Что это и зачем это нужно? Все тематические кинорулетки Текущее распределение голосов в
опросе сложилось в пользу японцев. Чем интересен для нас японский классический кинематограф - тем, что он соединяет высокое мастерство режиссеров мирового уровня (а в Японии их наберется не менее десятка) и национальную экзотику. Сомневаюсь, что кто-то поспорит с утверждением, что Япония - одна из передовых кинодержав, если охватывать всю историю кино. Цель данной кинорулетки - заполнить пробелы в знании киноклассики за счет общепризнанных шедевров японского кино 1930-1970-х годов.
Охватить всю историю японского кино в этой заметке я смогу, да и нет смысла. Тем, кто хочет основательно разобраться в теме, предлагаю почитать монографию Тадао Сато "
Кино Японии" (1988), хотя в ней не освещаются в полной мере такие важные явления, как японская новая волна и жанр "кайдан" (обе темы наверняка когда-нибудь будут представлены в отдельных кинорулетках). Для поверхностных представлений об японском классическом кино обозначу ключевые этапы и события в его истории.
1899 г. - этим годом датируется старейший из сохранившихся японских фильмов.
1920-е - к этому десятилетию сформировалось первое серьезное поколение молодых японских режиссеров (Мидзогути, Кинугаса, Одзу).
1930-е - кино в Японии становится массовым явлением. Вообще, японский кинематограф развивался под влиянием двух культур. Во-первых, это национальные традиции литературы и драматургии (прежде всего, театр Кабуки + Симпа - новая форма драмы). Во-вторых, западное (прежде всего, американское) искусство + западные либеральные идеи.
С конца 30-х до конца 40-х была жесткая цензура, связанная с военным и поствоенным периодами. До 1952 года американцы контролировали кинопрокат, пользуясь своими эксклюзивными условиями для пропаганды американского образа жизни. Начинается американизация японского общества.
В 1940-50-е важнейшую роль в реформировании японского кино играет Акира Куросава.
До 1960-х годов основным жанром японского кино является историческая драма (дзидайгэки), в 1960-х пошла мощная волна фильмов про якудза. Особое место среди жанров японского кино занимает кайдан (ужастики с привидениями-духами). Кайданы становятся популярными в 1950-е и по сей день их снимают в немалом количестве.
Конец 1950-х - 60-е - особенный период в истории японского кино - "японская новая волна". Здесь происходит примерно то же самое, что и в других уже знакомых нам "новых волнах". Но что характерно именно для японцев - на экранах становится больше секса и насилия. Новый жанр - пинку эйга (разновидность криминальной драмы с элементами sexploitation).
В 1970-е Япония становится богатой страной, в целом повышается благосостояние населения. В то же время из-за урбанизации накапливаются серьезные социальные проблемы: ухудшение условий жизни, уменьшение среднего количества членов японской семьи, традиционный семейный уклад переживает кризис. В связи с этим в кино развивается жанр социально-семейной драмы, отражающий все эти и другие проблемы.
Для дополнительного изучения:
Статья на "Синематеке" про японскую новую волнуСтатья про кайданы в кино в журнале "25-й кадр" +
заметка от
illa_anna про кайданы 50-60-х гг.
Немного информации об японском кино на Википедии.
Для
списка я выбрал наиболее известные фильмы выдающихся японских режиссеров. Фильмы относятся к разным эпохам (с 1930-х до 1970-х), к разным жанрам. Так или иначе, в списке собраны лучшие образцы классики японского кино.
Инструкция для участника кинорулетки:
1. Оставить заявку на участие в комментариях к этому посту (можно написать "участвую" или "+"). Записаться можно в любой момент до 15 февраля.
2. Я даю вам фильм, который будет выбран случайным образом из
этого списка.
3. Если выбранный фильм вы уже смотрели, выбирается другой.
4. Посмотреть фильм и написать отзыв необходимо в течение двух недель (т.е. до 15 февраля, когда выйдет итоговый пост со всеми ссылками). "Опоздавшие" отзывы будут добавлены в итоговый пост в виде UPD.
5. Отзыв публикуется в вашем блоге или в комментариях к этому посту, если вы не желаете "ломать" формат своего блога постом для кинорулетки.
6. Желательно оставить ссылку на отзыв здесь в комментариях, чтобы я точно его не пропустил.
dva_vorona -
Бирманская арфа (1956, Кон Итикава) +
отзывromanetto -
Женщина из Токио (1933, Ясудзиро Одзу) +
отзывjacob_burns -
Вкус сайры (1962, Ясудзиро Одзу)
a_simakoff -
Пламя (1958, Кон Итикава) +
отзывphilip_marlow -
Под сенью цветущих вишен (1975, Масахиро Синода) +
отзывaltereos -
Черные кошки в бамбуковых зарослях (1968, Канэто Синдо) +
отзывmarw_czarw -
Харакири (1962, Масаки Кобаяси)
maxandmum -
Женщина-демон (1964, Канэто Синдо) +
отзыв alex_mclydy -
Месть актера (1963, Кон Итикава) +
отзывdies_noctis -
Смертная казнь через повешение (1968, Нагиса Осима)
pol_ned -
Был отец (1942, Ясудзиро Одзу)
vikussss -
Телохранитель (1961, Акира Куросава) +
отзывi_am_the_frog -
Голый остров (1960, Канэто Синдо)
i_ty_toje -
Элегия Нанива (1936, Кэндзи Мидзогути) +
отзывorionthegamer -
Рожденный убивать (1967, Сэйдзюн Судзуки)
a_garvey -
Три самурая вне закона (1964, Хидео Гося) +
отзывuskoekov_v -
Западня (1962, Хироси Тэсигахара)
lbidarka -
Легенда о снежной женщине (1968, Токудзо Танака) +
отзывsirin_chgk -
Двойное самоубийство (1969, Масахиро Синода) +
отзывpeter_merkel -
Легенда о Нараяме (1958, Кэйсукэ Киносита)
dfs_76 -
Чужое лицо (1966, Хироси Тэсигахара) +
отзывiriska_spb -
Трое негодяев в скрытой крепости (1958, Акира Куросава) +
отзывacidica69 -
Жизнь куртизанки Охару (1952, Кэндзи Мидзогути)
3loy3ebr -
Убийца (1969, Хидео Гося) +
отзывdari-morra -
Под флагом восходящего солнца (1972, Киндзи Фукасаку)
imperators87 -
Меч отмщения (1972, Кэндзи Мисуми) +
отзывGelu Mcallister -
Годзилла (1954, Исиро Хонда) +
отзывbeauty_spirit -
Родиться-то я родился, но... (1932, Ясудзиро Одзу) +
отзывbellatuk -
Плывущие облака (1954, Микио Нарусэ) +
отзывkitmq -
Полевые огни (1959, Кон Итикава)