Взято у
xianyoung в
С.Е.Кургинян. О строительстве политического субъекта Ключевые выдержки.
Вызов ситуации и соответствующая задача формирования полноценного (стратегического, концептуального, миропроектного) политического субъекта.
... вообразите, что у каждого действующего политического субъекта есть карт-бланш на любые рецепты спасения. Я предлагаю вообразить это людям, что-то знающим о состоянии современной политики. Такие люди, если, конечно, они решатся быть честными хотя бы перед самими собой, незамедлительно признают, что действующие политические субъекты могут помочь России в такой же степени, в какой онкологическому больному может помочь фитнесс-клуб или салон красоты.
Бездарные, хищные эгоисты с разными аппетитами и разной челюстной хваткой одинаково беспомощны перед бездной, коль скоро она распахнется. И если мы хотим, чтобы эта бездна не поглотила нас всех и каждого из нас поодиночке, то мы должны сооружать что-то другое. То есть полноценный политический субъект, а желательно и субъект более высокого ранга, стратегический, концептуальный, миропроектный и так далее.
Шансов у нас на это - один из тысячи. Но других шансов спастись - просто нет. Ибо даже крайние рецепты - расчленение страны и взятие ее под контроль разномастными оккупантами - ничего не решат. Кроме того, мы говорим о шансах на жизнь, а эти рецепты никакого отношения к жизни не имеют. Мы ведь о докторах говорим, не правда ли, а не о бюро похоронных услуг.
Итак, нам нужен полноценный субъект и человеческий «материал», из которого его надо построить. Строительство державы, преодоление хаоса - все это требует очень качественного человеческого «материала». У Ленина такой «материал» был. И в этом его величайшая историческая заслуга. Он не смутьян, а революционер - усмиритель хаоса и создатель нового государства.
"Материал" и 4-ре его основных разновидности.
Все возможные материалы делятся на четыре разряда.
Первый разряд - высокоморальные и политически мощные люди. Только они и могут быть строителями державы, усмирителями хаоса. И если Ленину удалось построить державу и усмирить хаос - то это значит, у него такие люди были. Теперь их нет. Давайте признаем очевидное. Их просто нет в достаточном количестве. Были бы - давно бы мы жили по-другому.
Второй разряд - низкоморальные, но политически мощные люди. Они есть. Они и слагают нынешнюю нашу элиту. И не надо говорить, что они слабаки. Да, политическая мощность в том виде, в какой она полностью отделена от морали, это очень специфическая мощность. Но лучше такая мощность, чем ее отсутствие (читайте хотя бы Маккиавели). Мы уже убедились в ходе предыдущих рассуждений, что такая мощность ни к чему, кроме неумолимого разрушения ткани государственного бытия, привести не может. Но пусть хотя бы это происходит медленнее, чем быстрее. Правда же?
Третий разряд - это низкоморальные и политически слабые люди. Они могут оказаться у власти в силу многих причин, в том числе и при содействии Запада. Но их приход к власти приведет к еще более быстрому разрушению ткани государственного бытия. Воровство скачкообразно усилится, хищники начнут терзать тело промышленности еще более безжалостно и жадно (а то ведь не успеешь наворовать), сепаратизм, экстремизм, терроризм… Словом, понятно, что тут ловить абсолютно нечего.
Четвертый разряд - это высокоморальные и политически слабые люди.
Вот тут можно на что-то рассчитывать за очевидным неимением того, что относится к первому разряду и очевидной бесперспективностью того, что относится к разряду второму и третьему. Из этой руды (вновь апеллируя к словам героя моей пьесы) можно выковывать и спасительный, и даже победный меч. Но только одним способом - опираясь на высокую мораль, превращая ее в высочайшую мораль, в силу духа и добавляя к этому политическую волю и политическую эффективность.
Только в этом я вижу задачу движения «Суть времени». Готового политического субъекта нет, повторяю в который раз. И, что еще страшнее, нет готовых материалов для создания такого субъекта. Но руда есть. А значит, есть и надежда на то, что в соответствующей кузнице будет выковано искомое.
Опасности и соответствующие выводы.
