Отдача. Американская вербовка нацистов и её разрушительное влияние на политику США. Часть 12.

Jun 24, 2016 00:27




В пятой главе книги Кристофера Симпсона «Blowback. America's Recruitment of Nazis and its Destructive Impact on Our Domestic and Foreign Policy» («Отдача. Американская вербовка нацистов и её разрушительное влияние на нашу внутреннюю и внешнюю политику») автор рассматривает фигуру бывшего генерала вермахта Рейнхарда Гелена, завербованного Соединенными Штатами, с точки зрения оценки вклада его деятельности в стремительный рост напряженности в отношениях между США и СССР в первые послевоенные годы.


5. ГЛАЗА И УШИ

Из всех структур бывших нацистов и коллаборационистов, нанятых США после Второй Мировой Войны, организация Гелена наложила на США самый существенный отпечаток. Проведенный Геленом анализ советских сил, определявших положение СССР, будучи искаженным прежним опытом его личного поражения от русских во время Второй Мировой Войны, получил широкое признание в американских аналитических кругах, оставаясь авторитетным и по сей день (на момент написания книги - прим.).

Исключительная ошибка Гелена - говорит Артур Мэйси Кокс, профессиональный аналитик по советским вопросам, служивший и в ЦРУ и в Госдепартаменте - заключалась в том, что его представление политической угрозы со стороны СССР сводилось к неизбежности военного конфликта. Таким образом, как выразился Кокс, он «поднимал собственную значимость в глазах неисправимых рыцарей холодной войны в Пентагоне и на Капитолийском холме». Оказывая значительное влияние, разведывательная деятельность и аналитика и Гелена сильно укрепили позицию о «коммунистическом заговоре» - модели, в которой рука Кремля имеет отношение почти к каждому трудовому конфликту или студенческой забастовке на континенте.

По-видимому, невозможно с уверенностью сказать, до какой степени Гелен влиял на решения высокостатусных американских политиков относительно европейских дел во время холодной войны. Сложные динамичные отношения между сбором информации, анализом и определением политики непросто вывести при сложившихся условиях. В случае Гелена ситуация была ещё более трудной для понимания по причине многослойной завесы тайны, которая окружала едва ли не каждый аспект его длительных отношений с американцами. Ни западногерманское, ни американское правительство, как известно, официально не опубликовали ни единого документа относительно работы Гелена под крылом американских агентств, хотя, конечно, утечки имели место. Исходный материал по предмету часто ограничивается воспоминаниями и мемуарами людей, которые участвовали в тех событиях. Некоторые из этих людей просили анонимность в обмен на сотрудничество.

Влияние Гелена на курс холодной войны было тонким, но реальным. Самопровозглашенные прагматики в американских разведывательных службах последовательно утверждали, что таким образом сомнительная занятость Гелена и даже нераскаявшихся нацистов, привлеченных в «Org», могла быть оправдана их значительным вкладом в борьбу с влиятельным и безжалостным конкурентом - Советским Союзом. «Он находится на нашей стороне, - заявил по поводу Гелена директор ЦРУ Аллен Даллес, - и это - все, что имеет значение».

Согласно общепринятым оценкам, чтобы поднять из руин организацию Гелена, в течение первого десятилетия после войны США потратили, по крайней мере, 200 миллионов долларов и привлекли на постоянной основе приблизительно 4000 человек. «Org.» стала глазами американской разведки в закрытых сообществах советского блока. «В 1946 файлы американской аналитики по Советскому Союзу были фактически пусты», - говорит Гарри Розицки, бывший руководитель шпионажа ЦРУ в Советском Союзе. «Даже самые элементарные факты были недоступны: о дорогах и мостах, о местоположении и назначении производственных предприятий, о планах городов и об аэродромах». Розицки работал в тесном сотрудничестве с Геленом в годы формирования ЦРУ и приписывал организации Гелена «основную роль» в заполнении белых пятен в тот период.

