Большое французское путешествие - 6

Oct 19, 2008 15:06

Шартр - замки Луары - Ле Ман - Коннель - Дьепп - Этрета - Руан - Онфлер - Живерни - Монт-Сен-Мишель - Сен-Мало - окрестности Сен-Мало - Анжер - Черный Перигор - Сарла - Конк - долина Тарна - Ле Пюи - ночной Лион - Лион - Перуж - Бон - Дижон - Реймс - Типа трики.



Если обратиться к туристскому гроссбуху с просьбой рассказать в двух словах о Руане, то этими двумя словами, скорее всего, окажутся имена: Клод и Жанна. Импрессионист Клод Моне, рисовавший Руанский кафедрал, и Жанна д'Арк, Орлеанская Дева, сожженная на рыночной площади в десяти минутах неторопливой ходьбы от упомянутого кафедрала за четыреста шестьдесят один год и восемь месяцев до того, как Моне впервые установил свой мольберт в съемной комнате напротив Западного фасада.

Мне Моне никогда не нравился. Он кажется мне пресным, "головным", излишне рассчетливым, даже бесцветным. Увы, публика любит красивые пиарные ходы, а на них старина Клод был большой мастер. Он обожал работать сериями, как насильник-маньяк. Десятки "вокзалов", "стогов", "тополей", "кувшинок"... Как и маньяку-насильнику, ему был обеспечен надежный общественный интерес. В конце января 1892 года, покончив со "стогами", Моне снял комнату напротив Руанского кафедрала и в течение года с небольшим сделал около тридцати этюдов. Затем, вернувшись в Живерни, он за год сконстролил из этих этюдов 20 полотен и в 1895 году выставил их в парижской галерее. Успех был оглушительный. Поразительно, но именно этой нелепой байде превосходный Руанский собор обязан своей нынешней широкой популярностью. Ну не дикость ли?
Вот, чтобы уж покончить на этот раз со стариной Клодом, два его экзерсиса на тему Западного фасада. Раз:



и два:



А это уже честный Томкин снимок. День был туманный, и оттого высоченный шпиль теряется в облаках. Сейчас фасад почистили и он бел, а во времена Моне был черным, закопченным, примерно, как два пока недочищенных портала:



Вот шпиль со стороны южного фасада:



А вот так башня шпиля проявляется во внутреннем пространстве, на пересечении нефа с трансептом. Красота необыкновенная, кажется, что паруса перекрытий машут крыльями, как летучие мыши:



А еще внутри есть чудесная пьета. Конечно, до гениальной скульптуры Микеланджело не дотягивает, но почему нужно непременно сравнивать с несравненным? Эта тоже хороша. Обратите внимание на нехарактерную для подобного сюжета фигуру мальчика, который, видимо, должен символизировать надежду в безнадежной ситуации оплакивания.



Вообще скульптура в соборе превосходная. Вот, например, ангел в хоре:



Итак, кафедрал оказался действительно интересен. Но мне-то больше понравилось другое. Например, вот этот дворец юстиции - чудо "гражданской готики":



Или улицы фахверковых домов. Вот таких:



и таких:



и таких:



Просто чудо-вещи. Очень уютный средневековый город. А это красивая площадь перед Hotel de Ville. Справа пылает своей пламенеющей готикой средневековое аббатство.



Тут можно было бы перейти к Жанне, потому что именно в этом аббатстве ее осудили на смерть. Но мы с Жанной немного погодим - посмотрите пока на знаки зодиака, которыми разрисована площадь. Мы, понятное дело, постояли каждый на своем. А еще там есть памятник Наполеону, который в кадр, увы, не попал. Наверное потому, что, в отличие от некоторых, не отличался пиарной серийностью.



Ну вот. Теперь к Жанне. Вот на этом самом месте руанской рыночной площади (там где клумба) ее сожгли. Сейчас здесь стоит 20-метровый крест.



Жанна, как известно, канонизирована. Все, без сомнения, знают ее историю, но я на всякий случай напомню некоторые детали. Жанну захватили в плен бургундцы - с целью выкупа. Обычная практика в то время. Выкуп тогда платили семьи, но в случае с крестьянкой-Жанной это было невозможно, так что бургундцы ожидали обращения со стороны короля Карла VII (ставшего королем, как ни крути, в основном, благодаря Жанне). Карл скромно воздержался, и бургундцы продали Деву тем, кто заплатил - англичанам. Так Жанна оказалась в Руане - тогдашней столице континентальной части Англии. Содержали в замке, от которого нынче осталось лишь воспоминание, запечатленное на этой мемориальной доске:



Судили свою национальную героиню сами французы. Урожденные англичане участвовали тоже, но ничтожным процентом. Инкриминировали "сатанинские видения" и ношение мужской одежды. На площади перед тем самым пламенеющим аббатством Жанну поставили на эшафот, и она раскаялась, поклявшись более не видеть снов и, главное, не носить мужской одежды. Казнь была заменена пожизненным заключением. Как же случилось так, что ровно через неделю Жанна оказалась вот на этой рыночной площади, где сейчас стоит посвященная ей современная мемориальная церковь, почему-то напоминающая перевернутую лодку?



На этот счет есть разные мнения. Говорят, что ее либо изнасиловали в тюрьме, либо угрожали насилием, либо просто раздели и не оставили никакой другой одежды, кроме мужской. Так или иначе, Жанна была "застигнута" в штанах, осуждена повторно и сожжена при полной поддержке добропорядочных руанцев. Поверите или нет, но руанцы до сих пор испытывают комплекс вины по этому поводу - я ощутил это совершенно ясно по многим мелким признакам, которые смешно перечислять по отдельности, но вместе они создают совершенно четкую картину. Ведь сожгли ее не англичане, понимаете? Жанну д'Арк, Орлеанскую Деву, символизирующую Францию более чем кто-либо другой, включая Шарлеманя, д'Артаньяна, короля-солнце Луи XIV, Декарта, Паскаля, Наполеона, Робеспьера, Гюго, Бальзака, Сезанна и Платини вместе взятых, - ее сожгли сами французы, а конкретно - жители Руана! Каково им теперь жить с таким клеймом?
А вот так им и надо. Не хрен было дровишки подкладывать.

Еще раз мемориальная церквуха. Внешний вид у нее довольно уродский - в полном соответствии с вышеупомянутым руанским комплексом. Красивую, в общем-то, площадь она просто уничтожает:



Но внутри светло и чисто. Как на костре. Хотя и не так жарко.



А вот и сама Жанна. В момент казни ей было 19 лет.



Previous post Next post
Up