Что наиболее опасно в том, что касается проведения подобного эксперимента, при том что вероятность успеха этого эксперимента ничтожно мала, а никаких других шансов на спасение просто нет?
Наиболее опасно здесь добавление к сильноморальной и слабополитической руде любых тривиальных политических примесей.
Люди из третьего разряда вполне могут увидеть в данном эксперименте какие-то шансы для себя. И предложить себя в виде чего-то политически более зрелого, способного к организаторской деятельности, имеющего определенные навыки.
Мне, решившемуся на подобный эксперимент, совершенно не понятно, зачем иметь дело со слабыми политическими хищниками из третьего разряда, если есть сильные хищники из второго разряда. Я смотрю на некоторых соискателей, относящихся к этому третьему разряду, и думаю: «Да тебя ведь пальцем раздавит любой функционер из "Единой России", а уж тем более любой кремлевский функционер, об олигархах не говорю. Ну что ты пыжишься? Ты ведь на их языке полный лузер, выведенный из игры много лет назад. Ты ведь и здесь оказался потому, что долгое время убеждал себя и других что принадлежишь к четвертому, а не к третьему разряду. И вот надо же! Как говорила когда-то героиня романа "Хождение по мукам": "Вы мне опять предлагаете дом-полную чашу. Но я это уже проходила в Петербурге, зачем мне это снова нужно проходить в казацкой станице? И чаша не та, и компания не ахти"».
Можно иметь дело с высокоморальными и высокодуховными людьми, которые пока в политике ни ухом, ни рылом. И преобразовывать таких людей в победителей. Но третьеразрядный экземпляр с умеренной гнильцой и очень сомнительными политическими навыками - это полный абзац. Ибо он высокоморальных людей постарается развратить, а сам сделать ничего не сможет.
Вывод: надо очищать руду, добиваться ее супервысокой моральной консистенции. Надо создавать те формы организации подобного материала, которые жестко воспрепятствуют проникновению любых примесей с сомнительным моральным качествам. Назовите это катакомбами или братством, общинами или орденом - не в словах дело, а в сути. Суть же в том, что люди из четвертого разряда могут превратиться в людей из первого разряда только, если будут пресечены все попытки людей из третьего разряда навязать им свои правила, свои нормы, свои местечковые политические ухватки.
Тогда, возможно, и сформируется политический субъект. Замедлять катастрофу и наращивать усилия в этом направлении - вот все, что можно сделать.
Источник -
Виртуальный клуб "Суть Времени" Дополнения.
Совсем коротко, т.к. высказано предостаточно, а толку - ноль целых и бесконечно малая n-я. Прежде всего, опять не ленимся и вываливаем ссылки на это самое, ранее предостаточно высказанное по данной теме:
●
Поправки к "Законопроекту о репрессиях",
●
К зачистке "совести",
●
Красная Суть Времени: выражение, реконструкция, обоснование,
●
Внутренний вызов двусмысленности,
●
Дискуссия о перспективах/альтернативах развития и личном отношении к ним,
●
К информационно-коммуникативному органону контр-элиты,
●
Концептуальный рост как условие спасения страны и мира,
●
Идея Нового Человека и вызов "лайт-цивилизации".
Так вот, совсем коротко, СУТЬ. Причем, не просто то, чтотребуется для формирования/становления политического субъекта (об этом, собственно, сказано: чел.материал/формирующее его понимание вызовов ситуации/соразмерные им политико-идеологические трэнды), но УСЛОВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ выполнения этого самого требуемого "что".
● При всей высокодуховности и высокоморальности, конкретные претенденты на бытие таковым субъектом, даже буде они двужильные, должны ЗАНИМАТЬСЯ ДЕЛОМ ПОСТОЯННО, а не в промежутках между добычей средств для выживания и погружением в связанные с этим сиюминутные заботы.
А это означает привлечение, в качестве спонсоров, из «2-го разряда - низкоморальные, но политически мощные люди» сколько-нибудь все-таки морально вменяемых, и главное, просто способных смотреть в перспективу ЦЕЛЬНО, а не только на предмет минимизации рисков в своем обогащении и увеличении своих "мощностей". От этой способности зависит сегодня их возможность, вообще, сохраниться со всеми этими их "мощностями" и проч. в качестве более-менее достойных участников политических и экономических процессов. ЗАМКНУТОСТЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИЛИ УЗКОКОРПОРАТИВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РАВНА КРАХУ.
