Попытки хрустобулочников объявить отсталую, и к началу 20в. насквозь прогнившую Российскую империю (по понятному заказу!) самой-самой передовой в мире, не унимаются. Среди их фетишей, выдвигаемых на звание "РусскихЪ первыхЪ в мире и лучшихЪ в мире", главное место занимают: гидросамолеты Григоровича [тыц]https://alan-a-skaz.livejournal.com/36063.html, "танк" Пороховщикова [тыц]https://alan-a-skaz.livejournal.com/58502.html, самолет "Илья Муромец" [тыц]в некотором количестве ппосты по тэгу "авиация" и "ИлМур", царские как-бы-линкоры [тыц]http://alan-a-skaz.livejournal.com/25306.html и не только, и эсминцы типа "Новик".
ВСЕ они, при ознакомлении с темой, оказываются совсем не соответствующими таким претензиям. Почти все - не совсем русские; почти все - совсем не первые, и ВСЕ - первые не во всём, что им приписывают; и совершенно все, если и были лучшими за пределами РИ, - то на очень короткий срок и в узких рамках. А чаще всего не были вовсе.
Тем не менее, даже известные и очевидные вещи приходится напоминать - чтобы наглым брехунам и неучам было хотя бы труднее делать вид, будто они этого не знают. Вот недавно известный шулер и брехун задал мне вопрос, могу ли я назвать эсминец ПМВ лучше, чем "Новик". Ну конечно, могу! И даже не один! Фокус-то у шулера был в том, что по его требованиям искался аналог, который бы по ВСЕМ параметрам и НАМНОГО превосходил бы "Новик", будучи сделан не позже его предсерийного образца, в котором вправду-русских заслуг почти и не было. И даже уже тогда легко было найти аналоги, превосходившие "новик" по некоторым отдельным параметрам. Позже, во время ПМВ, когда РИ начала делать "новики" вправду-сама (причем гораздо хуже предсерийного), - тогда аналоги в развитых (и даже не очень) странах стали их превосходить уже во многом. Потом - почти во всём. Потом - вовсе во всём! Сначала - ссылки на ряд постов, посвященных "Новикам". Они до сих пор ничуть не потеряли справедливость и актуальность. Но поскольку для хрустобулочных т.н. "интеллектов" запредельный труд прочитать аж несколько ссылок, да за каждой - текст по несколько экранных страниц, повторю кратко. Предсказываю: обязательно найдутся уроды, которые на сей раз будут жаловаться, что кратко и без длииииииннннногоооо шлейфа ссылок. ;-) Вот вам снова те же ссылки. Не осилите - ваши проблемы. :-) Но-вик--чем-пи-он!! серия из 8 постов: Часть 1 След зарубежной агентуры http://alan-a-skaz.livejournal.com/29596.html Часть 2 Париж далеко от Бердичева? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30202.html Часть 2.4 Кто за кем занимал? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30326.html Часть 3.Что русскому здорово, то немцу... http://alan-a-skaz.livejournal.com/30563.html Часть 4. цыплят по осени считают http://alan-a-skaz.livejournal.com/30889.html Часть 5.1. Практика юбер аллес БФ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31205.html Часть 5.6. Практика юбер аллес ЧМ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31324.html Часть 6. = А вот как надо = http://alan-a-skaz.livejournal.com/31731.html А теперь по пунктам. 1. Предсерийный "Новик" был сделан со значительным участием иностранных держав. 1.1.Концепция турбинного эсминца впервые создана и воплощена англичанами. 1.2.При их же участии, с помощью специалистов Виккерса и на основе раннего орудия Виккерса, под калибр Виккерса, сделаны "русские" орудия 102мм. 1.3.Турбины для "Новиков" сначала были германские. Когда их довоенный запас кончился, пошли в ход привозные английские. И только уже в 1916г., при помощи английских инженеров, было налажено копирование в РИ английских турбин. Из 19 заложенных перед ПМВ эсминцев, оставшихся без немецких турбин, 7 были введены в строй уже большевиками; остальные - в конце 1916 г., на привозных английских турбинах, т.е. целая минная дивизия оказалась для РИФ утраченной на практически всё время войны! 1.4. Предсерийный "Новик" отлажен до своих скоростных параметров был тоже немцами, в Германии. Все серийные "новики", собранные и отлаженные уже в России, от него СИЛЬНО отставали по скорости. 1.5. Более того! На чертежах корпуса предесерийного "Новика" - т.е. на том единственном элементе конструкции, где еще можно было ожидать вправду-РусскоеЪ происхождение, - обнаруживается очередной след вражеской ;-) агентуры. Нумерация шпангоутов там идет в порядке немецком, а не английском (и "РусскомЪ", заимствованным в РИ от англичан), и размеры стоят метрические, а не дюймовые (опять же супротив тогдашних англо-"русскихЪ" стандартов). А еще очевидно сходство этого корпуса с корпусами аналогичных по параметрам и назначению кораблей, сделанными в Германии на 2 года раньше по аргентинскому заказу.
