Продолжим перевод четвертой главы книги Кристофера Симпсона «Blowback. America's Recruitment of Nazis and its Destructive Impact on Our Domestic and Foreign Policy» («Отдача. Американская вербовка нацистов и её разрушительное влияние на нашу внутреннюю и внешнюю политику»). Глава посвящена вербовке Соединенными Штатами бывшего генерала вермахта Рейнхарда Гелена и развертыванию с его помощью подконтрольной американцам масштабной разведструктуры на территории западной Германии.
4. ЧЕЛОВЕК В «ПОЧТОВОМ ЯЩИКЕ № 1142» (Продолжение)
Существовала и другая сторона медали. Большинство ведущих специалистов шестого управления CC РСХА играли важную роль в массовом истреблении евреев. И Зикс и Огсберг возглавляли мобильные отряды смерти на восточном фронте. Другие участвовали в Холокосте в качестве администраторов, бумажных работников или же генераторов идей.
Сотрудник Гелена привлеченный к реботе с эмигрантами, бригаденфюрер СС Франц Зикс - крупный военный преступник, который по последним данным всё ещё жив (умер в 1975 г). Однажды, он был описан Адольфом Эйхманом, как дока (настоящий «трудоголик») в так называемом «еврейском вопросе», а также как привилегированный протеже шефа СС Гиммлера. Эйхман должен был знать: Его собственные первые усилия в Холокосте были выполнены под личной командой Зикса в рамках соответствующего сектора службы имперской безопасности "Ideological Combat". В 1941 году Зикс возглавлял «Vorkommando Moskau», передовую команду нацистского вторжения, работа которой заключалась в захвате архивов коммунистической партии и НКВД, чтобы составлять списки преследуемых советских сотрудников и ликвидировать тех, кто был пойман. Команда Зикса так и не добралась до Москвы, но его личные отчеты указывают, что подразделение под его руководством хладнокровно убило приблизительно 200 человек в Смоленске, где они остановились в ходе наступления на советскую столицу. Смоленские жертвы, как докладывал Зикс, включали «46 человек, среди которых были 38 представителей еврейской интеллигенции, которые пытались организовать волнения и недовольства в недавно установленном смоленском гетто».
Уже в 1944 году Зикс докладывал на конференции «консультантов» по теме «еврейского вопроса» в Круммхубеле (ныне городок Карнач, горнолыжный курорт в горах Крконоше на юго-западе Польши - ред.). Стенографические записи встречи указывают, что «Зикс говорил... о политической структуре мирового еврейства. Физическое устранение восточных евреев лишило бы евреев своих биологических резервов». «Еврейский вопрос должен был быть решен не только в Германии, но и во всем мире» (выделено). Гиммлер был так доволен работой Зикса, что вытащил его из проектов под юрисдикцией VI управления и дал ему собственный вновь созданный отдел Amt VII.
Но Зикс не был простым убийцей. Он был профессором коллажа с докторской степенью в области права и политических наук и деканом факультета Берлинского университета. Некоторыми своими коллегами он был охарактеризован, как один из самых выдающихся преподавателей своего поколения. Зикс - доктор Зикс, как он предпочитал называться - вступил в нацистскую партию в 1930 году, затем, несколько лет спустя - в SS и SD. Наряду с Вальтером Шелленбергом и Отто Олендорфом, он был одним из нацистских преподавателей и адвокатов, которые создавали тонкую плёнку интеллектуальной респектабельности диктатуре Гитлера. Многие из таких людей приступили к работе в службе безопасности, чтобы стать мозгами партии, специалистами по разведке, которые представляли беспристрастные исследования нацистскому верховному командованию относительно идеологической войны, расовых вопросов на Востоке и тактики по «Окончательному решению».
Один из самых важных проектов Зикса в шестом управлении был Институт Ванзее - мозговой центр SS, некогда расположенный возле красивого озера Ванзее в пригороде Берлина. Это было самым взыскательной попыткой SS по созданию стратегической (т.е., адресующей к долгосрочной перспективе) разведки, специализирующейся по СССР. Он собрал коллекцию исследований о советских производственных оборонных возможностях, деятельности научно-исследовательских институтов, деталях пятилетних планов, местоположениях нефтяных месторождений и месторождений полезных ископаемых, об официальных представителях партии, а также коллекцию российских карт и технической литературы разнообразного содержания.
