Для хрустобулочных патридiотЪов "всем известно", что среди множества прочих изобретений, сделанных царской Россией впервые в мире, были в том числе и миноносцы, а также торпедное вооружение, а также боевое применение миноносцев. Это аксиома, не подлежащая сомнению!
А теперь посмотрим, какое отношение эти мифы имеют к реальности. Удивит ли кого-нибудь, что такое же, как обычно?
Прошу учесть: среди азбучных истин, очевидных для нормального понимающего человека, очень многое неведомо хрустобулочным патридiотЪам.
В том числе, для них засекречено строжайше, что от идеи до опытных конструкций, а от тех - до серийного выпуска, проходит обычно по несколько лет, а в условиях царской России и за десятилетие могло потребоваться.
Для "особо талантливых" намек на идею, высказанный русским человеком, или хотя бы временным жителем России (пусть даже с немецкой/еврейской/итальянской фамилией), несравненно важнее, чем в те же годы или ранее налаженный за рубежом уже серийный выпуск изделий, "открытых" русским гением у себя под носом.
1. Брандеры. Один из предтечей минного вооружения. Плавсредство, загруженное огнеопасными и взрывчатыми веществами, которое старались приблизить или прикрепить к вражескому кораблю, а затем поджечь.
Для самых талантливых поныне засекречено, что это средство применялось впервые вовсе не Петром 1 на молодом русском флоте в Северной войне, а уже в античности, да и в средневековье, и далее до петровских времен, вполне себе нередко.
2. Морские неподвижные мины, а также буксируемые и закрепляемые на объекте атаки.
Вот здесь, кажется, для разнообразия нет хрустобулочных претензий на русский приоритет. Даже странно как-то :-)
Первая известная попытка применения мины, буксируемой (по терминологии 19 века) или объектной (по современной терминологии), была во время войны за независимость США 1775-1783г. - кстати, для транспортировки и применения мины была использована подводная лодка, и это первое в мире известное ее боевое применение.
Нечто близкое по идее, но в более примитивном техническом воплощении, применяли еще китайцы в допетровские времена на реках. Проекты подобных устройств предлагались и во время наполеоновских войн, но тогдашние примеры успешного применения не доказаны.
UPD. Это я отстал от жизни: уже и в этом пункте есть претензии на русский приоритет. Оказывается, создание и первое боевое применение морских мин тоже было, ну конечно же, РусскимЪ. Во время Крымской войны, через почти 80 лет после успешного применения морских мин Давида Бушнеля.
Но первое в России - значит, первое в мире, а кто в это не верит и знает более ранние прецеденты - тот русофоб! :-))))))
3. Шестовые мины. Мощный заряд ВВ, закрепленный на конце длинного шеста, чтобы поражать вражеский корабль с малым риском для собственного.
И тут приоритет, ну конечно же, не иначе как за Российской империей :-)
Куда там до русских американцам, у которых Роберт Фултон уже в 1810г. опубликовал идею такого вида оружия, активно - но безуспешно - вместе с другими своими изобретениями предлагал ее и Наполеону, и его противникам; а затем его разработки, уже доведенные до практической применимости, пригодились его соотечественникам в гражданской войне с 1861г. по 1865 годы.
В том числе, минное оружие в американской гражданской войне применялось с помощью подводных лодок и специализированных минных катеров, о которых речь будет ниже.
В те же годы американцы весьма активно работали и над минными заграждениями - испытывались в действии и контактные взрыватели, и "адские машины" с таймером, и дистанционные электро-взрыватели.
Все это тоже было впервые в мире создано и открыто русскими, а то как же иначе-то, инженерами много лет спустя. ;-)
А вот что русские в 1862г. произвели первый опыт в таком направлении, причем под влиянием уже существующего американского опыта, - как писал сам автор этого эксперимента, генерал-майор Тизенгаузен, РускийЪ, ага, - и довели его до практически применимой конструкции только в 1868г., а боевое его применение русским флотом состоялось только в 1877г., на почти 20 лет отстав от американцев, - вот это да, это приоритет мирового значения! :-)
4. Подводные лодки.
