Об определении "энергии": "движение сущности" и "сущность в движении"

Jun 11, 2009 20:29



Есть такое мнение, что в рамках паламитского дискурса (ПД) формулировки "энергия есть движение сущности" (1) и "энергия есть сущность в движении" (2), несмотря на грамматическую разницу между ними, по смыслу тождественны. И потому неважно, что сам Палама второй формулировкой никогда не пользовался - она все равно с легкостью встраивается в его ( Read more... )

Григорий Палама, терминология, паламизм, Троица

Leave a comment

orthodox_man April 2 2015, 19:31:05 UTC
Аркадий Матвеевич, за прошедшие почти 6 лет много чего поменялось. Напр., я не верю в то понимание фразы "сущность не существует вне той или иной ипостаси", в кот. верите Вы и Ваши "коллеги". Для меня "общая природа существует в чел. ипостасях" имеет место быть только в том случае, когда имеется в виду второе значение термина "общая природа" по преп. И.Дамаскину, а именно, когда речь идёт о всей совокупности людей. А природа конкретной чел. ипостаси - это его душа и тело.

Кроме того, в том же "ИВФ" Лурье писал, что мол, для высшего богословия не обойтись без языка тропосов (мой вольный пересказ). Но тот же преп. И.Дамаскин, (живший позже преп. Максима и хорошо знавший его богословие), кот. систематизировал св.отеч. богословие, как-то всё же обошёлся без языков тропосов, без чего не могут обойтись современные максимоведы...

Reply

orthodox_man April 3 2015, 21:04:50 UTC
ну так душа (с оговорками) и тело ж сами по себе не существуют. Существует "животное разумное и смертное, состоящее из души и тела".

Reply

olegvm April 3 2015, 21:33:12 UTC
"Сами по себе" в смысле по отдельности?
Я понимаю, что Вы общей природой ни душу, ни тело по отдельности не считаете.
Но если и общая человеческая природа, усматриваемая в неделимом, это "животное разумное и смертное, состоящее из души и тела", и ипостась это "животное разумное и смертное, состоящее из души и тела", то в чем между ними разница?

Reply

orthodox_man April 4 2015, 11:13:55 UTC
//////////"Сами по себе" в смысле по отдельности? ///////////

В том смысле, что по улице ходят не душа в связке с телом, а чел. ипостась.

Олег, ипостась - это КОНКРЕТНОЕ "животное разумное и смертное, состоящее из души и тела", а не ВООБЩЕ "животное разумное и смертное, состоящее из души и тела".

Я так понимаю, что "общая природа" - это просто понятие. Христос воспринял общ. природу, усматриваемую в неделимом. На практике это сказалось в том, что от Богоматери Он воспринял природу (морфи) раба, т.е. "плоть, одушевленная разумною душою". Не ипостась, а конкретное одушевлённое тело. Т.е. природа в 3-м знач. по Дамаскину - это единичные душа и тело. Но душа и тело у каждого своё, а не общее. Потому нет ничего необычного называть это (в т.ч. и Г.Мандзаридису) "индивидуальной природой", кот. ничего общего не имеет с частными природами Филопона.

Reply

olegvm April 4 2015, 12:41:51 UTC
/В том смысле, что по улице ходят не душа в связке с телом, а чел. ипостась ( ... )

Reply

olegvm April 4 2015, 13:26:35 UTC
Я в принципе понимаю, откуда у Киприана, а за ним у Вас вся эта чехарда и путаница.
Киприан, когда только занялся критикой ИВФ, смешал три разных вопроса.
1) Концепцию Лурье, в которой человечество Христа рассматривается как коллективное, как Церковь.
2) Описание в ИВФ категориального аппарата общего и частного, который использовался каппадокийцами в триадологии, а МИ и ИД и в христологии.
3) Ту связь, которую Лурье утверждает между вторым и первым, то как Лурье объясняет, зачем МИ и ИД такой категориальный аппарат использовали.

У Киприана первый и второй вопрос слились в один, а третьего он вообще не заметил.

И, кстати, еще одна характерная ошибка. Киприан все время подозревал Лурье в том, что тот считает человечество Христа коллективным в результате того, что Христос как-то воплотился во всех людей. Но у Лурье прямо противоположная схема. Согласно ИВФ человечество Христа коллективно потому, что все верные воплотились вместе с Логосом.

Reply

olegvm April 3 2015, 15:49:08 UTC
Кстати в работе о Леонтии (она у меня сейчас не под рукой) Кросс кратко излагает взгляды предшественников на проблему воспринял или нет Леонтий концепцию частной сущности Филопона. Сам Кросс доказывает, что взгляды Леонтия идентичны взглядам Дамаскина. Не видно, чтобы он считал, что Грилльмайер и др. как-то иначе, чем он интерпретировали Дамаскиновское понятие общей сущности. Я подозреваю, что и здесь Логофет что-то путает.

А вот что было по этому поводу у каппадокийцев, это сложнее. Каппадокийцы в христологии не применяли свою триадологическую конструкцию: ипостась - общая сущность.

Reply

olegvm April 5 2015, 12:24:50 UTC
А если написать не "общее для всех человечество", а во Христе "общая для всех человечность", у Вас это вызовет возражения, Вам так будет понятнее? Вам слова ИД будут казаться противоречащими такой фразе?

Или если написать про "человечество", но вот так: во мне, в Вас, в дворнике Матвее и в каннибале с острова Куалу-Лумпур "общее для всех человечество"?

Или Вы твердо уверены, что в Вас ничего общего с дворником Матвеем усмотреть невозможно?

Reply

alexandrg April 5 2015, 13:03:48 UTC
+++каннибале с острова Куалу-Лумпур+++

Это не остров, а столица Малайзии. Вряд ли там живут людоеды. )))

Reply

olegvm April 5 2015, 13:08:03 UTC
:)

У меня в голове название было. А что это, я не помнил, и мне понравилось так назвать остров с каннибалами.

Reply

alexandrg April 5 2015, 13:16:03 UTC
Каннибалы живут на острове Новая Гвинея. :)

Reply

orthodox_man April 5 2015, 15:00:53 UTC
Олег, на Ваши вопросы по терминологии, включая вчерашние, я отвечу чуть позже - скорее всего в чат в facebook

Сюда укажу лишь, что я начал этой темой интересоваться, когда в ЖЖ Киприан уже перестал по ней писать. Т.е. если и можно говорить, что я за кем-то иду, то скорее (чуть-чуть) за Азаматом. Ну а на "морфи" я ссылаюсь, поскольку, как мне кажется, я понял, что под этим ещё на старом курятнике понимали Мавродиев с Мамедовым, а здесь - Киприан с Анонимом...

Reply

olegvm April 5 2015, 16:10:49 UTC
Это мне еще меньше понятно, потому что Азамат обычно на эту тему что-то крайне сумбурное пишет.

По Мавродиеву общая природа это внешний вид Адама. У ИД такого найти невозможно.

Reply

orthodox_man April 5 2015, 18:36:48 UTC
Азамат пишет далеко не только в ЖЖ, а оч. много в Вконтакте.

Мавродиева я упомянул исключительно относительно "морфи" из Фил.2:7

Reply


Leave a comment

Up