Отдача. Американская вербовка нацистов и её разрушительное влияние на политику США. Часть 13.

Sep 30, 2016 03:11




В последующие два года, однако, американская оценка возможностей и намерений Красной армии фундаментально измелилась, и этому изменению способствовали вводившие в заблуждение отчеты и ошибочные предупреждения организации Гелена. К тому времени, когда данный пересмотр был закончен, он стал элементом слепой веры в Вашингтоне, округ Колумбия, считавшего, что измученные войной советские силы являлись фактически новой армией нападения, сбалансированной для атаки на Запад. Новая оценка американцами численности тех войск, кроме того, была также значительно преувеличена, потому что она не принимала во внимание крупномасштабную демобилизацию советских сил после 1945. Как основной источник информации американской аналитики о советских вооруженных силах во время этого ключевого периода холодной войны, организация Гелена играла важную роль в создании американской оценки - или скорее ложной оценки - советской власти в Европе, которая соответственно не могла расцениваться адекватно.


5. ГЛАЗА И УШИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

В течение тех лет имели место важные изменения в американском разведывательном ведомстве, которые укрепили всеобщее сползание к открытым военным действиям с СССР. Полковник Джон В. Громбах из Военной разведывательной службы Пентагона (MIS), который появится на этих страницах чуть позже, играл значительную роль в одном из таких изменений: американская чистка рядов внешней разведки предполагала анализ штата в Пентагоне и Управлении стратегических служб (OSS). Эта самоинициированная чистка, которая, кажется, была выполнена, прежде всего, по политическим причинам, помогла заложить основу растущему влиянию Гелена в американском разведывательном ведомстве.

Во время войны Громбах служил в составе Службы военной разведки США (MIS (Military Intelligence Service)) руководителем группы шпионажа по сбору внутренней секретной информации при военном ведомстве. Его отдел составлял интенсивную и не всегда честную конкуренцию более гламурному американскому разведывательному агентству - OSS. Конкуренция вращалась вокруг финансирования, доступа к влиятельным политикам, численности штата, контроля агентов, долгосрочной стратегии и огромного числа других незначительных расхождений. Это соперничество становилось столь серьезным, что каждая группа ни без доли основания предъявляла свои обвинения другой, тем самым фактически раскрывая её агентов врагу. Когда Вторая мировая война приближалась к концу, перетягивание каната между этими двумя агентствами стало резко более выраженным. Борьба с общим врагом, который объединял их в неуютном альянсе, подходила к завершению. Каждая организации верила, что фактически и имело место, что боролась за свою собственную институциональную жизнь.

Громбах был не из тех, кто игнорировал проблемы. Крепкий коренастый человек, он был когда-то олимпийским боксером в тяжелом весе, а также выигрывавшим награды спортсменом десятиборья. Победы в профессиональной жизни, а также в спорте, находили его легко в  первые годы. Став более зрелым, «Французик Громбах», как называли его друзья, стал «оппортунистом первого порядка», а также, согласно досье военной разведки, «человеком, живущим за счет своих связей, и тем, кто перерезал бы горло любому стоящему на его пути».

Одной из самых ясных целей Громбаха в этой бюрократической борьбе был отдел Исследования и Анализа OSS (Research and Analysis, R&A), который специализировался на том, чтобы проводить единое осмысление тысячи фрагментарных отчетов об иностранных действиях, ежедневно имевших место в Вашингтоне. Отдел Исследования и Анализа OSS скептически относился к отчетам о том, что СССР сосредотачивал войска для военного нападения на Запад, и не боялся заявлять об этом на секретных совещаниях правительства. R&A определил шпионские отчеты Громбаха, как ненадежные и даже - профашистские. Его ответом на эти обвинения стало контробвинение в том, что R&A был сплошь пропитан коммунистами, и это обстоятельство определяло, как невысокую оценку деятельности отдела, так и объясняло его мягкую позицию по отношению к СССР.

