На всякий случай..kaa_livejournalNovember 25 2010, 17:53:32 UTC
http://vkontakte.ru/video17717637_151815010?noiphone Общество не первый раз в своей истории сталкивается с особым типом кризисов, вызванных несбалансированной деятельностью людей. Почему они периодически повторяются и какую роль играют в развитии общества и природы? О цивилизационных кризисах в контексте универсальной истории - философ и психолог Акоп Назаретян и историк Андрей Коротаев.
Только вчера посмотрел... А вопрос - ваше мнение - можно ли из всего сказанного\написанного сделать вывод о эволюции биологической и эволюции социальной. И ну скажем личностной, когда эволюция человека как личности, отдельного индивидума, в силу двух первых происходит быстрее и дальше. И есть ли сингулярность, ускорение этих процессов.
Re: На всякий случай..as_merlinNovember 25 2010, 18:13:36 UTC
Видео не смотрел (предпочитаю тексты читать), а книгу Назаретяна "Антропология насилия и культура самоорганизации" читал: в принципе интересно, но очень и очень хотелось бы посмотреть на источники, из которых автор берет свои цифры и графики
( ... )
Re: На всякий случай..kaa_livejournalNovember 25 2010, 18:53:51 UTC
Спасибо за быстрый и развернутый ответ. Перефразирую свой вопрос - можем ли мы говорить о изменениях в биологии, социуме и личности человека? И можем ли сказать что есть определенный вектор в этом развитии
( ... )
Re: На всякий случай..as_merlinNovember 25 2010, 19:39:53 UTC
1. Изменения не то что на уровень вида не тянут, но даже на уровень подвида. Если ребенка из человеческого племени те же 40 тыс. лет назад забрать после рождения, поместить в современную семью и вырастить - никому и в голову не придет заподозрить, что это не обычный человек
( ... )
А как вы собираетесь встроить в их мифологию нужные знания? Можно, например, быть не только специалистом по новым ловушкам и охоте, но и бардом - сочинять песни про богов и героев, где они садят, жнут, покоряют животных, считают и пр. Но не сочтут ли ваши песни ересью? Не исковеркают ли их за пару веков, прежде чем заложенное в них знание придётся применять на практике?
Я думаю, если в первые же мгновения знакомства не замочат, а примут погостить у них (за обильные дары, например), то можно изучить язык и уже сложившуюся мифологию. А когда спросят откуда ты такой взялся странный и откуда такое колдунство полезное знаешь, сказать, что послало меня ваше божество любимое, оно разговаривает со мной по ночам. Тогда увидят, как полезны для них твои технологии, и примут за пророка, а дальше можно плести что угодно.
Подозреваю, что вы переоцениваете восприимчивость в новому в примитивных обществах. И, возможно, зря переносите на них характер религиозности "послеосевых" времён.
Кстати, Алексей, если Вы будете писать еще и 3-й пост на эту тему - почему бы не ввести второстепенную метку /Неолитическая и Промышленная революции/ или что-то вроде того?
По п.2. Насколько я знаю, земледели возникло до собственности - свободной земли было много, и этот ресурс не был редким (по крайней мере во многих местах).
Потому что если земли много, и нет необходимости конфликтовать за нее, то, скорей всего, и для пропитания за счет охоты и собирательства ресурсов достаточно. Нет стимула для перехода к земледелию.
Естественно. Поскольку это "общее место" (т.е. давно исследуемый вопрос), я навскидку могу только отослать Вас к учебникам по антропологии и истории или к логике (не обижайтесь :) Напр., Вы должны помнить из курса школьной истории про подсечно-огневое земледелие или переложное земледелие - это когда участок земли используется пока он не истощится, а дальше переходят на новый участок - нечто подобное существовало вплоть до средних веков в Европе. Такая форма земледелия предполагает наличие свободных земель и вопрос о собственности на землю возникать по идее не должен. Переход к земледелию означал гарантию наличиея еды, земледелие в отличие от охоты и собирательства более предсказуемо и позволяет делать запасы. К долинам великих рек земледелие, кстати, тоже не привязано - это старый популярный миф (про великие цивилизации, а не про земледелие).
Это уже ПОСЛЕ перехода к земледелию. Потому что территория, которая еле-еле может прокормить небольшое племя охотников и собирателей, легко прокормит огромное племя земледельцев.
Раннее земледелие ничуть не более надежно. Запасы - это хорошо, но если урожай погиб - начинается голод. У охотников же с этим проще.
Я уже приводил ссылки на Маршалла Салинза: среди ранних земледельцев голод был чаще и с более тяжелыми последствиями, чем у охотников и собирателей. Так что же заставило охоотников и собирателей кардинально изменить образ жизни, если уровень жизни при этом упал?