Чертеж подводной лодки, достаточно реалистичный, был нарисован уже Леонардо да Винчи в 1502 году. Практического осуществления его идея ждала долго, но уже в 1620г. в Темзе была испытана весельная подводная лодка голландца Корнелиуса Дреббеля, а в 1775г. Дэвид Бушнелл, школьный учитель из Коннектикута, сделал действующую подводную лодку "Черепаха", которая совершила даже попытку боевого применения. В дальнейшем, технология подводных лодок американцами была хорошо освоена и развита, и в своей гражданской войне они использовали уже несколько подводных лодок, активно и уверенно.
Впрочем, для хрустобулочников приоритет несомненно принадлежит русскому крестьянину-самоучке Ефиму Никонову, который вроде бы показывал Петру 1 действующую модель подводной лодки уже в, соответственно, начале 18 века.
Кроме смутных слухов, об этом изобретении сведений нет. И откуда у простого крестьянина нашлась возможность, для начала, создать подлодку, а потом лично показать её царю, и почему на этом всё дело кончилось - сия легенда умалчивает.
Но русская википедия, которая часто подобна сказкам Шахерезады и служит сборником хрустобулочных легенд, и эту легенду преподносит как достоверный факт.
А еще неоспоримее приоритет запорiжьских пiдводных човнов(ТМ), которыми пользовались козаки(ТМ) еще во времена протоукров(ТМ)! :-)
5. Минные катера. Специализированные для применения минного оружия быстроходные катера.
Как уже говорилось, смешны претензии самозванцев-американцев, которые не только активно и массово применяли паровые минные катера в своей гражданской войне, но даже сделали их за это время серийной стандартной конструкцией.
Ну и мало ли что - хрустобулочникам чужое серийное производство и точные календарные даты не аргумент!
А вот что русский генерал Тизенгаузен (фамилия русее некуда) делал - да не доделал - опытный катер, затонувший во время испытаний, или что примерно в годы американской гражданской войны начинал первые эксперименты адмирал Бутаков с участием тогдашнего мичмана Макарова, вот это - да, это-то и было прорывом в мировом масштабе :-)
6. Самодвижущиеся мины (торпеды).
Кто кроме русских мог изобрести самодвижущиеся мины Уайтхеда - как весьма долго назывались такие устройства по всему миру, в т.ч. в России, - ну не Уайтхед же?! :-)
Первым идею о самодвижущемся морском снаряде в начале XV века высказал итальянский инженер Джованни да Фонтана. Впервые термин «torpedo» для обозначения морского боеприпаса использовал Роберт Фултон в начале XIX века. В течение всего XIX века различными инженерами разрабатывались проекты подводных самодвижущихся снарядов, но на ракетной тяге. Это, конечно, всё не в счет - тут русским духом не пахнет.
В реальности, изначальное практическое воплощение торпедной идеи принадлежало итальянцу Джованни Лаппису, который находился на австрийской службе, и потому звался также Йоганн Луппис. Он с начала 60-х годов 19 века пытался создать "погружаемый в воду длинный сигарообразный аппарат, заполненный взрывчатым веществом и перемещаемый с помощью увеличенного в размерах часового механизма", который первоначально предназначался для береговой обороны.
В 1864г. к разработке был привлечен управляющий механическими заводами Роберт Уайтхед, тоже находившийся на австрийской службе, несмотря на английское происхождение и подданство. Именно он сделал конструкцию реально боеспособной, практически применимой, наладил её реальное серийное производство - и его приоритет был признан по всему миру... кроме него самого, признававшего приоритет Джованни/Йоганна Лапписа/Лупписа.
В 1866 году Уайтхед предъявил миру первый экземпляр своей торпеды, с еще неудовлетворительными показателями курсовой устойчивости; к 1868г. исправил эти недостатки за счет применения соосных гребных винтов и гидростата; и затем быстро наладил массовый выпуск изделия, быстро набиравшего популярность и востребованность по всему миру.
В это же время была сделана и торпеда Александровского, первая публикация идеи (!) изобретения - 1865г., годом раньше, чем у Уайтхеда, но годом позже, чем у Джованни/Йоганна Лапписа/Лупписа.
