Этот отрывок перевода отвечает на дилемму первичности курицы или яйца в процессе развития ментализации. Ключевой момент на мой взгляд, который звучит слегка парадоксально, но он точен. Способность к независимости развивается у детей в процессе здорового взаимодействия с мамой или папой в очень зависимых поначалу отношениях. Внутреняя способность к ментализации появляется в результате мамы, которая ментализирует младенца снаружи. Стиль привязанности - это один из тех редких случаев, когда влияние генетики практически нулевое, он почти полностью зависит от взаимодействия с родителем в первые полтора года жизи.
_
Ниже - перевод отрывка текста.Mentalization-Based Treatment for Borderline Personality Disorder: A Practical Guide. by Bateman & Fonagy. Chapter 2.
продолжение переводов и мыслей про ментализацию
http://rabota-psy.livejournal.com/266848.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/178286.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/231501.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/232424.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/233501.html Неорганизованный стиль привязанности и расстройство self: чужой self
Если социальные процессы, которые при нормальном сценарии позволяют человеку развить ощущение себя, как активного творца своей жизни, нарушаются, то возникают серьезные сложности в развитии. Структура психики младенцев устроена таким образом, что они предрасположены искать отражения вариантов своих ментальных состояний в тех людях, которые о них заботятся. Эти отражающие отклики взрослого необходимы чтобы помочь младенцу составить представление о своих внутренних состояниях и развить способность выражать эти представления как себе, так и другим (Fonagy et al., 2002; Gergeley and Watson, 1976). Если у ребенка нет доступа к взрослому, который способен узнавать состояния младенца и откликаться на них, то ребенку будет очень трудно находить какой-то смысл в том, что с ним происходит. В идеальном варианте ребенку нужен взрослый, который отражал бы состояние младенца таким образом, чтобы было понятно (или ощутимо прим. АТ) что взрослый выражает не свое собственное ментальное состояние, а именно состояние ребенка. Мы называем этот процесс маркированным отражением (‘marked mirroring’) и считаем его аналогичным тому, что делает хороший психотерапевт, который отражает аффект пациента, сочетая при этом точность отражения со способностью удерживать ощущения пациента, при этом не переполняться, не выходить из равновесия и не разрушаться.
Если реакции взрослого неточно отражают ощущения младенца,
то младенец вынужден все же использовать эти неконгруэнтные отражения чтобы хоть как-то организовать свои внутренние состояния. К сожалению, поскольку они не очень соответствуют собственным ощущениям младенца, его self будет в этом случае склонен к дезорганизации, то есть к фрагментации, отсутствию слитности и целостности. Этот феномен был впервые замечен Дональдом Винникоттом (1967), кроме того, Хайнц Кохут (1971) неявно ссылался на него в своей концепции ослабленного self (enfeebled self). Оба психоаналитика заметили, что неконгруэнтные отражения заставляют ребенка интернализировать ментальные образы внутренних состояний родителя, а не метаболизированные и пригодные к употреблению образы собственных состояних младенца. Мы предложили считать, что в этом процессе создается ощущение образа Чужого “alien self” (Fonagy et al., 1995). Cубъективные ощущения, соответствующие этому процессу, могут состоять в ощущении идей и чувств которые ‘известны как свои собственные’ но не ‘чувствуются как свои собственные’.
Скорее всего, частичные промахи материнской ментализации младенца широко распространены. Вероятно, в какой-то степени у всех у нас есть такие не-интегрированные части собственного self. Нам кажется, что те состояния сознания, которые не вписываются гладко в структуру self, тем не менее интегрируются в self посредством способности к ментализации. Мы сглаживаем пробелы и разрывы, создавая умышленный рассказ (включающий в себя конструкции подобные: “я всегда намеревался сделать то или это потому что я думал/чувствовал/хотел того или этого”). У детей с неорганизованной историей привязанности (по причине враждебного, пугающего или излишне тревожного поведения родителя) больше та часть образа себя, которая плохо интегрирована со структурой self. Более того, поскольку метальные способности, необходимые для метализации дефицитарны, прерывания в self будут более явными и более частными. Без ментализации трудно создавать иллюзию слитности приписываем активной позиции (agency) себе или кому-либо другому.
Источник Mentalization-Based Treatment for Borderline Personality Disorder: A Practical Guide. by Bateman & Fonagy.