Перевод отрывка текста 5 главы.
Mentalization-Based Treatment for Borderline Personality Disorder: A Practical Guide. by Bateman & Fonagy. Chapter 5.
продолжение переводов и текстов про ментализацию
http://rabota-psy.livejournal.com/266848.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/178286.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/231501.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/232424.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/233501.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/234424.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/234953.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/235738.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/236118.html Как выглядит хорошая ментализация?
Как мы увидим дальше, дефицитарную ментализаю можно классифицировать на несколько категорий, в то время как хорошая, развитая ментализация примает одну форму. Здесь мы рассмотрим несколько контекстов, в которых оценивающий психолог может заметить у пациента хорошую ментализацию. Не смотря на то, что нижеприведенные описания говорят сами за себя, в реальной диагностической ситуации терапевт будет искать свидетельства наличия этих черт, а не просто утверждать, что они присутствуют. [кроме того авторы ранее говорят о том, что черты можно оценивать когда они проявляются спонтанно, например в ответе на неожиданный вопрос, а не при цитировании чужих мыслей и высказывании готовых реплик псевдо-ментализации - прим. АТ] Относительно простая схема численной оценки этих черт представлена в Приложении к книге. При диагностической оценке психолога просят замечать явные примеры разных категорий ментализации в интервью с пациентом, оценивая их как свидетельство либо сильных, либо слабо развитых черт. После этого в каждой из четырех категорий считается общая оценка.
1. По отношению к мыслям и чувствам других людей:
a. Непрозрачность - осознание пациентом, что человек часто не знает о чем думают другие люди, в то же время это незнание и непрозрачность чужого сознания не приводит его/ее к состоянию полной растерянности (прим. - “То что произошло с Крисом заставило меня осознать, что мы можем не понимать реакции даже самых близких друзей”)
b. Отсутствие паранойи - не восприятие самих мыслей других людей как источника существенной опасности; кроме того, осознание того, что сознание людей может в принципе меняться (пример - “Мне не нравится, когда он чувствует злость, но довольно часто его можно его успокоить, если с ним просто поговорить об этом”)
c. Размышления и рефлексия - желание рефлексировать о том как думают другие люди, причем в расслабленной, а не компульсивной манере (прим. - во время интервью пациент спонтанно размышляет над возможными причинами поведения хорошо известных ему/ей людей)
d. Гибкость точки зрения (позиции, перспективы) - принятие того, что одно и то же явление может выглядеть разным с разных точек зрения. Причем эти точки зрения могут зависеть от личного опыта каждого человека (прим. - описание события, которое было воспринято другим человеком как отвержение его; после чего есть искренняя попытка понять как этот человек мог прийти к подобному восприятию этого события)
e. Искренний интерес к мыслям и чувствам других людей - не только к содержанию, но к стилю, способу мышления (прим. - человек любит говорить о том, почему люди что-то делают)
f. Готовность к открытиям - человек естественным образом не склонен автоматически предполагать что думают или чувствуют другие люди, готов узнать об этом и воспринять новую для него информацию.
g. Способность прощать - принятие других при условии понимния их ментальных состояний (прим. - злость человека рассеивается когда он понимает почему именно другой повел себя определенным образом)
h. Предсказуемость - общее ощущение, что реакции других людей предсказуемы, когда известно что они думают и чувствуют.
2. Восприятие собственного ментального функционирования
a. Cпособность к переменам - понимание, что взгляды человека и понимание других людей могут меняться когда он меняется сам
b. Точка зрения о влиянии развития - понимание, что в процессе развития взгляды на других людей и их понимание углубляются и становятся более сложными (прим. - человек признает, что когда он вырос, то стал лучше понимать родителей)
c. Реалистичный скептицизм - понимание того, что чувства человека могут быть сложными и могут приводить в растерянность
d. Признание предсознательной функции - понимание, что в любой момент времени человек может не осознавать полностью что он чувствует, особенно находясь в состоянии конфликта
e. Конфликт - осознание наличия несовместимых друг с другом мыслей и чувств
f. Позиция интереса к своим ментальным процессам - искреннее любопытство к своим чувствам и мыслям.
g. Интерес к различиям - интерес к тому как сознания других людей отличаются от собственного, например интерес к мыслям и чувствам детей
h. Осознание влияние аффекта - инсайт по поводу того как аффект может искажать понимание себя или других людей
3. Образ себя (self-representaion)
a. Развитые навыки учить и слушать - пациент ощущает, что он/она умеет объяснять другим вещи ясно; чувствует что другие люди воспринимают его/ее как человека терпеливого и умеющего слушать
b. Автобиографическая непрерывность - способность помнить себя ребенком; наличие ощущений своих идей и своего опыта как непрерывных, без фрагментации
c. Богатая внутренняя жизнь - человек редко воспринимает свое сознание как пустое или ненаполненное содержанием
4. Общие ценности и позиции
a. Наличие сомнений/предположительность позиции - общее отсутствие полной уверенности о том что правильно и что не правильно; предпочтение к сложности и относительности
b. Умеренность (отсутствие грандиозности) - сбалансированная позиция в большинстве утверждений о ментальных состояниях, как своих так и других людей. Эта черта происходит из принятия возможности что собственная позиция не является превилегированной ни по отношению к собственным ментальным состояниям, ни по отношению к состояниям других людей, в связи с чем необходимо мониторить себя и признавать промахи и ошибки (прим. - я заметил, что я иногда слишком сильно реагирую на что-то)
Источник
Mentalization-Based Treatment for Borderline Personality Disorder: A Practical Guide. by Bateman & Fonagy. Chapter 5.