Кустарное изготовление единичных опытных образцов затянулось надолго, к тому же изобретение было первоначально не признано актуальным и нужным, первый образец был отвергнут. Усовершенствованный образец был предъявлен на испытания только в 1874 году, показав при этом такие параметры:
Длина - 20 футов (6,1 м); Диаметр - 24 дюйма (609,6 мм);
Толщина обшивки (из стального листа) - 1+1/4 линии (около 3,2 мм);
Максимальная дальность хода - 2480 футов (725,4 м);
Скорость хода: на дальности 1000 футов (304,8 м) - 8 узлов; на максимальной дальности - 5 узлов.
В том же 1874 году Россия приняла на вооружение свою первую торпеду, став 6-м в мире сделавшим это государством, - и это была именно торпеда Уайтхеда: уже признанная по всему миру, испытанная, проверенная, и уже находящаяся в серийном производстве у нескольких стран.
К этому времени Уайтхед предлагал на продажу торпеду со скоростью 20 (!!!) узлов на дальности 800 ярдов (720м).
Изначально имея сравнимые показатели (в 1866-68г. торпеды Уайтхеда имели скорость 6,5-7 узлов на дальности 600 ярдов), торпеда Александровского очень быстро отстала от Уайтхеда по ТТХ, и еще больше отстала по готовности к серийному производству.
Первым государством, принявшим на вооружение торпеду, стала, естественно, Австрия в 1868г.
Англия была вторым с 1869г., а в 1872г. еще и начала свое лицензионное производство. В 1872г. ее примеру последовала и Франция.
Далее были в 1873г. Германия и Италия, родина Джованни/Йоганна, получившего за свое изобретение австрийское дворянство и титул барона.
И уже после них, годом позже - Россия. Позже начавшая предъявлять претензии на звание первой в мире. Традицiи-сЪ.))
7. Собственно миноносцы.
После этого, создание малого быстроходного корабля, вооруженного самодвижущимися минами, стало совершенно очевидной задачей по всему миру.
В 1876г. был заложен фирмой Торникрофта и в 1877г. введен в строй английский HMS Lightning - один из первых миноносцев в мире, и при этом - безусловно первый крупносерийный: в мае 1877г. он начал и прошел испытания, и затем было в том же году заложено еще 11 однотипных кораблей.
В противовес ему выдвигается русский "первый в мире", ну как же иначе-то, миноносец "Взрыв", который был позже и заложен (в феврале 1877г), и спущен на воду, причем неудачно. Удачный спуск на воду произошел в августе 1877г., до испытаний корабль дошел в октябре того же года, при этом показал скорость гораздо ниже проектной (13,5 вместо 17) и склонность к опрокидыванию.
Доводка до состояния, пригодного к применению, затянулась до конца года (когда корабль был официально введен в строй), и продолжалась еще позже. Как видим, "Взрыв" на примерно полгода отстал от английского крупносерийного аналога HMS Lightning даже с первым опытным образцом, а до серийного производства так и не был доведен вообще никогда.
Но и это еще не всё!
Первым кораблем, разработанным как носитель торпедного вооружения, стал HMS Vesuvius (1874). Это был небольшой корабль водоизмещением 244 тонны, развивавший скорость до 9,5 узла и вооруженный трубчатым торпедным аппаратом подводного пуска, установленный в носовой части корпуса. "Везувий" был заложен 16 марта 1873 года на верфи Pembroke Dockyard, а 11 сентября 1874 года вступил в строй.
Корабль имел довольно низкие борта и отличался практически бесшумной работой паровой машины Maudslay. Дымовая труба использовалась лишь во время походов, во время атаки для снижения заметности дым выпускался через специальные вентиляционные отверстия, а труба складывалась.
Благодаря принятым мерам "Везувий" прекрасно подходил для скрытных ночных атак, но имел слишком малую скорость и большое водоизмещение. Требовалось создание более компактного корабля, по своим характеристикам соответствующего по тогдашней классификации моторным катерам, и обладающего повышенной скоростью.
В 1873-1874 гг. Торникрофт произвел несколько серий быстроходных паровых катеров, носителей минного вооружения - преимущественно, шестовых мин, но итальянский заказ (3-я серия) был предназначен для применения торпед Уайтхеда. И уже на его основе в 1875г. начал проектироваться "Lightning" - который был, как видим, действительно не совсем первым, но опередили его вовсе не русские.
