Для тематической кинорулетки "
Классика японского кино".
Канэто Синдо - из крупнейших классиков японского кино, чьи самые известные фильмы ("Женщина-демон", "Голый остров", "Черные кошки") и международный успех пришлись на 1960-е - время расцвета японской новой волны. Синдо хоть не причисляют к нововолновым режиссерам, но что-то в нем есть бунтарское... В 1960-е Синдо перевалило за 50 лет и снимал он, насколько я могу судить, ближе к классической манере. Все три вышеупомянутых ленты - черно-белые. Видимо, Канэто Синдо, как и Акира Куросава, не спешил осваивать цвет. Но и в рамках черно-белой эстетики Синдо можно увидеть яркие, экспрессивные сцены, порой шокирующие - насилие, эротика, разрушения, страсть. Но, как подобает классику, делает это умеренно и сдержанно, а не выпячивает, как какой-нибудь нововолновый бунтарь. Можно сказать, что Синдо - мудрый бунтарь, который разоблачает некий образ жизни или образ мышления (в "Черных кошках" он показывает лицемерие и дикость самурайского сообщества, в котором большинство нарушают кодекс бусидо), используя не эпатажные приемчики, а силу киноискусства.
"Черные кошки в бамбуковых зарослях" (Yabu no naka no kuroneko) - это кайдан, точнее, его разновидность - кайдан о призрачных кошках, и Kuroneko - самый известный образец этого поджанра. Вот что
пишет знаток кайданов
illa-anna: "Истории про призрачных кошек - (...) исторически, это смешение двух видов мистических рассказов - про призраков и bakeneko (рассказов про кошек, наделенных сверхъестественной силой). В классическом bakeneko кошка обретает сверхъестественную силу по разным причинам, как правило, потому что у нее вырос слишком длинный хвост. Призрачная кошка - дело другое, она обладает способностью к перевоплощению в человека-призрака и обратно, потому что лакала кровь жертвы. Ну и из привязанности к хозяйке, конечно".
Сверхъестественные проявления кошачей натуры - это основа фильма. Формально есть главный герой - благородный самурай, есть демоны в человеческом обличии, с которыми он борется. Но самые главные здесь - это призрачные кошки, которых мы почти не видим. Но иногда слышим их мяуканье - именно в этим моменты и начинается рубилово.
История Kuroneko - это не только борьба человека с демонами. Самое интересное - это слияние темных сверхъестественных сил и человеческих душ, а кошки, которые в древних японских преданиях недалеко ушли от нечистой силы, в этом процессе выступают в роли катализатора, или проводника энергий. Происходит вся эта чертовщина в окутанном туманом зарослях бамбука - атмосферность пространства впечатляет.
Далее возникает вопрос: возможно ли спасти двух женщин - жертв диких самураев, перевоплотившихся в демонов ради истребления обидчиков? Говорят, нет ничего сильнее любви. В связи с этим режиссер вводит любовную линию между самураем-спасителем и призрачной девушкой-кошкой. Однако любовь у Синдо бессильна против одного очень мощного чувства, которое так любят азиаты - называется оно "месть".
Канэто Синдо с удовольствием расправляется с самураями и вообще со всем самурайским укладом, давно потерявшим связь с благородным учением бусидо. Самураи 16-17 веков - обнаглевшие дикари, маньяки, зомбированные воины, от которых страдают честные и добрые крестьяне. Главный герой - по происхождению крестьянин, дослужившийся до самурая и сохранивший свое крестьянское чувство справедливости. Но и с ним режиссер расправляется, и его даже не жалко - не жестокость, так глупость приводит героя к трагичному финалу. Призрачные кошки рулят!
А насчет режиссера возникает подозрение, что он тот еще мизантроп. В этом и чувствуется своеобразное бунтарство Канэто Синдо, который своими "Черными кошками" выступает против человеческой глупости, следствием которой являются эмоциональная распущенность, бескомпромиссность, суеверность. В реальной жизни никаких призраков, к сожалению, не существует - так пусть хотя бы посредством кинематографа возникает эффект присутствия где-то рядом сверхъестественных сил, чтобы мы, зрители, не слишком борзели по жизни.
Оценка: 8/10