Аналитика, собранная «Org», была «важна для американских интересов», - утверждает У. Парк Армстронг, давний глава Управления разведки и исследований в Госдепартаменте: «Вклад нашего немецкого союзника в получение знаний о советских вооруженных силах в то время был стандартом, по которому мы измеряли наши собственные усилия».

В течение первых лет ЦРУ под руководством контр-адмирала Роскоу Генри Хилленкоеттера, по словам отставного руководителя Управления национальных разведывательных оценок обстановки ЦРУ, отчеты и исследования Гелена иногда просто перепечатывались на бланках ЦРУ и предоставлялись президенту Трумэну без дальнейшего комментария в утренних разведывательных сводках агентства. Организация Гелена «сформировала то, что мы знаем теперь о Советах в Восточной Европе и особенно о Восточной Германии», - продолжал он. Хайнц Хон, всемирно признанный историк и главный редактор журнала «Der Spiegel», утверждает, что «семьдесят процентов всей информации американского правительства о советских военных силах были получены от организации Гелена» в ранние годы холодной войны. Во время, когда любое точное число обречено быть спорным, комментарий Хона, конечно, точен.

Однако, вопреки сложившимся представлениям, попадание американцами в зависимость от организации Гелена в области аналитики советских военных возможностей с практической точки зрения, вероятно, являлось довольно грубой ошибкой. С одной стороны, привлечение на свою сторону Гелена само по себе стало фактором эскалации холодной войны, подорвавшим то, что осталось от надежды на возможное сотрудничество Востока с Западом в период с 1945 по 1948 годы. Испачкавшиеся в нацизме сотрудники Гелена, зачастую, давали Советам простой повод для обвинений в защите Западом военных преступников. С тех пор это стало очень успешной советской пропагандистской темой, отчасти, потому, что в этом есть доля правды, регулярно используемой и сегодня, как средство подрыва американских и западногерманских отношений с восточной Европой. Финансирование организации Гелена также, по-видимому, сделало более простым проникновение в западную разведку советских шпионов, как будет показано ниже. И, что наиболее важно, оперативные сотрудники и аналитики Гелена сильно укрепили существующую склонность американской разведки к паранойе о коммунизме и СССР, значительно способствуя этому предоставлением массовой дезинформации о советских намерениях, которой широко верили.

«Гелен должен был оправдывать вложение денег, создавая атмосферу угрозы, чтобы мы все боялись, - говорит Виктор Марчетти, в прошлом главный аналитик ЦРУ по вопросам советских военных планов и стратегических возможностей, - таким образом, мы вкладывали бы в него больше денег, чтобы он мог кормить нам этим». «По моему мнению, организация Гелена не предоставила ничего стоящего для понимания или оценки советских военных или политических возможностей в Восточной Европе или где-либо ещё», - добавил он. Привлечение Гелена было «пустой тратой времени, денег и усилий, за исключением того, что в отношении контрразведки, он, возможно, и имел некоторую ценность, так как практически все в его организации были откровенными сосунками». Другими словами, Гелен не предоставлял надежной информации, для сбора которой он изначально и был нанят. Но тщательный мониторинг «Org», возможно, предоставил какие-то ключи к советской шпионской деятельности, потому что группа была глубоко пропитана двойными агентами, таким образом, США всё же имели весьма дорогое и не очень действенное средство поддержания конкурентоспособности с советскими шпионами.

«Организация Гелена являлась той группой, у которой действительно были сети в Восточной Европе, именно поэтому мы и наняли их», - говорит эксперт по международным отношениям Артур Мэйси Кокс. «Но найм Гелена был самой большой ошибкой, которую когда-либо делали США. Наши союзники сказали: «Вы помещаете нацистов на высшие уровни вашей разведки», - и они были правы. Это дискредитировало США». По сведениям Кокса, организация Гелена была основным разведывательным источником, который утверждал, что «Советы собираются атаковать Западную Германию»…. Это было большой ахинеей тогда, и это является ахинеей сегодня (на момент написания книги - прим.).