8. Боевое применение.
Вот, казалось бы, у русских самый удобный случай - война с турками как раз началась в 1877 году, и новое оружие тут как тут!
У нас принято считать, будто именно на этой войне произошла первая в мире успешная торпедная атака в боевых условиях, а не на испытаниях.
Но ее выполнил вовсе не "Взрыв", который всю свою историю так и оставался на Балтике, в учебно-минном отряде, не узнав ни боевого применения, ни серийного производства.
В войне 1877-78гг. минные атаки буксируемыми минами-крылатками, шестовыми минами и торпедами выполняли в основном мелкие минные катера водоизмещением 6т и длиной до 15м, которые мореходность имели никакущую, потому к месту атаки и от него доставлялись пароходом французской постройки "Великий Князь Константин", переоборудованным в минный транспорт.
При этом, торпеды использовались только в 2 атаках минным оружием из 9, совершенных за все время войны: первая (декабрь 1877 г.) оказалась совсем неудачной, вторая (январь 1878г.) якобы (!) привела к потоплению небольшой канонерки, выдаваемой потом у нас за мега-линкор.
* Однако, "якобы" - ключевое слово для доверия к РусскимЪ РапортамЪ: якобы-потопленный корабль, как обычно, оказался дожившим до Балканских войн (1912 г.), и НИ ОДИН из боевых кораблей турок потоплен русскими минными атаками, или иным образом, не был. Повреждения, принятые/выданные за потопление - были.
А теперь - очередной обломЪ хрустобулочных мифов. И тут не произошло чуда. Приоритет первой в мире боевой торпедной атаки держит совсем другой эпизод на совсем другом краю света. Это битва в Перу, в бухте Пакоча (29 мая 1877) возле г. Ило. Там повстанцы весной того же года захватили монитор «Уаскар», а против него выступили два английских корабля: деревянный корвет «Аметист» водоизмещением 1970 т с экипажем 225 человек и флагманский корабль - фрегат «Шах» водоизмещением 6250 т с экипажем 600 человек. В ходе боя перуанские артиллеристы смогли лишь незначительно повредить такелаж фрегата. Англичане же несколько раз попали в «Уаскар», но благодаря мощной броне тот уцелел. Англичане также выпустили торпеду, от которой, однако, «Уаскар» увернулся и избежал столкновения. Это и было первое в истории применение торпеды в боевой обстановке. А также показательное сражение мощного деревянного корабля с небольшим, но хорошо вооруженным и защищенным железным.
Первое в мире боевое применение миноносцев тут вовсе ни при чем, оно состоялось во время японо-китайской войны в 1894-1895 гг.
В ночь с 4 на 5 февраля 1895 г. 15 японских миноносцев атаковали китайскую эскадру на рейде Вейхайвей.
В результате этих атак торпедами были потоплены 4 китайских военных корабля - крупных и бронированных, японцы же потеряли 2 миноносца.
Еще был интересный эпизод в греко-турецкой войне 1897 года: группа из 8 греческих миноносцев держала турецкий флот, отсиживающийся в Дарданеллах, в страхе перед новым тогда оружием - торпедами. При этом Греция не имела гремучей ртути для снаряжения капсюлей-детонаторов, и греческие торпеды были абсолютно безопасны для противника. Но противник этого не знал.
Считать или не считать это применением миноносцев как торпедного оружия - не берусь судить. Но боевое применение миноносцев безусловно состоялось, и оказалось весьма полезным.
А вот Россия первое для себя боевое применение миноносцев произвела уже только 10 лет спустя, в Русско-Японской войне 1904-1905 г.
И оно было, ну конечно же, первым в мире! :-)))
Хотя именно японцы в РЯВ применяли миноносцы для торпедных атак с первого дня войны, массово и успешно, не боясь атаковать миноносцами крупные боевые корабли с дистанции, на которой поражение цели торпедой имело высокую вероятность и часто имело успех - на что у их русских коллег не хватало духу за все время РЯВ и ПМВ. Были разве что иногда "так называемые торпедные атаки" с дистанции, безопасной и для как-бы-атакующего корабля, и для его цели, позволяющие записать сей подвиг себе в послужной список, - но с ожидаемо пустым во всех прочих отношениях результатом. (см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/175554.html)
9. А что было дальше?