Я где-то читал, по-моему у Д.Даймонда в "Guns, germs and steel" (недавно русский перевод вышел), что ВСЕ предпосылки земледелия и скотоводства были известны ЗАДОЛГО до неолитической революции. Некоторые племена сеяли полезные растения, потом откочёвывали в другие места, через несколько месяцев возвращались проверить урожай. Многих зверей держали изредка как "домашних животных", но скотоводство, вроде бы, не развивалось. И вообще, жизнь охотников-собирателей он изображает как сопряжённую с рисками, но зато вольную и психологически предпочтительную вкалыванию на полях. Более того, первые земледельцы питались ХУЖЕ чем собиратели из-за менее разнообразной пищи, и на балансировку рациона земледельца ушло порядка тысячи лет
( ... )
Даймонд у меня пока лежит купленный и непрочитанный, но в общем-то его идеи представляю - видел дискуссии в интернете по их поводу.
Психология в значительной мере зависит от образа жизни, а обратное влияние многократно слабей. То, что неолитическая революция не могла произойти потому, что у людей сама собой психология поменялась, я уверен твёрдо.
Но увы, о настоящих причинах перехода к земледелию могу только догадываться: уверенности нет.
PS: Доверие к путешественнику во времени я задал по условию, ибо иначе задача становится нерешаемой, даже если знать настоящие причины неолитической революции. А так, бесспорно, Ваш вариант развития событий более вероятен. Ещё более вероятно, что пришельца даже слушать не станут, а убьют сразу как чужака.
Кстати, насчёт путешествий во времени. Можно рассмотреть засылку подготовленной группы в несколько десятков человек, образующих своё племя. Им, конечно, нужна не только информация, но и навыки выживания и межплеменной борьбы, но если выживут, то многое смогут продемонстрировать личным примером, а там и соседи потянутся...
Тут требования к уровню подготовки гораздо выше. Многи ли в мире человек, которые способны выжить в дикой природе, не имея даже ножа и спичек? Сколько человек в мире способны изготовить кремневый наконечник для копья и прикрепить его к древку встречающимися в природе средствами?
Но, конечно, если так подготовить людей, то несколько десятков - лучше одного.
Comments 67
Общество не первый раз в своей истории сталкивается с особым типом кризисов, вызванных несбалансированной деятельностью людей. Почему они периодически повторяются и какую роль играют в развитии общества и природы? О цивилизационных кризисах в контексте универсальной истории - философ и психолог Акоп Назаретян и историк Андрей Коротаев.
Только вчера посмотрел... А вопрос - ваше мнение -
можно ли из всего сказанного\написанного сделать вывод о эволюции биологической и эволюции социальной. И ну скажем личностной, когда эволюция человека как личности, отдельного индивидума, в силу двух первых происходит быстрее и дальше. И есть ли сингулярность, ускорение этих процессов.
Reply
Reply
Reply
Reply
Можно, например, быть не только специалистом по новым ловушкам и охоте, но и бардом - сочинять песни про богов и героев, где они садят, жнут, покоряют животных, считают и пр. Но не сочтут ли ваши песни ересью? Не исковеркают ли их за пару веков, прежде чем заложенное в них знание придётся применять на практике?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Потому что если земли много, и нет необходимости конфликтовать за нее, то, скорей всего, и для пропитания за счет охоты и собирательства ресурсов достаточно. Нет стимула для перехода к земледелию.
Reply
Напр., Вы должны помнить из курса школьной истории про подсечно-огневое земледелие или переложное земледелие - это когда участок земли используется пока он не истощится, а дальше переходят на новый участок - нечто подобное существовало вплоть до средних веков в Европе. Такая форма земледелия предполагает наличие свободных земель и вопрос о собственности на землю возникать по идее не должен. Переход к земледелию означал гарантию наличиея еды, земледелие в отличие от охоты и собирательства более предсказуемо и позволяет делать запасы. К долинам великих рек земледелие, кстати, тоже не привязано - это старый популярный миф (про великие цивилизации, а не про земледелие).
Reply
Раннее земледелие ничуть не более надежно. Запасы - это хорошо, но если урожай погиб - начинается голод. У охотников же с этим проще.
Я уже приводил ссылки на Маршалла Салинза: среди ранних земледельцев голод был чаще и с более тяжелыми последствиями, чем у охотников и собирателей. Так что же заставило охоотников и собирателей кардинально изменить образ жизни, если уровень жизни при этом упал?
Reply
Reply
Психология в значительной мере зависит от образа жизни, а обратное влияние многократно слабей. То, что неолитическая революция не могла произойти потому, что у людей сама собой психология поменялась, я уверен твёрдо.
Но увы, о настоящих причинах перехода к земледелию могу только догадываться: уверенности нет.
PS: Доверие к путешественнику во времени я задал по условию, ибо иначе задача становится нерешаемой, даже если знать настоящие причины неолитической революции. А так, бесспорно, Ваш вариант развития событий более вероятен. Ещё более вероятно, что пришельца даже слушать не станут, а убьют сразу как чужака.
Reply
Reply
Но, конечно, если так подготовить людей, то несколько десятков - лучше одного.
Reply
Leave a comment