Неолитическая революция

Nov 25, 2010 17:37



В статье " Три эпохи истории человечества" я писал, что хотя и не знаю точных причин неолитической и промышленной революции, но могу предложить более-менее правдоподобные объяснения. Конечно, слабые места у них есть, и даже очень существенные, но всё же.

Рассмотрим неолитическую революцию.

1. Первая предпосылка неолитической революции - окончательная победа человека над природой. Она проявилась в том, что практически любое племя было способно справиться с любым зверем и пережить почти любое стихийное бедствие. Едва ли не единственный способ погибнуть для любого племени - быть уничтоженным другим племенем. У людей не осталось никаких по-настоящему серьезных угроз, кроме как угрозы со стороны других людей.

Это положение было достигнуто как развитием техники (более совершенные луки со стрелами, копья, ловушки на зверей и т.д.), так и совершенствованием социальных отношений (альтруизма, реципрокности, обмена), для чего необходимым (хоть и не достаточным) условием была развитая речь.

Чтобы оценить степень взаимодействия людей, посмотрите на гигантские постройки неолита:
http://neznaika-nalune.livejournal.com/417573.html

В результате численность человечества взлетела до максимума, который способна прокормить Земля при присваивающей экономике. Ослабление регулировки численности за счет гибели на охоте и от стихийных бедствий привело к мальтузианской регулировке численности. Охотники и собиратели в результате повышения эффективности своей деятельности, как бы странно это ни звучало, стали жить впроголодь.


2. Следствием главной причины явилось ужесточение конкуренции между людьми.
Во-первых, чужаков за попытки поохотиться на территории племени ждала отныне смерть: ведь самим мало пищи.
Во-вторых, под давлением сильного соседнего племени зачастую нельзя стало откочевать подальше, ибо со всех сторон живут люди, которые будут сражаться с беженцами. Единственный выход - воевать за свою землю до конца.
В-третьих, развитые коммуникативные навыки позволили людям снизить конфликты, разделив территорию и проведя границы.

В результате появилась собственность на землю - необходимая предпосылка неолитической революции. Собственниками были не отдельные люди, а целые племена, но этого уже было достаточно, чтобы "трагедия общин" была предотвращена.

3. Племена людей отныне стали иметь свою территорию. Территорию, ресурсами которой, с одной стороны, они были ограничены (смена территории без кровопролитных ожесточенных боёв невозможна), а с другой - ресурсами которой они пользовались безраздельно.

Согласно правилу экологической пирамиды, чтобы максимизировать получаемую питательную ценность продукции территории фиксированной площади, надо питаться растениями, а не животными. Поэтому племена охотников и собирателей с каждым годом становились всё меньше охотниками и всё больше собирателями.

4. На своей территории (особенно в центре, а не на окраинах) стало теперь выгодным не съедать все растения, а засевать часть их. Ранние земледельческие культуры были несравнимо менее урожайными, чем современные, но зато гораздо более живучими и менее прихотливыми. Можно было засеять их и уйти кочевать, чтобы потом собрать урожай.

Обратите внимание, что в предшествующие периоды Первой эпохи такое было невозможно: посеете Вы, а пожнут другие. Только собственность на землю позволяет начать заниматься земледелием, даже самым примитивным.

5. Если эксперименты с выращиванием растений оказывались успешными (а так было во всех регионах, где имелись пригодные для этого растения. Правда, имелись они не везде), то второстепенный способ добычи пищи становился основным. Отныне основную долю пищи поставляло земледелие, а охота и собирательство лишь разнообразили стол.

6. На первом этапе уровень жизни земледельцев взлетал до небес: территория, на которой с трудом могло прокормиться небольшое племя охотников и собирателей, легко могла прокормить огромное племя земледельцев. Изобилие пищи порождало взрывной рост численности.

7. Мальтузианство неумолимо: уровень жизни через несколько поколений падал до более низкого уровня, чем он был до перехода к земледелию. Люди опять пали жертвами собственной эффективности. Но фарш нельзя провернуть назад: численность племени была уже намного выше, и вернуться к жизни охотников и собирателей было невозможно.

8. Потребность в земле для выращивания пищи и избыток населения толкали на завоевания. Соседние племена охотников и собирателей ничего не могли противопоставить земледельцам: те их банально давили численностью.

Процесс стал необратимым: отныне охотники и собиратели вынуждены были либо сами осваивать земледелие, либо умирать. Вариант «убежать» был сугубо временным, ведь ничейной территории не было: надо было прорываться с боями. Конечно, с другими охотниками и собирателями воевать было возможно, но не до бесконечности же!

Так свершилась неолитическая революция. Охотники и собиратели уцелели лишь в труднодоступных регионах, но приобщение их к цивилизации стало всего лишь вопросом времени. На тысячу лет позже, на тысячу лет раньше - мелочи по меркам Первой эпохи.

На этапе "4" была развилка: можно было экспериментировать не с выращиванием растений, а с разведением животных. Скотоводы тоже безусловно превосходили по численности охотников и собирателей (при равенстве территорий) и легко побеждали их. Однако с земледельцами на равных воевать не могли. Почему? Потому что экологическая пирамида на равных по площади территориях даёт земледельцам существенное преимущество в численности.
Тем не менее, на ранних этапах разрыв был не таким уж и большим, так что конфликты между земледельцами и скотоводами в начале Второй эпохи были затяжными и кровавыми.

Осталось объяснить ещё одну загадку - почти одновременный независимый старт неолитической революции в разных регионах Земли.

Дело в «неолитической глобализации»: культурной и экономической однородности человечества, т.к. торговые связи тянулись практически по всему миру, а путешествия хоть и были медлительными, однако скорость появления нового знания была многократно ниже.