Работа Института Ванзее также включала в себя (типично нацистским образом) исследования по расселению и численности различных этнических групп на территории СССР. Совершенно секретные материалы института были доступны менее, чем пятнадцати людям в нацистской правительственной верхушке, включая генерала Гелена (как руководителя военной разведки на Восточном фронте), министра пропаганды Пауля Йозефа Геббельса и самого Гитлера. Исследования, которые входили в число наиболее достоверной информации об СССР, подготовленной Рейхом, были важны для выбора военной стратегии, а также для выбора целей на Восточном фронте. Этнические отчеты, которые были наиболее достоверной информацией, доступной SS, относительно мест концентраций еврейского населения в СССР, определили наглядный план действий для высшего руководства SS в решении задачи по истреблению евреев.
Большинство сотрудников в Институте Ванзее из общего штата в двадцать человек составляли перебежчики из СССР или учеными, занимавшимися советскими исследованиями в лучших немецких университетах. Именно эта группа, которую собирал Гелен после войны, чтобы сформировать сердце штата для своей деятельности, нацелилась на Восточную Европу и Советский Союз. По крайней мере, один ветеран Института Ванзее, Николай Николаевич Поппе, живет в Соединенных Штатах и сегодня (умер в 1991 году - прим.).
После падения Берлина доктор Зикс был обвинен в военных преступлениях. Тем не менее, он приступил к работе на Гелена в 1946 году. Ему была поставлена задача по проверке района Штутгарт-Шорндорф на предмет наличия немецких ветеранов разведки, которые были заинтересованы в новой работе. К сожалению для Зикса, одним из его субагентов был некий гауптштурмфюрер SS Хиршфельд, который также работал на совместную американо-британскую разведку, занимавшуюся отслеживанием беглых военных преступников. Хиршфельд предал Зикса, сдав его Американскому корпусу контрразведки (CIC), который, в свою очередь, проигнорировал все его протесты и обвинил в нескольких военных преступлениях, включая убийство. Как только о поимке Зикса объявили в газетах, Гелен и его американский покровитель генерал Сиберт уже мало что могли сделать для Зикса, по крайней мере, публично. Зикс предстал перед американским военным трибуналом в 1948 году. Он был осужден за военные преступления (включая убийства в Смоленске) и приговорен к двадцати годам тюремного заключения.
Человек, который возглавил команду американских обвинителей, Беньямин Ференц вспоминал Зикса: «Шустрый парень, одна из самых порядочных свиней среди всей их братии (мобильные команды смерти)…. Лично, я испытывал больше уважения даже к Олендорфу, потому что тот, хотя бы, сказал: «Да, я делал это (совершал массовые убийства)». С другой стороны, Зикс упрямо заявлял: «Кто, я? Они убивали евреев? Я понятия не имел!»
В конце концов, Зикс отбыл, приблизительно, четыре года тюремного заключения до того, как оказался помилован Верховным комиссаром США в Германии Джоном Макклоем. Даже если американцы и не знали, кем был Зикс, начав работать в организации Гелена в 1946 году, они едва могли сослаться на свою неосведомленность после его осуждения Американским Военным трибуналом. Тем не менее, амнистия Зикса Макклоем определенно подтвердила востребованность бывшего сотрудника SS для работы в «Org». Таким образом, Зикс вернулся из тюрьмы и возобновил свою деятельность в пуллахском центре Гелена.
Вторым важным членом штата в организации «восточных дел» Гелена был доктор Эмиль Огсберг, бывший штандартенфюрер SS Гиммлера в Польше. Огсберг, как и Эйхман, начал свою карьеру в «Ideological Combat» Зикса - секторе в SD, где, согласно информации, найденной в отчетах SD, он приобрел сноровку в использовании еврейского фактора, чтобы опорочить политических конкурентов в SS, утверждая, что у них были еврейские предки.