Громбах привлек своих людей к изучению захваченных в 1945 году немецких шпионских файлов, чтобы найти доказательства, что «мягкость» военных отчетов R&A «по отношению к коммунизму» была результатом внедрения советских агентов. Не удивительно, что он нашел-таки некоторые доказательства подтверждавшие его подозрения. Его расследование обнаружило, что один из сотрудников среднего звена R&A, вероятно, вступил в американскую коммунистическую партию больше чем десять лет назад, а затем не указал это в своем заявлении при устройстве на правительственную работу. Во втором случае он использовал неподтвержденную информацию из газет, контролируемых испанским государством Франсиско Франко, «доказывающую», что представитель госдепартамента Густаво Дюран был не только коммунистом, но и, по-видимому, российским шпионом. У ряда университетских профессоров, которые были привлечены в штат R&A во время войны, были связи с большим количеством либеральных или левых организаций, хотя и не с коммунистической партией непосредственно. Наконец, и Пентагон и специалисты по анализу разведывательных данных OSS недооценивали отрицательную сторону отчетов об СССР во время войны. Откровения немцев о расстреле советским НКВД польских военнослужащих в лесу Катыни, например, были в основном проигнорированы в интересах сохранения союзнической солидарности.

Согласно записям военной разведки, полученным через Закон о свободном доступе к информации (Freedom of Information Act), Громбах приводил аргументы в пользу того, что минимизация советских военных преступлений американскими аналитиками была не просто политическим решением, а скорее частью коммунистического сценария. Он утверждал, что у аналитических групп в OSS и в Пентагоне, «по-видимому, были 'либеральные' тенденции». Они «последовательно устраняли всю антикоммунистическую информацию», которую разрабатывало его отделение. Он настаивал, что «прокоммунистическому или промарксистскому персоналу и его деятельности» дали возможность распространиться в американских группах анализа разведывательной информации.

Одного коммуниста в R&A оказалось достаточно, чтобы подтвердить его гипотезу. Результаты своего исследования под кодовым названием «Проект 1041» Громбах запустил в Пентагон - к республиканским членам Конгресса и в прессу посредством чувствительного и откровенного обмена мнениями по бюджетным ассигнованиям для американских спецслужб. Правые сенаторы на Капитолийском холме, вооруженном утечками Громбаха, преуспели в том, чтобы расколоть R&A приблизительно на семнадцать подструктур, фактически обеспечив развал аналитической группы OSS. Американская способность проводить осмысление разведывательных сводок из Восточной Европы и СССР, никогда не относившаяся к числу сильных качеств, была глубоко подорвана. Директор R&A, полковник Альфред МакКормак, безупречно служивший во время войны в качестве директора аналитики американской военной разведки при военном департаменте (U.S. military intelligence analysis in the War Department), вскоре с недовольством ушел в отставку.

Как отметил ветеран разведки и историк Уильям Корсон, в среде американских специалистов по разведке принятие обеих теорий о «русских в десять футов ростом» и той, что позже будет названа Маккартизмом, может быть датировано разрушением организации МакКормака, состоящей из скептически настроенных экспертов по отношению к СССР. Чистка рядов R&A послужила четким предупреждением аналитикам, находящимся под правительственным началом, что бескомпромиссная враждебность к СССР является необходимым условием для профессионального выживания при администрации Трумэна. Кроме того, крушение полковника МакКормака стало возможностью для Рейнхарда Гелена расширить свое влияние за счет ещё большего соответствия предписаниям американских спецслужб в новом правительстве.

(Перевод с английского А. Поспелова).

Продолжение следует.

См. также другие связанные тексты, посвященные данной теме:

Часть 1: http://ap-love-82.livejournal.com/6781.html,

Часть 2: http://ap-love-82.livejournal.com/7019.html,

Часть 3: http://ap-love-82.livejournal.com/7337.html,

Часть 4: http://ap-love-82.livejournal.com/7590.html,

Часть 5: http://ap-love-82.livejournal.com/7835.html,

Часть 6: http://ap-love-82.livejournal.com/8208.html,

Часть 7: http://ap-love-82.livejournal.com/9438.html.

Часть 8: http://ap-love-82.livejournal.com/9541.html,

Часть 9: http://ap-love-82.livejournal.com/10000.html,

Часть 10: http://ap-love-82.livejournal.com/10478.html,

Часть 11: http://ap-love-82.livejournal.com/11180.html,

Часть 12: http://ap-love-82.livejournal.com/11315.html

Previous post Next post
Up