Англосаксонские корни гитлеровской пропаганды (Часть 4)

Sep 29, 2016 01:19




Немецкие туристы организации «Сила через радость» на борту круизного лайнера

«Они («ответственные люди»), - продолжает Хомски, - должны быть глубоко ознакомлены с ценностями и интересами частной власти и той государственно-корпоративной сети, которая представляет ее. Если они могут освоить их, тогда они могут быть частью «специального класса». Остальная часть заблудшего стада в основном просто должна быть отвлечена. Обратите их внимание к чему-то еще. Не допустите их в проблему. Удостоверьтесь, что они остаются в преобладающей массе зрителей действия, иногда добавляющих вес тому или иному из настоящих лидеров, среди которых они могут выбирать.


Эта точка зрения была подхвачена многими другими людьми. Фактически, это довольно типично. Например, ведущий богослов и критик внешней политики Рейнхольд Нибур, иногда называемый "теологом истеблишмента", гуру Джорджа Кеннана и интеллектуалов Кеннеди, заявляет, что рациональность - очень узко ограниченный навык. И только малому числу людей он присущ. Большинство же людей управляются просто эмоциями и импульсами. Те из нас, кому присуща рациональность, должны создать "необходимые иллюзии" и эмоционально убедительные "упрощения", чтобы держать наивных простаков более или менее на нужном курсе. Это стало существенной частью современной политики. [1]

Необходимость держать под контролем досуг рядового немецкого рабочего, отвлечь его (в т.ч. от осмысления личной гражданской ответственности) была прекрасно усвоена высшим партийным руководством Германии и с успехом осуществлена на практике. Отдельного внимания здесь заслуживает реализация идеи, предложенной руководителем трудового фронта Робертом Леем.

«Связанные по рукам и номам жестким контролем, получавшие заработную плату немногим выше прожиточного минимума, немецкие рабочие, как и римские пролетарии, получили возможность посещать увеселительные представления, устраиваемые правителями, чтобы отвлечь их внимание от своего жалкого существования. «Нам нужно было переключить внимание масс с материальных ценностей на моральные, - разъяснил однажды доктор Лей. - Гораздо важнее утолить духовный голод людей, чем заполнить их желудки». И Лей выступил с идеей создания организации под названием «Сила через радость». Она обеспечивала то, что можно было назвать унифицированным досугом. При тоталитарной диктатуре XX века, пожалуй, как и при более ранних, необходимо было держать под контролем не только рабочее, но и свободное время каждого индивидуума. Этим и занималась «Сила через радость». Во времена нацизма в Германии насчитывалось несколько десятков тысяч клубов, занимавшихся буквально всем, начиная с шахмат и футбола и кончая певчими птицами. При нацистах не разрешалось существовать ни одной группе, будь она общественная, спортивная или развлекательная, иначе как под контролем организации «Сила через радость».

Рядовой немец третьего рейха, конечно, предпочитал эту всеобъемлющую организацию по обеспечению отдыха и досуга, чтобы не оказаться предоставленным самому себе. Она, например, организовала для членов Рабочего фронта очень дешевые туристические поездки и морские путешествия». [2]

Какими в конечном итоге стали эти туристические поездки в свое время наглядно показал Михаил Ромм в фильме «Обыкновенный фашизм», описывая варшавское гетто, куда «туристы» «Силы через радость» отправлялись с экскурсиями, чтобы понаблюдать, как сотни тысяч людей гибнут от голода.

«И хотя немецкий рабочий, одурачиваемый, был низведен до уровня промышленного крепостного, получающего зарплату, которая обеспечивала лишь прожиточный минимум, и хотя он менее, чем представитель любого другого класса, был склонен поддерживать нацизм или поддаваться его назойливой пропаганде, он, по-видимому, не так уж сильно сетовал на свое униженное положение в третьем рейхе». [2]

«Это идеально! Большие усилия приложены в попытке достигнуть этого идеала. Очевидно, за ним стоит определенная концепция. Концепция демократии - та, которую я упомянул. Заблудшее стадо - проблема. Мы должны предотвратить их рев и топот. Мы должны отвлечь их. Они должны смотреть финал первенства американской лиги по футболу, или комедии, или жестокие фильмы. Время от времени Вы обращаетесь к ним с просьбой проскандировать бессмысленные лозунги, такие, как "Поддержка наших войск". Вы должны сохранять их достаточно испуганными, потому что, если они не будут должным образом напуганы всеми видами дьяволов, которые собираются разрушить их снаружи, изнутри или ещё как-нибудь, они могут начать думать». [1]

Ещё одним «прогрессивным интеллектуалом» в Соединенных Штатах в то время был Гарольд Лассуэлл. В 1927 году (спустя два года после написания Гитлером «Майн Кампф») выходит монография Лассуэлла «Техника пропаганды в мировой войне», где автор, как говорится, без прикрас выкладывает карты на стол, заявляя об истинных целях и средствах пропаганды.

«Можно подумать, что автор сошел с ума. Все выложил на чистоту, без малейшей прикрасы. Пропаганда - ложь с начала до конца; Сознательно рассчитанный обман друзей, врагов и посторонних зрителей; иезуитство наиновейшей формации, которое принцип «цель оправдывает средства», как обветшалый, сменило на лозунг: «ложь - и цель и средство». [3]

«В 1920-х и в начале 1930-х годов, Гарольд Лассуэлл, основатель современной теории коммуникаций и один из ведущих американских политологов, объяснил, что мы не должны уступать "демократическим догмам о том, что люди являются лучшими хозяевами своих собственных интересов". Поскольку это не так. Мы - лучшие представители общественных интересов. Поэтому, даже из соображений обычной морали, мы должны быть уверены, что у них нет возможности действовать, опираясь на собственные заблуждения.

