Кинодневник. "Три самурая вне закона"

Feb 09, 2017 23:45

Sanbiki no samurai (三匹の侍) (1964)
Режиссер Хидео Гося
В главных ролях Тэцуро Тамба, Исаму Нагато, Микидзиро Хира, Миюки Кувано, Йошико Каяма

Первый фильм режиссёра Хидэо Гося. Формально - самурайский боевик, фактически - социально-психологическая драма. Фильм является киноверсией одноименного телесериала.


[Сюжет]Сакон Шиба - ронин, который, странствуя сам по себе, однажды оказался на мельнице, где трое крестьян держали заложницей Айю - дочь местного наместника. Шиба мог легко освободить девушку, но не стал этого делать, а устроился на мельнице на отдых. Когда наместник со своими людьми появился на мельнице в критический момент схватки Шиба встал на сторону крестьян, и наместник был вынужден отступиться, но позже прислал несколько бойцов, включая двух опытных самураев.
Киюро Сакура - другой самурай-бродяга. Ему все равно, чем заниматься, лишь бы была крыша над головой и немного еды. Наместник, в тюрьме которого Сакура оказался, предложил ему за вознаграждение поучаствовать в освобожднии своей дочери, и Сакура согласился. По дороге к мельнице на него со спины в темноте напал крестьянин, Киюро легко - на одних рефлексах - его зарубил. На мельнице он сошелся в поединке с Шибой, в паузе между ударами Сакон объяснил ему, что крестьяне хотели добиться справедливого рассмотрения их обращения. Получив подтверждение, что это правда, Киюро встал плечом к плечу с Саконом. Позже в деревне он узнал, что убитый им человек - крестьянин из деревни, который нес еду на мельницу. Его жена поклялась отомстить убийце мужа. Страдая от угрызений совести, Сакон пытался найти в себе силы, чтобы признаться, ей в своей невольной вине.
Эйносуке Кикуё - "придворный" самурай наместника. Он привык к комфортной жизни и хорошей еде, если ради них требуется выполнять приказы - он будет их выполнять. Потерпев неудачу уже во второй попытке освободить дочь, наместник собрал большие силы и приказал привести дочь одного из засевших на мельнице крестьян - и Кикуё привел её. Девушка умерла от рук солдат наместника на глазах отца, который хотел тут же отомстить за неё, и только Сакон спас Айю от смерти. Понимая, что они не смогут долго держаться против отряда наместника, и что крестьяне потом все равно пострадают, Шиба потребовал от наместника обещания, что крестьян не тронут, если он освободит девушку и сложит оружие. Клятва самурая была дана - и в тот же день нарушена, Шибы подвергли пыткам и бросили в тюрьму, а троих крестьян, поднимавших бунт и собиравшихся передать петицию князю, убили наёмники наместника. Бежать Сакону из тюрьмы помогли Киюро, отвлекший на себя внимание стражи, служанка наместника, Айя, которая не в силах была смотреть, как отец пытает её спасителя, и... Эйносуке Кикуё. Для него настал тот момент, когда честь самурая оказываются выше расчета и лояльности нанимателю. Следующим испытание части предстояло пройти Киюро Сакуре...


Каким-то образом получилось, что фильмы Хидэо Гося прошли мимо меня. Рано или поздно я с ними все-равно познакомился бы - раз уж они вошли в Criterion Collection, но повод появился сейчас, благодаря кинорулетке по классическому японскому кино.
Жанр "самурайского кино" имеет ряд общих черт с вестернами. И там, и тут присутствует "боевая" составляющая, оба жанра являются своего рода портретами обществ, к которым привязаны их сюжеты. И вестерны, и самурайское кино могут быть фоном для других жанров - от исторической драмы до ужасов. Разве что комедий с самураями я не видел, и то, скорее всего, просто потому, что они мне не встречались, а не потому, что их не существует.
"Три самурая вне закона" да факто - фильм о японском феодальном обществе, причем в его нижнем "звене", князь провинции появляется на экране лишь ненадолго и вдали, остальное время идет противостояние зарвавшегося чиновника и подчиненных ему крестьян, лишь немногие из которых способны проявить какую-то волю. А самураи оказываются между молотом и наковальней, и пытаются защитить "наковальню" - крестьян - в меру своего понимания справедливости и чести.
Мне встретилось сравнение картины с "Семью самураями" Куросавы. На мой взгляд молодой Гося при всем его таланте недотягивает до Мастера. Фильму не хватает отточенности, яркости (не в смысле цвета, конечно: оба фильма - черно-белые). Впрочем, Вряд ли Гося ставил перед собой цель с первого раза снять шедевр, поэтому заземленность персонажей и простота эмоций могут быть сознательным выбором. Тем более, что в характерых главных героях при всех их положительных качествах остается изрядная доля цинизма (более выраженная в Кикуё и обильно приправленная презрением как к вышестоящим, так и буквально стоящим на коленях в Саконе Шиба).
Ещё один довод в пользу того, что фильм - больше драма, чем боевик - это стиль постановки боев. Фактически только один из них показан в подчеркнуто классическом стиле - с длинными паузами и резкими короткими обменами ударами, все остальное время идет или непрофессиональная махаловка или избиение мастерами бездарей, причем и то и другое снято так, что рассмотреть что-то нереально - камера почти не фокусируется на бойцах.

Резюме: если бы я сейчас ничего не знал о режиссере кроме того факта, что это - его дебют, я бы предположил, что Гося заслуживает более плотного знакомства с его работами. Фильм не теряется на общем фоне, запоминается, и значит стоит того, чтобы его посмотреть.

image Click to view

Кинодневник

Previous post Next post
Up