Leave a comment

Comments 67

На всякий случай.. kaa_livejournal November 25 2010, 17:53:32 UTC
http://vkontakte.ru/video17717637_151815010?noiphone
Общество не первый раз в своей истории сталкивается с особым типом кризисов, вызванных несбалансированной деятельностью людей. Почему они периодически повторяются и какую роль играют в развитии общества и природы? О цивилизационных кризисах в контексте универсальной истории - философ и психолог Акоп Назаретян и историк Андрей Коротаев.

Только вчера посмотрел... А вопрос - ваше мнение -
можно ли из всего сказанного\написанного сделать вывод о эволюции биологической и эволюции социальной. И ну скажем личностной, когда эволюция человека как личности, отдельного индивидума, в силу двух первых происходит быстрее и дальше. И есть ли сингулярность, ускорение этих процессов.

Reply

Re: На всякий случай.. as_merlin November 25 2010, 18:13:36 UTC
Видео не смотрел (предпочитаю тексты читать), а книгу Назаретяна "Антропология насилия и культура самоорганизации" читал: в принципе интересно, но очень и очень хотелось бы посмотреть на источники, из которых автор берет свои цифры и графики ( ... )

Reply

Re: На всякий случай.. kaa_livejournal November 25 2010, 18:53:51 UTC
Спасибо за быстрый и развернутый ответ. Перефразирую свой вопрос - можем ли мы говорить о изменениях в биологии, социуме и личности человека? И можем ли сказать что есть определенный вектор в этом развитии ( ... )

Reply

Re: На всякий случай.. as_merlin November 25 2010, 19:39:53 UTC
1. Изменения не то что на уровень вида не тянут, но даже на уровень подвида. Если ребенка из человеческого племени те же 40 тыс. лет назад забрать после рождения, поместить в современную семью и вырастить - никому и в голову не придет заподозрить, что это не обычный человек ( ... )

Reply


i_ddragon November 26 2010, 09:48:43 UTC
А как вы собираетесь встроить в их мифологию нужные знания?
Можно, например, быть не только специалистом по новым ловушкам и охоте, но и бардом - сочинять песни про богов и героев, где они садят, жнут, покоряют животных, считают и пр. Но не сочтут ли ваши песни ересью? Не исковеркают ли их за пару веков, прежде чем заложенное в них знание придётся применять на практике?

Reply

zwilling November 26 2010, 10:53:19 UTC
Мне вот даже более сомнительно, что оттуда вообще что-то извлекут. По-моему, мифология - это та ещё дыра в смысле хранения знаний.

Reply

synchrophase November 26 2010, 10:57:43 UTC
Я думаю, если в первые же мгновения знакомства не замочат, а примут погостить у них (за обильные дары, например), то можно изучить язык и уже сложившуюся мифологию. А когда спросят откуда ты такой взялся странный и откуда такое колдунство полезное знаешь, сказать, что послало меня ваше божество любимое, оно разговаривает со мной по ночам. Тогда увидят, как полезны для них твои технологии, и примут за пророка, а дальше можно плести что угодно.

Reply

zwilling November 26 2010, 11:20:57 UTC
Подозреваю, что вы переоцениваете восприимчивость в новому в примитивных обществах. И, возможно, зря переносите на них характер религиозности "послеосевых" времён.

Reply


consul_romanus November 26 2010, 12:01:48 UTC
Кстати, Алексей, если Вы будете писать еще и 3-й пост на эту тему - почему бы не ввести второстепенную метку /Неолитическая и Промышленная революции/ или что-то вроде того?

Reply

as_merlin November 26 2010, 16:42:42 UTC
Скорей всего так и сделаю.

Reply


and2u November 26 2010, 13:19:34 UTC
По п.2. Насколько я знаю, земледели возникло до собственности - свободной земли было много, и этот ресурс не был редким (по крайней мере во многих местах).

Reply

as_merlin November 26 2010, 16:44:41 UTC
А есть какие-нибудь ссылки, подтверждающие это?

Потому что если земли много, и нет необходимости конфликтовать за нее, то, скорей всего, и для пропитания за счет охоты и собирательства ресурсов достаточно. Нет стимула для перехода к земледелию.