В том, что в наше время называют тоталитарным государством или военным государством, это легко. Вы просто держите дубину над их головами, и если они выходят за рамки заданной траектории, Вы бьете их по голове. Но, так как общество стало более свободным и демократичным, Вы утрачиваете эту способность. Поэтому Вы должны обратить свой взгляд к методам пропаганды. Логика ясна. Пропаганда в демократии - то же, что дубина в тоталитарном государстве. Это мудро и хорошо, потому что, снова, общие интересы оказываются вне понимания заблудшего стада. Они не могут их понять» [1].

То, как именно в тоталитарной гитлеровской Германии били дубиной по голове «заблудшее стадо», - обширная тема, заслуживающая отдельного внимания. Здесь же отметим, что в выборе средств подавления несогласия гитлеровское руководство не гнушалось методов откровенного и чудовищного террора.

В своей пьесе «Страх и нищета в третьей империи» Бертольд Брехт описывает сюжет, когда берлинский рабочий, провоцируемый штурмовиком на откровенность, рассказывает следующую историю:

«Доктор Лей отправился в небольшую деловую поездку пропагандировать "Силу через радость". И повстречался ему некий бонза времен Веймарской республики, по имени... ну, называть не стоит; а было это, скажем, в концлагере, - но только как же попал туда доктор Лей, такой рассудительный человек? Бонза его спрашивает, как он добивается того, что рабочие сейчас все готовы проглотить, чего бы они раньше никак не стерпели. Тут доктор Лей указывает на кошку, которая мирно грелась на солнышке, и говорит: "Допустим, вы хотите угостить ее порцией горчицы и чтобы она её проглотила, терпит она ее или не терпит. Как вы этого добьетесь?" Бонза берет горчицу и сует кошке в рот. Та, понятное дело, выплевывает ему эту самую горчицу прямо в лицо. Ни черта кошка не проглотила, только всего его исцарапала. "Нет, голубчик, - говорит ласково доктор Лей, - так у вас ничего не выйдет. Посмотрите, как делаю я". Он изящно берет на палец горчицу и, глазом не моргнув, заправляет ее несчастной кошке в задний проход... Вы меня извините, но из песни слова не выкинешь. Кошка, совсем очумев - ведь боль отчаянная, - тотчас принимается вылизывать из-под хвоста весь заряд горчицы. "Вот видите, любезный, - торжествует доктор Лей, - кошка ест горчицу! И добровольно!»

В заключении можно зафиксировать следующее:

Таким образом, концептуальные и методологические разработки англосаксов в области пропаганды, в том числе нашедшие свое практическое применение в ходе Первой мировой войне, оказываются удивительно созвучны последующему опыту гитлеровской Германии. При этом не вызывает сомнения, что создатели машины гитлеровской пропаганды были не просто хорошо знакомы с успешной практикой пропаганды США и Великобритании, но и во многом действовали с оглядкой на нее, постоянно имея в виду в качестве некоего ориентира.

Кроме того, рассмотренное выше дает нам основание говорить не столько о полной преемственности и прямой зависимости развития одной системы от другой (согласно Вернеру Мазеру данное утверждение не стоит абсолютизировать), сколько о их существенной комплиментарности, что само по себе обеспечивает возможность их дальнейшей взаимной интеграции. Ведь в той же мере, в какой американские и английские разработки в свое время принимались на вооружение гитлеровскими пропагандистами, на встречном направлении чуть позже подвергался всестороннему изучению и опыт III рейха.

В подтверждении этому можно привести следующую цитату Юрия Бялого:

Британские и американские элиты ещё на рубеже XX века внимательно читали основополагающих авторов концептов «теории элет» и «теории масс» от Макиавелли до Джентилле и от ЛеБона до Ортега и-Гассета. Далее политические элиты Великобритании и Америки очень внимательно присматривались к тому, как задачи «фабрикации согласия» решают политические режимы муссолиниевской Италии и других европейских стран побеждающего фашизма, а затем и нацистская Германия. Так хорошо известно, что британский примьер Уинстон Черчилль восторгался «пропагандистским блеском» итальянских фашистов, включая Д’Аннуцио и Муссолини. А американский основатель первой мировой «автомобильной империи» Генри Форд откровенно признавал, что не знает лучшей пропагандистской работы, чем та, которую проводит в Германии доктор Геббельс.

Причем Форд, с его нескрываемыми нацистскими симпатиями и широкими связями в нацистской элите Германии, вряд ли был в неведении относительно ключевых принципов пропаганды Геббельса. Включая такие высказывания Геббельса, как: «Мы добиваемся не правды, а эффекта... Худший враг любой пропаганды - интеллектуализм... Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей... Человек был и остается животным... Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней», и так далее.

Все это англосаксонские элиты внимательно изучали. И осмысленно перенимали успешные практики «фабрикации согласия масс». Особенно активно этот процесс пошел после Второй мировой войны, когда в британскую и особенно американскую элиту были инкорпорированы ключевые кадры «специалистов по фабрикации согласия» из нацистской верхушки побежденной Германии. [4]

1. Noam Chomsky. «Media control. The spectacular achievements of propaganda» (перевод с английского А.А. Поспелова);

2. Уильям Шерер. «Взлет и падение третьего рейха» (том 1);

3. Г. Лассуэлл. «Техника пропаганды в мировой войне» (сокращенный перевод с английского в обработке Н.М. Потапова с предисловием М. Гуса);

4. Газета «Суть Времени» № 99 от 15.10.2014 г. (рубрика «Концептуальная война») https://gazeta.eot.su/article/obnovlennyy-koncept-amerikanskogo-dominirovaniya-podavlenie-cherez-vovlechenie-chast-i.

Previous post Next post
Up