, вздыхали невидимые в ночной темноте руинэры, дымки костров поднимались к небу, теряясь постепенно на его фоне. Два собеседника неспешно плели нити беседы, и укрытый старым дорожным плащом спал ребенок возле одного из них...

---------

* Эргэ - дословно "мудрость". При обращении же к конкретному человеку, это означает "познавший мудрость". Так обращаются к ученым, мудрецам, придворным магам, философам, советникам государей. При этом обязательно, чтобы возраст человека был достаточно почтенный. Исключений практически не бывает. К более молодым в подобных случаях обращаются, используя форму "он'эргэ" - "познающий мудрость".

** Имеются в виду легендарные Скалы-Близнецы, в окрестностях которых издревле живет большое количество демонов, а посему эти места традиционно избегаются людьми.

Блаженный бродяга пустыни

Previous post Next post
Up