Reply

and2u November 26 2010, 17:05:29 UTC
Естественно. Поскольку это "общее место" (т.е. давно исследуемый вопрос), я навскидку могу только отослать Вас к учебникам по антропологии и истории или к логике (не обижайтесь :)
Напр., Вы должны помнить из курса школьной истории про подсечно-огневое земледелие или переложное земледелие - это когда участок земли используется пока он не истощится, а дальше переходят на новый участок - нечто подобное существовало вплоть до средних веков в Европе. Такая форма земледелия предполагает наличие свободных земель и вопрос о собственности на землю возникать по идее не должен. Переход к земледелию означал гарантию наличиея еды, земледелие в отличие от охоты и собирательства более предсказуемо и позволяет делать запасы. К долинам великих рек земледелие, кстати, тоже не привязано - это старый популярный миф (про великие цивилизации, а не про земледелие).

Reply

as_merlin November 26 2010, 17:19:49 UTC
Это уже ПОСЛЕ перехода к земледелию. Потому что территория, которая еле-еле может прокормить небольшое племя охотников и собирателей, легко прокормит огромное племя земледельцев.

Раннее земледелие ничуть не более надежно. Запасы - это хорошо, но если урожай погиб - начинается голод. У охотников же с этим проще.

Я уже приводил ссылки на Маршалла Салинза: среди ранних земледельцев голод был чаще и с более тяжелыми последствиями, чем у охотников и собирателей. Так что же заставило охоотников и собирателей кардинально изменить образ жизни, если уровень жизни при этом упал?

Reply


palmas1 November 29 2010, 19:27:29 UTC
Я где-то читал, по-моему у Д.Даймонда в "Guns, germs and steel" (недавно русский перевод вышел), что ВСЕ предпосылки земледелия и скотоводства были известны ЗАДОЛГО до неолитической революции. Некоторые племена сеяли полезные растения, потом откочёвывали в другие места, через несколько месяцев возвращались проверить урожай. Многих зверей держали изредка как "домашних животных", но скотоводство, вроде бы, не развивалось. И вообще, жизнь охотников-собирателей он изображает как сопряжённую с рисками, но зато вольную и психологически предпочтительную вкалыванию на полях. Более того, первые земледельцы питались ХУЖЕ чем собиратели из-за менее разнообразной пищи, и на балансировку рациона земледельца ушло порядка тысячи лет ( ... )

Reply

as_merlin November 29 2010, 20:13:06 UTC
Даймонд у меня пока лежит купленный и непрочитанный, но в общем-то его идеи представляю - видел дискуссии в интернете по их поводу.

Психология в значительной мере зависит от образа жизни, а обратное влияние многократно слабей. То, что неолитическая революция не могла произойти потому, что у людей сама собой психология поменялась, я уверен твёрдо.

Но увы, о настоящих причинах перехода к земледелию могу только догадываться: уверенности нет.

PS: Доверие к путешественнику во времени я задал по условию, ибо иначе задача становится нерешаемой, даже если знать настоящие причины неолитической революции. А так, бесспорно, Ваш вариант развития событий более вероятен. Ещё более вероятно, что пришельца даже слушать не станут, а убьют сразу как чужака.

Reply

palmas1 November 29 2010, 23:23:13 UTC
Кстати, насчёт путешествий во времени. Можно рассмотреть засылку подготовленной группы в несколько десятков человек, образующих своё племя. Им, конечно, нужна не только информация, но и навыки выживания и межплеменной борьбы, но если выживут, то многое смогут продемонстрировать личным примером, а там и соседи потянутся...

Reply

as_merlin November 30 2010, 05:18:39 UTC
Тут требования к уровню подготовки гораздо выше. Многи ли в мире человек, которые способны выжить в дикой природе, не имея даже ножа и спичек? Сколько человек в мире способны изготовить кремневый наконечник для копья и прикрепить его к древку встречающимися в природе средствами?

Но, конечно, если так подготовить людей, то несколько десятков - лучше одного.

Reply


Leave a comment

Up