Отдача. Американская вербовка нацистов и её разрушительное влияние на политику США

Oct 01, 2016 04:30




(Рейнхард Гелен за написанием мемуаров, 1975 г.)

Радикальное изменение в американо-советских отношениях в тот период было продуктом очень сложного, политизированного процесса, который, конечно, является предметом значительных дискуссий до сих пор. Если высказаться кратко, то американское правительство потребовало стабилизировать ситуацию в Западной Европе, а также расширить сферу американских политических и экономических интересов в Восточной Европе.


5. ГЛАЗА И УШИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ-2)

Однако эта же цель целиком и полностью входила в намерение Сталина: укрепить контроль СССР над всё теми же восточноевропейскими странами, которые США рассматривали, как союзников и потенциальных торговых партнеров. Это столкновение ухудшалось разнообразием идеологических и культурных факторов, не последним из которых были, порою, жестокие споры между активистами коммунистической партии и официальными лицами Католической церкви.

Американские чиновники приняли свои собственные решения относительно того, как им позиционировать себя в Холодной войне, и очевидно, множество факторов как внешней, так и внутренней политики повлияли на принятие тех решений. В сложившихся обстоятельствах будет нелишним привлечь дополнительное внимание к влиянию тайных операций, а также к шпионским службам и Востока и Запада, которые сыграли сильную и, во многом невыявленную роль в эволюции этих запутанных конфликтов. Тайные организации считали себя передовыми армиями Холодной войны, и в отдельных случаях, обсуждаемых в данной книге, они, по-видимому, были самой вероятной причиной опасных инцидентов в отношениях Востока с Западом. Те же самые секретные организации, у которых был очевидный интерес к такому столкновению, часто являлись главным и даже единственным источником информации, используемым высокопоставленными политиками в оценке намерений иностранных правительств. Привилегированная приближенность этих тайных организаций к высшим должностным лицам, в конце концов - причина того, чтобы поставить на первое место Центральное разведывательное управление.

Взгляды Гелена на Холодную войну представляют интерес в связи с его значительной ролью, во многом определившей понимание американскими высокопоставленными политиками возможностей и намерений Красной армии. «Подход Гелена, особенно в ранние годы холодной войны, имел в качестве своего основания тезис о том, что, во-первых, Москва намеревалась управлять всей Европой и/или разрушить её в относительно короткий срок, даже если при этом потребуется применение военной силы, - говорит отставной штатный сотрудник управления национальных разведывательных оценок обстановки (Office of National Estimates, ONE), - и, во-вторых, что каждый коммунист в Европе согласованно работал на осуществление данного плана. В русле этого тезиса он предоставлял нам очень подробную информацию на протяжении многих лет, и мы использовали ее самым разнообразным образом. В его теории существует доля правды. Однако, в окончательных оценках, - подвел он в заключении, - Гелен ошибался».

«Американские чиновники оказались убеждены, - пишет в Foreign Affairs профессор Джон Лукакс, - что коммунизм был фанатичной идеологией и что вопреки иллюзиям военных лет о характере Сталина, Сталин был полностью предан ему. Но это на вид логичное и, по-видимому, запоздавшее заключение не было точным. Оно было сконцентрировано на идеологии, не на географии. Для Сталина же имел значение второй фактор, а не первый…. Не было никакого коммунистического режима (кроме, быть может, Албании, составлявшей отдельное исключение) вне области дислокации Советской армий, и, пожалуй, не могло быть вовсе». «Тем не менее, «грубый Сталин», возможно имевший место на территориях, находящихся под его контролем, - завершает Лукакс, - не имел намерений вторгнуться в Западную Европу, и даже положил конец прежде влиятельным французским и итальянским коммунистическим партиям на Западе».

Однако, к концу 1947 года в серии секретных конференций с генералом Лусиусом Клеем, тогда командовавшим американскими войсками в Германии, Гелен выступил в роли «сигнала тревоги» (как выразился Hohne Der Spiegel). Он сообщил Клею, что было не менее 175 дивизий Красной армии сосредоточено в Восточной Европе, что большинство из них находятся в боевой готовности, что полным ходом идет скрытый процесс передислокации войск, что установлен особый порядок отпусков и увольнений для военнослужащих. Всё это в совокупности говорит о том, что в воздухе витает глобальная мобилизация. В заключении он подвел, что поведение Советов должно интерпретироваться не иначе, как вводная часть к военной агрессии.

Затем в феврале 1948 года имели свое место два важных события. От части потому, что США отказались полностью поддержать чешского президента Эдварда Бенеса (социал-демократа) на том основании, что он был недостаточно антикоммунистичен, разрушилось коалиционное правительство, которое начиная с конца войны управляло Чехословакией. Чешская коммунистическая партия пришла к власти при поддержке Красной армии, таким образом, сильно укрепив западные опасения о возможности советского военного вторжения в Западную Европу. В течение нескольких дней после чешских событий руководитель разведки Генерального штаба армии США, генерал Стивен Дж. Чемберлин (который ранее сыграл значительную роль в деле ученых) встретился с генералом Клеем в Германии. В ходе проведенных встреч Чемберлин подчеркнул, «что главные военные законопроекты об ассигнованиях находятся на рассмотрении в комитетах Конгресса». В свою очередь Джин Эдвард Смит, редактор документов Клея, отметил, «необходимость стимулировать американское общественное мнение с целью поддержки увеличения расходов на оборону». Общественность США не желает адекватно финансировать вооруженные силы, говорил Чемберлин, если только это не будет полностью продиктовано угрозой фактической военной атаки со стороны СССР.