Согласно партийным членским записям Огсберга, во время войны он возглавлял ликвидационный отряд в занятой немцами России. Во время оккупации он добился «выдающихся результатов… в выполнении специальных задач», как сказано в рекомендациях его личного досье. («Специальные задачи» - эвфемизм, который на языке SS означал массовые убийства евреев.) В SS сочли, что Огсберг являлся «абсолютно заслуживающим доверия национал-социалистом» и назначили его директором в Ванзее, принимая во внимание его высокий индекс успешности в «советских» вопросах по сбору развединформации и убийствах на оккупированной территории - работе, которую позже он также выполнял в организации Гелена. Как бы там ни было, Огсберг не был простым исполнителем. Под опекой Зикса и директора Ванзее Михаила Ахметели он был признан одним из самых влиятельных экспертов нацистского режима по Восточной Европе. Никогда не являясь публичной фигурой, Огсберг поддерживал свою репутацию среди немецких специалистов внешней политики также после войны.
Способность огранизации Гелена тонко управлять другими спецслужбами ясно иллюстрирована карьерой Огсберга в первые послевоенные годы. В дополнение к работе на Гелена Огсберг одновременно был задействован Корпусом контрразведки армии США; американским военным разведывательным подразделением, известным, как Отдел технической разведки (Technical Intelligence Branch (TIB)), которое, предположительно, интересовалось только немецкими учеными, а также, фактически, нанимало на работу бывших немецких разведчиков; французской спецслужбой; и частной сетью экс-офицеров SS, возглавляемых бывшим генералом SS Берно. Все они, знали, что Огсберг скрывался от обвинений в военных преступлениях.
Специализация Огсберга заключалась в использовании эмигрантов и перебежчиков для сбора информации относительно Востока. Согласно совершенно секретным отчетам Корпуса контрразведки армии США (CIC), сеть Берно, состоявшая из бывших сотрудников SS, предоставила Огсбергу критическую для США информацию (Essential Elements of Information), входившую в список наиболее востребованной западными союзниками. Огсберг действовал тогда, как проводник в обмене информацией между осведомителями, работающими на каждого из своих работодателей, заняв позицию, которая позволила ему проводить отборную информацию или «независимо подтверждать» сведения, которые он по своей инициативе передавал на сторону. Теоретически, лояльность Огсберга имела место по отношению к любому из его работодателей: будь то Советы или кто-либо еще. Однако, его пожизненная преданность «Org.» говорит о том, что, прежде всего, он был человеком Гелена.
Послевоенная работа Огсберга в организации Гелена была расширенным вариантом того, что он делал, работая на SS в Ванзее: управление старательно скомпилированными и чрезвычайно подробными записями об СССР. Одним из направлений деятельности была подготовка исключительных легенд прикрытия для агентов Гелена, которые предполагались к отправке в Советский Союз для осуществления шпионажа и выполнения секретных операций. Эти «легенды» включали в себя не только ложные документы, такие как проездные паспорта и продовольственные книжки, но также тщательно подготовленные истории семей, рабочих мест и событий, которые казались подлинными, и которые невозможно было проверить на советской стороне. Детали географии, климата, местности, культура, даже шуток были тщательно собраны и каталогизированы, чтобы обеспечить реалистические легенды прикрытия. Огсберг и Зикс поддерживали тесные связи после войны с эмигрантскими группами, которые поддерживались Берлином и помогали в выборе агентов, используемых ЦРУ во внешних операциях в Восточной Европе.
(Перевод с английского А. Поспелова).
Продолжение следует.
См. также другие связанные тексты, посвященные данной теме:
Часть 1:
http://ap-love-82.livejournal.com/6781.html,
Часть 2:
http://ap-love-82.livejournal.com/7019.html,
Часть 3:
http://ap-love-82.livejournal.com/7337.html,
Часть 4:
http://ap-love-82.livejournal.com/7590.html,
Часть 5:
http://ap-love-82.livejournal.com/7835.html,
Часть 6:
http://ap-love-82.livejournal.com/8208.html,
Часть 7:
http://ap-love-82.livejournal.com/9438.html.
Часть 8:
http://ap-love-82.livejournal.com/9541.html,
Часть 9:
http://ap-love-82.livejournal.com/10000.html,
Часть 10:
http://ap-love-82.livejournal.com/10478.html.