Но-вик-чем-пи-он! Часть 2

Jul 05, 2017 17:18

Но-вик--чем-пи-он!! серия из 8 постов:
Часть 1 След зарубежной агентуры http://alan-a-skaz.livejournal.com/29596.html
Часть 2 Париж далеко от Бердичева? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30202.html
Часть 2.4 Кто за кем занимал? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30326.html
Часть 3. Что русскому здорово, то немцу... http://alan-a-skaz.livejournal.com/30563.html
Часть 4. цыплят по осени считают http://alan-a-skaz.livejournal.com/30889.html
Часть 5. 1. Практика юбер аллес БФ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31205.html
Часть 5. 6. Практика юбер аллес ЧМ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31324.html
Часть 6. = А вот как надо = http://alan-a-skaz.livejournal.com/31731.html

Рекордные достижения "Новиков", продолжение темы.
2. = Париж - это таки далеко от Бердичева? Такая глушь этот Париж, и откуда там такие фраки? =

Узость кругозора патридiотЪов, не знающих и знать не желающих о том, что происходит за пределами России и вне связи с ней, постоянно проворачивает с ними одну и ту же незатейливую шутку: то, что происходит впервые в России, или оказывается в российском масштабе лучшим, они склонны считать и объявлять первым также во всем мире, - что часто оказывается неверно, - и дальше бегают с этим "открытием", как с писаной торбой, не прекращая это занятие даже после множества неизбежных конфузов.

=2.1. В чем сила, брат?=
Идеи, положенные в основу проекта эсминцев типа "Новик" (а на самом деле, взятые от английских "Трайблов"): относительно большое, по сравнению с прежним стандартом, водоизмещение; 102-мм калибр вооружения; турбины и нефтяное топливо, соответственно - высокая скорость.
Все это на "Новиках" появилось впервые, для класса эсминцев, в России (хотя 102-мм орудия еще раньше ставились и на эсминцы класса "Доброволец" по програме их перевооружения с 1910г.), - но для остального мира ничто из этого не было ново тогда, и даже задолго до того.

=2.2. Скорость =
Уже в 1896-1897г. Великобритания создала серию эсминцев "специальную 32-узловую", полностью оправдавшую свое название. Таким образом, показатели скорости серийных "новиков" были перекрыты еще до наступления 20 века.

"Специальная турбинная" серия (закладка 1898-1901г, ввод в строй 1900-1904) показала скорости еще выше, до 35-37 узлов на испытаниях, заранее обогнав тогда еще даже не проектировавшийся предсерийный "Новик" за 10+ лет до его ввода в строй.
Первые два корабля этой серии, правда, были погублены облегченной конструкцией корпуса и непривычными к высокой скорости экипажами, это надолго подорвало в Англии интерес к сверхвысоким скоростям; но третий честно прослужил до ПМВ и в 1915г. погиб от подрыва на мине.
А достижение таких скоростей стало считаться вполне доступным, при желании, делом.

И в других странах, как увидим ниже, были перекрыты скорости серийных "новиков" еще за годы до их постройки; а в некоторых случаях перекрыта была и скорость первого "новика", не в России до этой скорости отлаженного.

=2.3. Англия: что там у них было?=
В Англии в 1907-1909 году были введены в строй (задолго до первого "Новика") эсминцы серии "Трайбл": нефтяное питание, скорость полная 33 узла (максимальная отмечена до 35узлов), калибр вооружения 102мм, два однотрубных ТА 18" (450 мм, дюймовый калибр получается в результате округления).
Это стало этапным событием: остальные морские державы мира приняли "трайблы" за новую точку отсчета и ориентир для собственных разработок.

"Трайбл" уступает "новику" в количестве торпедного и артиллерийского вооружения - 2 ствола против 4, - зато мореходность и дальность плавания гораздо выше. Немного уступает в скорости первому из "новиков", отлаженному немцами - но с серийными "новиками" не менее чем наравне, даже лучше многих из них.
А главное - даты создания! Это для первых "Трайблов" на 5-6 лет, не менее чем на поколение, раньше первого "новика"!

И еще, это обозначение новой тенденции в создании кораблей такого класса, что особенно важно в контексте нашего обсуждения. Не случайно разработка проекта "новиков" шла с оглядкой на английские "Трайблы", и в русском флоте "новики" поначалу получили неофициальное наименование "эсминцы английского типа".

В 1905г. был заложен, в 1907 спущен на воду и в 1910г., за 3 года до "Новика", введен в строй английский "Свифт" - первый в мире лидер эсминцев, также обозначивший создание новой тенденции.
Вооружение - 4 ствола 102-мм и 450-мм торпедные аппараты, скорость - 35 узлов. Предназначался для сопровождения эсминцев выпуска 1907г. и позже, типов "Трайбл", "Ашерон", "Акаста", "Лафорей", с однотипным вооружением и близкими характеристиками по скорости.
Правда, "Свифт" считался в Англии неудачным: он имел избыточные для своих задач размеры и водоизмещение, либо недостаточное для своих размеров вооружение.
В ПМВ, однако, он честно воевал (в 1916г. пара 102-мм носовых орудий была заменена на одно 152-мм) и нормально исполнял свою роль.
Использование эсминцев группами, включающими в свой состав лидер, по замыслу англичан снижало требования к вооруженности одиночного эсминца.
В РИ лидеров эсминцев не было как класса, а "новики" выполняли их задачи, или применялись как дешевая замена для легких крейсеров, = в РИ тоже не существовавщих, хотя заложенных за год до начала ПМВ.
Последующие варианты, созданные перед ПМВ и в ее начале, уже гораздо более скромные по водоизмещению и размерам, при этом с более мощным вооружением и вообще более широкими возможностями, - "Лайтфуты", "Гренвиллы", "Фолкноры", "Шекспиры" и "Скотты" - продолжали ту же линию, ведущую к эсминцам и лидерам эсминцев, гораздо более мощным по вооружению, чем "Новик", не менее скоростным, при этом гораздо более мореходным и с приличным запасом дальности плавания, что для англичан вообще типично.

Ликбез, ликбез, ВМФ, ПМВ

Previous post Next post
Up