Шартр -
замки Луары -
Ле Ман - Коннель -
Дьепп -
Этрета -
Руан -
Онфлер -
Живерни -
Монт-Сен-Мишель -
Сен-Мало -
окрестности Сен-Мало -
Анжер -
Черный Перигор -
Сарла - Конк -
долина Тарна -
Ле Пюи - ночной Лион -
Лион - Перуж -
Бон - Дижон -
Реймс -
Типа трики.
Анжер - древняя столица герцогства Анжуйского - был выбран сначала исключительно как место промежуточной ночевки - чтобы и без того чересчур длинный бросок на юг не стал совсем уже утомительным. Потом, почитав немного, я убедился в том, что проехать мимо Анжера было бы просто непростительной ошибкой. Просто удивительно, как город, обладающий, по меньшей мере, тремя драгоценностями мирового уровня (редким готическим кафедралом, превосходно сохранившимся замком и одним из ткацких чудес света - удивительным 100-метровым гобеленом на тему "Апокалипсиса"), находится абсолютно в стороне от главных туристских троп!
Начну с кафедрала, который прекрасен. Вот как он смотрится в дождливый день, через реку Мэн (читается именно так, а пишется Maine - в точности, как название одноименного американского штата). Вид с Верденского моста:
Кстати, если вы присмотритесь, то увидите справа на мосту статую дядечки по имени Николя де Бурепор (вроде бы, так читается по-русски фамилия Beaurepaire). Этот тип имеет к Анжеру мало отношения - разве что тем, что во время первой "революционной войны" Франции с пруссаками (1792 год) командовал объединенным батальоном, в который входили и анжуйцы. Так вот, означенный Николя, который мало известен за пределами Франции, для французов является олицетворением французской военной доблести (по поводу наличия коей в природе французского национального характера многие выражают большие сомнения - а у американцев так и вовсе есть серия анекдотов на эту тему). Дело в том, что батальон Бурепора защищал Верден и (следуя сложившейся пораженческой традиции) почти без сопротивления сдался в плен подошедшим к городу прусским войскам. Но сам Бурепор сдаваться не пожелал, а, напротив, застрелился (было ему тогда 52 годка, уже не мальчик, так что в юношеской экзальтации его трудно заподозрить). И что вы думаете? - Этот выстрел стал первым в длинной цепи событий, оборвавшейся только под Ватерлоо. Бурепорово героическое тело с королевскими почестями перевезли в Париж. Впечатление от его поступка было столь велико, что в последующей битве при Вальми французы, стиснув зубы, бездвижно отстояли под сильной прусской канонадой, (а не побежали, как ожидали все). Пруссаки так удивились этому невероятному факту (до того французы исправно драпали), что аж отступили, не вступая в бой. Тут уже вся Франция окончательно уверилась в непоколебимой доблести своих сынов. Дальнейшее известно: осада Тулона, Наполеон, Итальянская кампания, битая по мордам Европа, Аустерлиц, Фридланд, Бородино. Французам понадобилось очень сильно простудиться в России, чтобы, наконец, остыть и перестать придавать столь большое значение самоубийству бедного Бурепора. Похоронен он, тем не менее, в Пантеоне. Вот какие статуи водятся в скромном городе Анжер!
А это фасад (12 век) кафедрала Плантагенетов:
Два слова о Плантагенетах. Само слово "плантагенет" означает "ракитник". Это была кличка одного из герцогов Анжуйских (то ли он носил веточку на шляпе, то ли еще что) - Жофруа V Красивого, 12 век. Сыном Красивого стал будущий английский король Генрих II, о котором мы уже вспоминали в Ле Мане, а от него уже пошел целый ряд английских королей (в частности, обе ветви Ланкастеров и Йорков, которые усердно истребляли друг друга в "войне Алой и Белой роз" и закончились на ужасном горбатом преступнике Ричарде III - после него уже пошли Тюдоры). Был период, когда владения Плантагенетов простирались от Пиренеев до Шотландии.
Уникальность этой готической постройки заключается в ее сводах. Обычно в готике замковые камни всех вольтов свода (как диагональных, так и боковых) находятся на одной высоте. Это общее правило, а исключение, как говорят, - только анжуйская готика, где центральные вольты поднимаются на 3 метра выше боковых. Так что, если кто любит готику, для того Анжерский кафедрал с его "вольтами Плантагенета" - обязательная программа.
Вот он внутри:
Обратите внимание на гобелены (они чудесны, но этого не передает даже Томкин объектив) и на резной пульпит (кафедру) справа. Он поздний (19 век), но заинтересовал меня своей темой: "Небесный и земной Иерусалим". Вот, к примеру, аллегория заблудшей "Синагоги" с повязкой на глазах и нашептывающим ей на ухо сатанинским существом:
А вот Моисей - рогатый, в лучших традициях неграмотного латинского перевода (если кто не знает: на иврите "рог" и "луч" звучит и пишется одинаково, отсюда и недоразумение - одно из многих, как в Вульгате, так и в Септуагинте):
В общем, классный, даже, я бы сказал, класснейший кафедрал. Настоятельно рекомендую. Вот он еще разок, на прощание:
Потом мы замечательно прогулялись в анжерском средневековом Заречье (москвичи сказали бы "Замэноречье"):
В ход идут остатки кальвадоса:
Старое анжерское аббатство:
Набережная Мэна, с замечательной кленовой аллеей и средневековым мостом Верден (за ним видны стены герцогского замка):
Ага, а вот и доблестный самоубийца Бурепор:
Но - вперед, к замку! Вот его грозные башни:
Вот его грозный ров (никогда, впрочем, не использовавшийся по назначению: герцоги держали там сокольничий двор, ибо традиционно были большими любителями соколиной охоты):
Вот его грозные ворота, где уже не колют копьями и не осыпают стрелами, зато взимают немалую дань за проход:
Вот вид с его самой высокой башни (вояка Бурепор виден даже отсюда):
И еще:
И еще:
И еще, на фоне гордого флага Бурбонов:
И еще немного замкового рва и трудящихся в нем мастеров садового дела:
Но наиглавнейшей замковой аттракцией является, без сомнения, выставленный там знаменитый гобелен "Апокалипсис", иллюстрирующий книгу "откровения Иоанна Богослова" - буквально, сцена за сценой:
Гобелен длиной в 100 метров и высотой в 4,5 метра был заказан герцогом Луи Анжуйским в последней четверти 14-го века. Его выдающаяся художественная ценность стала ясна сразу по завершении работ, а потому гобелен с самого начала хранился в особых условиях, в свернутом виде и разворачивался только по самым важным поводам. Сейчас для гобелена выстроено специальное помещение, с микроклиматом и прочими хитростями.
Невозможно передать впечатление от гобелена при помощи фотографии. Надо видеть, причем подготовившись, лучше с текстом "Откровения" в руках. Мы были, честно говоря, не слишком готовы.
Это Вавилонская блудница прихорашивается ("...с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле."):
А это она же, зараза, едет верхом на Звере - вершить свои блудные пакости ("...и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным."):
Нужно сказать, что есть в Анжере еще одна гобеленная галерея: некий современный анжуйский художник заморочился проектом, призванным дать достойный ответ на вызов средневековых мастеров. И не просто заморочился, но и нашел соответствующую спонсорскую поддержку. Теперь помимо средневековой стометровки, есть в Анжере и современная, выставленная в отдельном музее. Было бы больше времени и сил, сходили бы и туда. Но, увы...
А это просто анжерская улица:
Очень хороший город, стоящий визита, как минимум двухдневного, а если с окрестностями, то и больше.