Реагируя на пожелания Чемберлина, Клей направил резкие телеграммы, которые прямо подразумевали назревавшее полномасштабное советское военное наступление против Западной Европы. «На протяжении многих месяцев, опираясь на  логику исследований, я придерживался мнения, что война с Советами была маловероятна в течение, по крайней мере, десяти лет», - телеграфировал Клей в Вашингтон 5 марта 1948. «Однако, в течение последних нескольких недель, я почувствовал тонкое изменение в советском отношении…, что теперь внушает мне опасение в том, что события могут развиваться с драматической внезапностью …».

Согласно информации ONE (Office of National Estimates), проведенные Геленом исследования Красной армии представляли собой подкрепляющую аналитику для комментариев Клея; они служили «фактами», поддерживающими его выводы. Совершенно секретная телеграмма Клея быстро нашла дорогу к американской прессе и была раздута СМИ до размеров полноценной военной истерии, ставшей (что является общепризнанным сегодня) одним из самых важных водоразделов холодной войны. Влиятельные политики в Вашингтоне согласились с утверждением, что 175 полностью вооруженных дивизий Красной армии стояли в боевой готовности в оккупационной советской зоне, с нетерпением ожидая приказа атаковать. Главное утверждение Гелена о том, что СССР в значительной степени не демобилизовал свои войска по окончанию войны, в отличии от США, в то время не вызывало сомнений и рассматривалось, как доказательство агрессивных советских намерений в Западной Европе.

Абсолютно те же самые войска, которые анализ армии США в 1946 году охарактеризовал, связанными с необходимостью «занятия территории для обеспечением требований безопасности», теперь были описаны Геленом (а также, чуть позже, в аналитических заключениях Пентагона), как «высокомобильный бронированный наконечник для наступления на Западную Европу» (согласно сводному военному плану Объединенного комитета начальников штабов). Прежнее признание армией США транспортных и логистических проблем, с которыми столкнется Красная армия, из совершенно секретных оценок советских возможностей попросту исчезло. Вместо этого русские оказались состоятельными немедленно начать крупномасштабные наступления в Европе, на Ближнем Востоке и Дальнем Востоке одновременно.

«На данном этапе Россия - военная сила номер один в мире», так озаглавила «US News & World Report» свою тематическую статью о новом кризисе. «Сухопутные войска и военно-воздушные силы России имеют возможность при желании накрыть почти всю Европу и Азию». Соединенные Штаты имеют меньше двух десятков подразделений, чтобы стоять на страже против этой орды. При этом они вынуждены ежедневно снижать численность своих войск из-за бюджетных сокращений, несмотря на огромное желание вернуть положение дел в норму. Ответ администрации Трумэна на эту дилемму казался очевидным: Остановите сокращения военного бюджета, ускорьте процесс создания атомного оружия, которое, казалось, нанесет по доллару больший удар, чем неядерные вооруженные силы, и залейте миллионы долларов во всевозможные тайные операции и программы разведки, включая недавно появившееся на свет ЦРУ и его главного клиента - организацию Гелена.

Однако, задним числом становится ясно, что оценки советской военной мощи, предоставленные Геленом американцам, были ложны и чрезвычайно завышенными как в отношении возможностей Советов, так и в отношении их желания воевать. В то время когда «все еще было принято считать, что Советский Союз не демобилизовал свои сухопутные войска по окончании Второй мировой войны, - пишет Мэтью Евангелиста в MIT journal International Security, - дело обстояло не так…. Общая численность советских вооруженных сил была значительно преувеличена на Западе в течение первых послевоенных лет». Даже Пол Нитце, чьи агрессивные личные качества отличались особой твердостью, не так давно предположил, что лишь около одной трети советских подразделений в Европе на самом деле в то время находились в боевой готовности. Приблизительно ещё одна треть находилась в состоянии частичной готовности, - продолжает Нитце, - и последняя треть числилась в запасе.

(Перевод с английского А. Поспелова).

Продолжение следует.

См. также другие связанные тексты, посвященные данной теме:

Часть 1: http://ap-love-82.livejournal.com/6781.html,

Часть 2: http://ap-love-82.livejournal.com/7019.html,

Часть 3: http://ap-love-82.livejournal.com/7337.html,

Часть 4: http://ap-love-82.livejournal.com/7590.html,

Часть 5: http://ap-love-82.livejournal.com/7835.html,

Часть 6: http://ap-love-82.livejournal.com/8208.html,

Часть 7: http://ap-love-82.livejournal.com/9438.html.

Часть 8: http://ap-love-82.livejournal.com/9541.html,

Часть 9: http://ap-love-82.livejournal.com/10000.html,

Часть 10: http://ap-love-82.livejournal.com/10478.html,

Часть 11: http://ap-love-82.livejournal.com/11180.html,

Часть 12: http://ap-love-82.livejournal.com/11315.html

Часть 13: http://ap-love-82.livejournal.com/12817.html

Previous post Next post
Up