2. Скорость предсерийного "Новика" рекордной НЕ была. НИКОГДА. Результат 38 узлов, воспетый Розенбаумом, был достигнут уже в советское время, после советской модернизации. Приемные испытания, уже после немецкой (!) отладки, дали результаты, немецкими (!) заслугами достигнутые: 36 узлов полная скорость (т.е. в боеспособном состоянии), 37 узлов максимальная (предельно облегченное состояние, НЕ боеспособное). Это было рекордом в самом начале 20 века, и достигнут был этот рекорд англичанами.
3. Скорость серийных "новиков", от 29 до 34 узлов, введенных в строй уже во время ПМВ, у большинства в пределах 32-33 узла, для того времени была уже в лучшем случае заурядной.
4. Торпедное вооружение "новиков", состоящее из 18-дюймовых торпед в неудачном по конструкции ТА, еще до начала ПМВ было устаревшим. Развитые державы уже начиная с 1909-1912г. перешли на калибры от 500 мм и выше (англичане - 533-мм начиная с 1909 г., германцы 500-мм начиная с 1911, см. те же аргентинские эсминцы германского производства). Количество и боевая скорострельность торпедных аппаратов в развитых державах тоже были гораздо лучше российских еще перед ПМВ, и во время войны продолжали улучшаться в =развитых= державах - в отличие от РИ.
5. Про артиллерию, в которой на "новиках" немалая заслуга англичан, уже сказано. Но добавлю, что в ходе ПМВ калибр артиллерии на эсминцах развитых стран увеличился от 88-102 мм до 120-127 мм, и на некоторых даже 152-мм; количество стволов доходило до 5-6, у некоторых даже до 8, против 4 у "новиков".
6. Обычно хрустобулочники старательно "забывают" про такие характеристики кораблей, как мореходность и дальность плавания на одной заправке. Немудрено: у царских кораблей они традиционно были провальными по сравнению с аналогами по классу и поколению из Англии и США, а в 20 в. стали сильно уступать еще и японским. Германские эсминцы, казалось бы, наравне с царскими были рассчитаны на действия в пределах маленьких внутренних морей, и обычно тоже не отличались такими параметрами. Но именно германские кораблестроители сделали в 1911 г. по заказу Аргентины эсминцы серии "Ла-Плата", которые своим ходом (!) без дозаправки (!) пересекли Атлантику, добираясь до заказчика. И кстати, по скорости они тоже были не хуже даже первого, предсерийного "новика", опередив его на 2 года по времени создания.
7. Еще один столь же старательно "забываемый" показатель - массовость выпуска. С которой у РИ тоже традиционно слабое место, в отличие от развитых стран. Тут особенно отличились США, которые успели за время ПМВ выпустить более 300 эсминцев, в т.ч. рекордное количество "гладкопалубников", в основном в двух сериях, по 111 и 150 кораблей. Эти эсминцы замышлялись как предельно удешевленные, для массового выпуска, - поэтому имели "всего" 4 орудия по 102мм и до 12 торпед 533мм в залпе (3*4), плюс зенитное орудие 76мм или зенитный автомат, скорость 35-36 узлов, дальность хода "всего" 2500 миль экономным ходом 20 (!) узлов. Кроме того, в США пробовали увеличить главный калибр эсминцев до 4*127мм, были и эксперименты с более крупными калибрами. Царские "новики" и по количеству, и по качеству на этом фоне смотрятся, мягко скажем, бледно. :-)
8. А теперь, для совсем уж развлечения, поглядим на "отсталую" Италию. "Аквилы" обр.1914г. имели даже 3 орудия 152-мм или 120-мм, плюс 4 орудия 76-мм, скорость 34 узла. "Мирабелло" 1914-1915 - аж 8 орудий 102-мм (одно из них могло заменяться на 152-мм) и скорость 35 узлов. "Россарол" обр.1913г., ровесник предсерийного "Новика" - и то 6 орудий 102-мм при скорости 31,5 узлов, не рекорд, но 1-ю серию черноморских "Новиков" переплюнет, и так далее.
9. В общем, с какой из развитых стран ни сравнивай, хоть даже с Японией и Италией, - все равно Российская империя со своими "новиками" не позже чем от середины ПМВ будет выглядеть так же убого, как и со всем прочим выглядела изначально. Так и "муромцы" еще до начала ПМВ потеряли ореол лучших, едва появились их аналоги у Капрони, - а в ходе ПМВ быстро оказались уже глубоко отсталыми. Царские "линкоры" глубоко отстали от мирового уровня еще в ходе своего строительства; как и летающие лодки Григоровича никогда не были на мировом уровне ни первыми, ни лучшими. А "танк" Пороховщикова не выдержал даже ходовые испытания, и никогда не был боеспособным. Прочее соответственно.
Ах да, источники? Кроме указанных выше (и там далее по тексту), - справочник Конвэя. Но для идиотов справочники и учебники не писаны. ;-)