А вот для привлечения этих, если угодно, тактических со-участников, соответственно, доведения ТАКИХ "рисков" до их сознания, важно следующее условие.
● То, о чём говорилось в вышеприведенных постах, - на предмет создания информационно-коммуникативной методологии и технологии. Это то, что необходимо, чтобы претенденты:
- вообще, сами МЕЖДУ СОБОЙ могли договориться до чего-то большего, нежели совместное совершение телодвижений по надавливанию на правовые рычаги (напр., сбор подписей) и манифестации определенных "даешь/долой", адресанты которых (власть, общество, оппозиционные полит.силы) либо просто "респектнут", либо "не заметят", либо воспримут как информ.повод для троллинг.выперда;
- были способны работать с информацией или учиться этой работе в несколько более сложном режиме, чем просто идентификация текста на предмет выяснения того, интересы какой из 4-х категорий имеющегося чел.материала он выражает, а именно, были способны оперативно, в конкретной коммуникативной ситуации помещать содержание высказываний в контекст, позволяющий всему этому материалу предстать в его значимости или контр-значимости в отношение ИСТОРИЧЕСКОГО СМЫСЛА как органичной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, в которой запечатлены Судьба и Предназначение народа, вкупе с внешними и внутренними вызовами складывающегося мироустройства.
Востребованный всем этим информационно-коммуникативный методолого-технологический органон - это именно тот "молот", посредством которого «из этой руды можно выковывать и спасительный, и даже победный меч»!
И главное.
● Конструктивность и продуктивность как в формировании "молота", так и "меча" зависит от выполнения принципа, аналогичного тому, который предполагается правилом: "Ничего личного - только бизнес". Однако ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ здесь должно заключаться в том, что и не "только", и не "бизнес", но ДЕЛО!
Дело, связанное с претворением в жизнь идеалов НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, СВЕРХИСТОРИИ, СВЕРХДЕРЖАВЫ! Дело, в котором для претворения этих идеалов, собственно, и требуется восстановление и развитие СУБЪЕКТНОСТИ, предполагающей наличие ИСТОРИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ и ВОЛИ К ИСТОРИЧЕСКОМУ СМЫСЛУ, - в макросоциальном масштабе, но, прежде всего, НАЧИНАЯ С СЕБЯ!
И чтобы это состоялось ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, а НЕ ДЕКЛАРАТИВНО, требуется задействовать свою интеллектуальную энергию, ОСОЗНАВ СЕБЯ КАК ИНСТРУМЕНТ! Как инструмент коммуникативных действий, - когда эффектом от минимизации "личного" будет ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО! И всё это - именно в противоположность лукавому бизнес-политесу, скрывающему за "деловитостью" РЕАЛЬНОЕ ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ и тем самым участвующему в РЕАЛЬНОМ РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИИ.
То есть минимизация "личного" - именно ради высвобождения востребованной СУБЪЕКТНОСТИ или ДОСТРАИВАНИЯ СЕБЯ ДО НЕЁ. Таким образом, будучи востребованной ИСТОРИЧЕСКИ, эта субъектность востребована КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИ, и это, стало быть, должно осознаваться тоже как один из серьезных ВЫЗОВОВ СИТУАЦИИ!
Важно, наконец, то, что все эти требования и принципы, в своей целокупности, апеллируют тоже к определенному идеалу. Каковой, как и всякий идеал, достижим лишь в той или иной мере. Но в то же время это именно тот ИДЕАЛ, в котором заключена возможность настоящей деятельностной консолидации! И возможность настоящей КОММУНИКАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ в отношениях между участниками и САМОдисциплины каждого из них в отдельности. Черпая в этом идеале свою возможность, эта дисциплина в свою очередь способна определять меру приближения к нему. И тем самым определять ДЕЙСТВЕННОСТЬ СКАЗАННОГО, т.е. его отношение к ДЕЛУ.