Женщина из Токио / Tôkyô no onna, 1933

Feb 14, 2017 21:26



- Ух ты черт! - воскликнула я, когда в кинорулетке "Классика японского кино" мне достался фильм 1933 года "Женщина из Токио" режиссера Ясудзиро Одзу.

Черно-белый, немой (с субтитрами) и даже без музыки! За что? Хронометраж, правда, щадящий: 47 минут.

Но не чистое ли это искусство актерства, как есть, а?

Сюжет расскажу сразу, потому что навряд ли кто-то из читающих рецензию, возьмется посмотреть этот фильм, а еще мне понравился диалог с сайта, где фильм можно скачать и обменяться мнениями:

- Как не стыдно! Зачем вы написали спойлеры?! Как теперь смотреть?!
- Послушайте, это как про "Преступление и наказание" говорить: только не рассказывайте, чем дело закончилось, убил, не убил, и кто убил. Это же не триллер и не детектив, это драма и к тому же фильм в общем-то больше для киноведов.

А сюжет вкратце таков.


Живут брат (Урэо Эгава) и сестра (Ёсико Окада) вместе, она работает машинисткой и ведет дом, он учится в университете, живут очень бедно, но радостно, трогательные заботливые отношения.

Домашний быт:



И старшая сестра платит за его обучение, ведь она подрабатывает у некоего профессора по вечерам, печатает ему его труды профессорские. А студент встречается с девочкой, которая тоже живет со своим братом-полицейским куда они родителей девают?.



Полицейский приходит как-то со скорбным лицом и сообщает своей сестре страшную весть: та машинистка, сестра другого брата, ведет непристойную жизнь. Она работает по вечерам не у профессора Мориарти, а у профессора Артиморти, а в салоне! Салон - это жуткое слово, никаких дополнительных объяснений тут не нужно, услышав его, все сразу все понимают и тоже впадают в глубокую скорбь.

Домашний образ:



В салоне:



Сестренка полицейского идет к сестре-проститутке, чтобы поговорить с ней, но зачем-то выкладывает все брату жрицы любви. Следуют тяжелые сцены - девушку, сообщившую неприятную новость, юноша выгоняет, а сестру, вернувшуюся с работы, проклинает. Убегает из дома, к утру его найдут повесившимся. Напоследок достается папарацци, которые нагло вваливаются в дом, где лежит доставленный труп брата и горюют две девушки рядом. Журналисты наглые и вообще фу!

Игра, надо сказать, очень хороша. У Ёсико Окада меняется выражение глаз, оно мягкое, любящее, когда она смотрит на брата, и жесткое в других обстоятельствах. Такая игра лицом дорогого стоит. Урэо Эгава - немного инфантил, максималист, от любви до ненависти один шаг.. Интересны и бытовые детали.



Слегка удивил сам сюжет, ведь в Японии было совершенно другое отношение к сексу, ничего сакрального, никакого сохранения невинности до брака, и проституция процветала, не подвергалась гонениям. Как водится, миссионеры пришли когда-то и посеяли зерна сомнения вместе с чувством вины и греха, а потом, конечно, и лицемерие проникло хотя бы в семью, проститутки - это очень хорошо, но они тама, а не тута, а жена - это святое, то есть, вообще не для услад, а для оздоровительного секса и/или продолжения рода.

Видимо, и сестер уже нельзя было вообразить работающими в публичном доме, а полицейский огорчился, потому что в будущем его сестра и студент могли пожениться, а там такоооое.

Вот как пишет об этом Юкио Мисима:

"До войны молодежь имела представление о различии между романтической любовью и сексуальным желанием и всегда находила разумную середину между ними. Молодые люди поступали в университет, и их друзья-старшекурсники вели их в публичный дом, где они учились удовлетворять вожделение. Но в то же время эти молодые люди не осмеливались прикоснуться к женщине, которую подлинно любили.

Таким образом, любовь в довоенной Японии не исключала проституции, но в то же время сохраняла старые "пуританские" традиции. Как только мы признаем существование романтической любви, мы понимаем, что у мужчин должна быть возможность удовлетворять плотские желания. Без этого подлинная любовь невозможна. В этом трагическая сторона мужской физиологии."

Так что, наверное, уже в 1933 году близкая родственница-проститутка -- позор семьи, и режиссер показал реальную драму.

Чайничек вот этот играл не последнюю роль в кинофильме. Так кипел, так старался, пыхтел-выкипал в наиболее трагичные моменты.




фильм-фильм-фильм, кинорулетка

Previous post Next post
Up