Есть такое мнение, что в рамках паламитского дискурса (ПД) формулировки "энергия есть движение сущности" (1) и "энергия есть сущность в движении" (2), несмотря на грамматическую разницу между ними, по смыслу тождественны. И потому неважно, что сам Палама второй формулировкой никогда не пользовался - она все равно с легкостью встраивается в его богословие.
На мой взгляд, это не так. То, что свт. Григорий (как, кстати, и другие отцы) формулировкой (2) не пользовался - это, в общем, действительно не так уж и важно (хотя данное обстоятельство нельзя не учитывать). Важнее другое. Грамматика все-таки тесно связана с семантикой. Поэтому изменение грамматической конструкции фразы неизбежно ведет и к изменению ее смыслового наполнения. А по своему смысловому наполнению определение "энергия есть сущность в движении" в ПД просто не вписывается:
1. Так, в рамках ПД энергия мыслится происходящей из сущности и соотносящейся с ней как причинообусловленное со своей причиной. Если определять энергию, как ДВИЖЕНИЕ сущности, то никаких проблем не наблюдается. Если же определять энергию, как СУЩНОСТЬ в движении, то возникает вопрос: сущность-в-движении - это та же самая сущность, что и "просто сущность" (сущность-в-покое) или другая? Если другая, то мы получаем Бога с двумя сущностями. Если та же самая, то мы приходим к абсурдному утверждению, гласящему, что одна и та же сущность является причиной самой себя.
2. В ПД сплошь и рядом встречаются такие формулировки, как: "энергия принадлежит сущности" и "сущность обладает энергией". Если подставить в эти словосочетания формулу (2): "сущность-в-движении принадлежит сущности-в-покое", "сущность-в-покое обладает сущностью-в-движении", - то, опять-таки, получим вместо одной сущности две - обладающую и обладаемую.
3. ПД допускает для "энергии" как единственное, так и множественное число, а для "сущности" - только единственное. В рамках определения "энергия/энергии есть движение/движения сущности" данный принцип выдерживается. А в рамках определения "энергия есть сущность в движении" начинаются проблемы. Ведь сказать: "энергиИ есть сущностИ в движениях" - нельзя по той простой причине, что речь идет об одной сущности, а не о многих. Следовательно, не остается ничего иного, как перенести множественность на движение: "энергии есть сущность в движениЯХ". Но тогда возникает вопрос: если на языковом уровне множественности энергий соответствует множественность движений, а не множественность сущностей, то на каком основании отождествлять энергию с сущностью, а не с движением, на уровне онтологическом?
4. По большому счету, в ПД понятия "энергия" и "движение" - это синонимы. Определение: "энергия есть движение сущности" - тавтологично, ведь никаких других видов движения ПД не вводит. Т. е. "движение сущности" и "энергия сущности" - это одно и то же. Таким образом, в ПД тремя понятиями ("сущность" - с одной стороны, и "энергия", "движение" - с другой) выражаются только два смысла. А вот формулировка "энергия есть сущность в движении" вводит дополнительные смыслы, поскольку эксплицитно различает "сущность", "энергию" и "движение", а имплицитно еще и "покой". Таким образом, смысловая нетождественность между формулировками (1) и (2) выявляется не только на качественном, но и на количественном уровне.
5. Также следует заметить, что в рамках аристотелевского понятийного аппарата, которым пользовались свв. отцы, в том числе и Григорий Палама, "сущность" и "энергия" являются двумя категориям, т. е. наивысшими родами. Определять же одну категорию через другую в принципе нельзя. В случае (2) этот принцип нарушается. В результате чего, "энергия", определяемая через "сущность", теряет статус наивысшего рода и превращается в один из двух видов "сущности", т. к. "сущность" оказывается родом для "сущности-в-движении" (="энергии") и "сущности-в-покое" (="просто сущности").
P. S. В качестве приложения - несколько цитат.
"Тогда как все сущие (включая тех, которые созерцаются как следующие после сущности) сводятся к десяти категориям: сущность, количество, качество, отношение, "где", "когда", действование, претерпевание, обладание и положение, Бог есть сверхсущностная сущность, в которой созерцаются [только] отношение и действование, а они не производят в этой [сверхсущностной сущности] никакой сложности и никакого изменения." [Свт. Григорий Палама. 150 глав, 134]
"Ведь энергия есть движение сущности, а не [сама] сущность. Кого же это движение и энергия? Конечно, Бога!" [Свт. Григорий Палама. О Божественном соединении и разделении, 22]
"Отвергаем называющих каждое из природно присущих Богу [свойств] сущностью как являющих Бога составным из многих различных сущностей." [Свт. Григорий Палама. Изложение чудовищного множества нечестий Варлаама и Акиндина, 38]