"Передовая" царская Россия дальше единичных опытных образцов не пошла еще долго.
Первые массовые "русские" миноносцы и миноноски создавались по зарубежным чертежам/образцам, либо на зарубежных предприятиях.
К 1 января 1879 года в строю русского флота уже насчитывалось 111 миноносок.
Основу этой силы составляли 83 миноноски, построенные по чертежам английского завода Ярроу - катера типа "Дракон", строившиеся на ряде отечественных заводов - Балтийском, Невском, Ижорском, Берда, Бритнева и ряде других.
Еще пять Балтийский завод построил по чертежам известных русских кораблестроителей и моряков: К.П.Пилкина (миноноска "Селезень"), С.О.Макарова ("Сирена"), М.И.Кази ("Чижик" и "Подорожник") и И.П.Алымова ("Касатка").
В ноябре-декабре 1876 года на заводе Торникрофта (Англия) были приобретены две миноноски (№ 1 и № 2) для русского флота (они назывались также быстроходными миноносными катерами), доставленные в Одессу. В мае 1877 года эти миноноски совместно с минными катерами парохода «Великий князь Константин» и принимали участие в атаке на турецкие корабли на сулинском рейде. В результате атаки миноноска № 1 при взрыве мины получила сильные повреждения и была потоплена, а ее экипаж взят в плен. За мужество, проявленное экипажем в этом бою, миноноска № 2 получила наименование «Сулин». На Черном море завод РОПиТа в Севастополе, по подобию торникрофтовского "Сулина", построил три миноноски ("Ящерица", "Щегленок" и "Щука"), и еще три по собственным чертежам завод Беллино-Фендерих в Одессе.
Заказ на пятнадцать подобных кораблей был передан трем зарубежным фирмам: английской "Торникрофт" ("Кефаль" и "Сулин") и немецким "Шихау" (11 миноносок типа "Меч") и "Вулкан" (2 типа "Ракета"), что вместе с бердовскими "Бычком" и "Черепахой" составляло 111 кораблей.
Итого, на 1879 г. из 111 "русскихЪ" миноносных кораблей оказываются русской (в основном) конструкции и изготовления (не исключая применение иностранных комплектующих!) только 10; русского изготовления по зарубежным чертежам и образцам, с применением частично иностранных комплектующих, - 86; чисто зарубежного производства - 15.
В 1880 году, с учетом испытания миноносца "Взрыв" и опыта торпедных атак 1878 года, в их же часть названный, был для русского флота изготовлен весьма неплохой по ТТХ миноносец "Батум"... фирмой Ярроу, Великобритания, которая сделала серию из 32 таких кораблей, проданных затем по всему миру. Однако первый из них был сделан по русскому заказу, что считается великой заслугой России :-)
UPD. И даже в этом не обошлось без вранья, см. у Дашьяна (
https://dzen.ru/a/Y0aSUwVXMCVZ5pQE?&). Обнаружилось, что у "Батума" были еще 4 предшественника, сделанные по заказу... Японии, а еще были к тому времени очень близкие аналоги с лучшими ТТХ (но худшей рекламой!) у Торникрофта (это тоже Великобритания, а не Россия, если вдруг кто не в курсе).
И к началу РЯВ ситуация в целом такая же: самая массовая серия "русских" миноносцев - тип "Сокол", 27 экземпляров - мейд-ин-Раша по чертежам Ярроу (японцы к тому времени уже делали свои клоны более поздних и более совершенных британских аналогов); последующий тип "Буйный" - 10 экземпляров - тоже доработка проекта Ярроу.
Тип "Кит"("Касатка") - проект и производство Шихау, Германия. Их же конструкции и производства сделанный для Китая, и затрофеенный во время восстания ихэтуаней, "лейтенант Бураков", самый скоростной на тот момент корабль РИФ.
Тип "Форель" - проект и производство Франции, и т.п..
Вот такая она, передовая на зависть всему миру царская Россия, родина миноносцев и всехЪ прочих слоновЪ.