Именно поэтому в евроазиатскосевероафриканском регионе земледельческие цивилизации стартовали почти одновременно.

В Новом Свете переход ко Второй эпохе произошел несколько позже: примерно в 3 тысячелетии до н.э. А по современным данным, заселение американских континентов людьми завершилось где-то 12 тыс. лет до н.э., т.е. за несколько тысячелетий до того, как вообще хоть где-то в мире произошел переход к земледелию.

Почему в Новом и Старом Свете старт земледелия был разнесён всего на несколько тысячелетий? Потому что 12 тыс. лет до н.э. люди в обоих регионах находились на одинаковом уровне развития, от которого оставалось совсем немного до реализации пункта "1" из начала статьи.

Почему в Новом Свете старт Второй эпохи был поздней? Потому что людям требовалось время, чтобы заселить два континента и перейти к пункту "2", а Старый Свет уже давно был заселён, и пункт "2" начинался почти сразу после пункта "1".

А почему не во всех регионах Земли возникло земледелие? Потому что спрос хоть и первичен, но нужно и предложение. Если нет растений, которые можно окультурить, выйти из Первой эпохи нельзя, сколь бы сильной ни была конкуренция за ресурсы.

PS: При написании этой статьи были использованы статьи neznaika_nalune, а также комментарии к моему посту про три эпохи истории человечества от kelavrik_0, freedom_of_sea, fandaal, reaganx, arhiloh, trubnik и других людей (часть комментариев помогла мне сформулировать этот пост про неолитическую революцию, часть - следующий про промышленную. Но даю общим списком, ибо некоторые причины у обеих революций схожи, и правильный ответ для одной помогает найти ответ для другой).

PPS: Отвечу на свой собственный вопрос из статьи " Три эпохи истории человечества" о том, как я бы инициализировал неолитическую революцию.

а) Сначала надо найти «инкубатор земледелия» - регион, который отвечал бы следующим условиям:

- В нём имели растения, пригодные для земледелия (обязательно) и животные, которых можно использовать как транспорт и рабочую силу (необязательно, но желательно).
- Он был достаточно большим, чтобы ни одно племя охотников и собирателей, сколь бы сильным (в пределах возможного) ни было, не могло контролировать более 10% него.
- Он был достаточно маленьким, чтобы, кочуя в любом фиксированном направлении, любое племя доходило до его края не более чем за 100-150 лет (это от края до края: от центра до края, следовательно, вдвое меньше).
- Он должен иметь природные границы, которые трудно преодолеть охотникам и собирателям, но возможно первым земледельцам: годятся пустыни, крупные реки, небольшие моря. Возможно - труднопроходимые горы.

б) С собой я взял знания по следующим технологиям:

- Как усовершенствовать оружие и ловушки на зверей, пользуясь теми ресурсами, которые есть в данном регионе.
- Какие растения из этого региона можно выращивать в пищу, и как делать это наиболее эффективно.
- Каких животных из этого региона можно приручить, и как делать это наиболее эффективно.
- Как устроена мифология первобытных племен (понятное дело, что конкретные мифы у всех разные, но общая логика, общие принципы построения имеются).

в) Работу с вождём и охотниками я построил на основе оружия и ловушек. Они быстро оценили бы преимущества их для охоты и войны (хотя, конечно, у охотников и собирателей настоящих войн нет, но конфликты с соседями бывают).

г) Работу с шаманом и старейшинами построил на остальных знаниях. В мифологию племени постарался органично встроить знания о земледелии и скотоводстве. Нашёл бы подходящего героя или божество и создал мифы о том, как он выращивал растения или приручал зверей.

Пусть сначала моим подопечным нет нужды в земледелии и скотоводстве, общее представление о том, что растения рождаются не просто из земли, а из посеянных семян, они получить должны. И знание о том, какие растения можно выращивать. И как это правильно делать.
Аналогично про то, как можно приручать животных. Как проводить селекцию. Как использовать животных.

Когда у них появится спрос на эти знания, они возьмут их из собственной мифологии.

В качестве дополнительного (не обязательного) бонуса постарался бы передать идею письменности, консонантно-вокалического алфавита, цифр и позиционной системы счисления. Разумеется, тоже встроив их в мифологию: у тех, кому я буду рассказывать, нет пока в этом потребности, а до появления первых городов я явно не доживу. Единственный способ передать знание в будущее - встроить его в мифологию.

д) Если есть такая возможность, действия «в» и «г» повторил бы с другими племенами из того же «инкубатора земледелия». Если такой возможности нет - достаточно и одного племени: остальные у него научатся, хотя это больше времени потребует.

е) На этом, собственно, мне можно умирать: процесс неолитической революции должен оказаться запущенным:

- Технологии, которые я передал вождю и охотникам, форсируют достижение пункта "1" из верхней части моей статьи.
- Ограниченность региона не позволит соседям моих подопечных уйти подальше: рано или поздно, но они будут загнаны в угол давлением моего победоносного племени. И скорее рано, чем поздно. Результат - реализация пунктов "2" и "3".
- На этом этапе из мифологии племени будут извлечены технологии, которые я передал шаману и старейшинам. Результат - реализация пунктов "4-7".
- Проницаемость границ региона для мощных земледельческих племён означает, что земледельцы выйдут из «инкубатора земледелия» и на остриях своих стрел, копий и мечей понесут прогресс, цивилизацию и культуру во все уголки планеты. Результат - реализация пункта «8».

.

/права собственности/, история, экономика, общество

Previous post Next post
Up