Критический период с 1945 по 1948 годы, когда отношения Восток - Запад перешли от осторожного мира к интенсивной политической войне, оставляет возможность представить тот ущерб, который могла бы нанести разведывательная деятельность и аналитика Гелена. Среди наиболее значимых критериев в американской интерпретации европейских событий ранней Холодной войны годы была оценка Красной армии. Этот предмет, как известно, был в компетенции Гелена.

В середине 1946 американская военная разведка справедливо сообщила, что Красная армия (тогда контролировавшая большую часть Восточной Европы) была недооснащена, перенапряжена и измучена войной. Оценка численности советских войск в Восточной и Центральной Европе была довольно высока - около 208 дивизий, но армия США пришла к заключению, что эти силы были почти полностью связаны с администрированием, выполнением полицейских функций и восстановительными задачами в русской подконтрольной зоне. Армия заключила, что в течение, по крайней мере, десятилетия советская военная агрессия против Западной Европы была очень маловероятна, хотя бы по причинам логистики.

Особенно интригующими были отчеты армии США, сделанные в 1946 году, относительно железных дорог в восточной Германии. Красная армия, как было известно, испытывала недостаток в моторизации своих западных сил и полагалась в большой степени на железные дороги для материального обеспечения и перемещения своих войск во фронт. Разведывательные сводки армии США, составленные военными атташе в советской зоне, американскими съемочно-исследовательскими группами, занимавшимися изучением результатов бомбежек в Восточной Европе, а также другие полевые отчеты, полученные до советского решения закрыть для Запада свою подконтрольную зону, выяснили, что русские разобрали большую часть немецкой сети железных дорог и отправляли их назад в СССР в качестве военной компенсации. Советы разобрали, приблизительно, одну треть всей немецкой железнодорожной сети, в том числе депо, стрелочные переводы и тысячи миль путей, включая такие стратегические линии, как Берлин-Лейпциг и Берлин-Франкфурт. Независимо от того, что можно сказать относительно такой формы российского промышленного развития, всё это никак нельзя назвать поведением военной власти, рассматривающей атаку блицкрига.

В последующие два года, однако, американская оценка возможностей и намерений Красной армии фундаментально измелилась, и этому изменению способствовали вводившие в заблуждение отчеты и ошибочные предупреждения организации Гелена. К тому времени, когда данный пересмотр был закончен, он стал элементом слепой веры в Вашингтоне, округ Колумбия, считавшего, что измученные войной советские силы являлись фактически новой армией нападения, сбалансированной для атаки на Запад. Новая оценка американцами численности тех войск, кроме того, была также значительно преувеличена, потому что она не принимала во внимание крупномасштабную демобилизацию советских сил после 1945. Как основной источник информации американской аналитики о советских вооруженных силах во время этого ключевого периода холодной войны, организация Гелена играла важную роль в создании американской оценки - или скорее ложной оценки - советской власти в Европе, которая соответственно не могла расцениваться адекватно.

(Перевод с английского А. Поспелова).

Продолжение следует.

См. также другие связанные тексты, посвященные данной теме:

Часть 1: http://ap-love-82.livejournal.com/6781.html,

Часть 2: http://ap-love-82.livejournal.com/7019.html,

Часть 3: http://ap-love-82.livejournal.com/7337.html,

Часть 4: http://ap-love-82.livejournal.com/7590.html,

Часть 5: http://ap-love-82.livejournal.com/7835.html,

Часть 6: http://ap-love-82.livejournal.com/8208.html,

Часть 7: http://ap-love-82.livejournal.com/9438.html.

Часть 8: http://ap-love-82.livejournal.com/9541.html,

Часть 9: http://ap-love-82.livejournal.com/10000.html,

Часть 10: http://ap-love-82.livejournal.com/10478.html,

Часть 11: http://ap-love-82.livejournal.com/11180.html

Previous post Next post
Up