Тематическая кинорулетка. Месть актера (Yukinojô henge, 1963)

Feb 13, 2017 17:18

2017-ый, восьмой раунд кинорулетки, поехали. Дай бог, за весь год туров наберётся не меньше, чем за прошлый. Тема - классика японского кино. За свой небольшой киноманский опыт я ещё не научился отличать японское кино от представителей других азиатских государств, но в общем списке на этот раз даже нашлось одно наименование мне знакомое, что как бы сразу намекнуло - раунд пройдёт ударно. Вообще, не могу вспомнить ни одного азиатского фильма, который бы меня разозлил или испортил настроение. В частности, японское кино всегда радует национальным колоритом. Если не по нраву тематика или сюжет - всегда есть, чем насладиться в сухом остатке. Да и снимают азиаты по-особенному, хотя тут уже важен жанр. Моё отношение к кинематографу, рождённому на другой половинке нашего материка, сугубо положительное. Для участия в игре мне достался фильм одного из самых плодовитых режиссёров нации Кона Итикавы, который умудрился снять более 70 полных метров за 60 лет карьеры (последний из которых он снял в 90 лет). Название - “Месть актёра”, хотя оригинальный перевод - “Месть Юкинодзё”.

Титры начинаются с суровой, но восхитительной надписи: “Трёхсотый фильм в карьере Кадзуо Хасэгава”. С 1927 по 1963 год - в среднем по 8 в год, непостижимая цифра. “Месть Юкинодзё” - его предпоследний фильм, с 1964 года актёр сконцентрировался на театральной деятельности. Повествование же стартует как некоторый сюр, наводящий на зрителя дымку загадочности. Театральный не то актёр, не то актриса (определить невозможно из-за обилия грима на лице и очень низкого голоса) во время выступления видит на балконе людей, в которых узнаёт убийц своих родителей и сходу начинает планировать месть. Что интересно, такой дешёвый режиссёрский ход работает - информации, выданной за первые 3-4 минуты фильма, хватает для полноценной завязки. Потом нам аккуратно начинают представлять других героев, каждый из которых по чуть-чуть будет выходить на первый план, но в центре истории всегда будет находиться актёр (да, всё-таки мужчина) по имени Юкинодзё. За странным женоподобным обликом, как оказалось, скрывается очень сильный и мудрый человек. Боевым приёмам он учился ещё в детстве, а родителей ему заменил наставник. Он же напоминает актёру первым - вот эти люди, которые убили твою семью, ты должен отомстить! Собственно в этом и есть вся основная сюжетная линия. Любовь и прочие нежные чувства в разуме Юкинодзё - лишь средство для достижения цели. Изюминкой же является вор Ямитаро в исполнении того же Кадзуо Хасэгава (только уже без грима). Он появляется на экране в ключевые моменты и разговаривает сам с собой, пытаясь понять, откуда обычный актёр нажил себе столько врагов. При этом в сюжет он вплетён лихо - эдакий местный Робин Гуд: обворовывает богатых, раздаёт бедным. Все остальные воры в это время удивляются: почему у Ямитаро столько популярности? Эпизоды, когда два Хасэгава встречаются в кадре, насколько ироничны, настолько же и напряжённые.

Несмотря на то, что фильм не может ничем удивить с точки зрения сюжета, пролетает он на одном дыхании. Итикава - мастер паузы, восхитительно выстраивает повествование. Огромное количество времени отдано именно плану мести и обращению его в жизнь, все флэшбеки и амурные беседы минимизированы. Например, чтобы представить врага Юкинодзё, режиссёр показывает нам всего одну сцену минуты на полторы, из которой становятся ясны целые пласты их взаимоотношений: совместная учёба, превосходство будущего актёра в боевых способностях, как следствие уважение сэнсея и побег оппонента, который выбирает целью жизни также месть. До определённого момента (с которого и стартует фильм) Юкинодзё пальцем никого не тронул, тем не менее, успев “перейти дорожку” недоброжелателям одним своим существованием. Зависть - страшный порок, и мораль, которую вкладывает Итикава, будет полезна как взрослым людям, так и подросткам. А учитывая то, что здесь нет крови и минимум сцен насилия, думаю целевая аудитория фильма как раз в районе 12-18 лет. Эдакая восточная сказка для тех, кто ещё не хлебнул горечи по жизни. В плюсы занесу саспенс, приятную актёрскую игру, полное отсутствие беззвучных меланхоличных сцен, которые меня порой пугают в азиатском кино, а также невероятную красоту снимающихся здесь женщин. Непонятно, как Юки продолжал мусолить план мести, когда его окружали такие безупречные лапушки. Минус же, по большому счёту, один, но из него вытекает множество. Никий бюджет. Из-за этого: и совершенно ненужный театрализованный концепт (сцены в лесу сняты в помещении меж нарисованных и сконструированных бумажных деревьев), и спешка при монтаже звука (голос порой не соответствует тому, что исходит из уст), и очень слабые эпизоды экшена. Будь у Итикавы в тот момент больше средств, уверен, сейчас бы на КП-шной странице фильма было бы гораздо больше, чем ничтожные 223 оценки (из них 6 поставлены моими френдами).

Итог предсказуем - азиаты снова не подвели. При очевидных минусах, фильм оказался крепким и удобоваримым. Сильно ругать его не хочется, а вот посмотреть что-нибудь ещё у Итикавы он меня сподвиг. В общем, смотрите хорошее кино и не забывайте, что его навалом за пределами Голливуда.

Оценка: 7 из 10.
Previous post Next post
Up