Академгородок, 1966. Пост 24. Выставка Николая Грицюка в Картинной галерее Дома ученых (2)

Nov 25, 2011 15:18

Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.

Начало главы см.: Посты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22,   23.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20),
1960 (Посты 1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29), 1962 (Посты 1 - 19),
1963 (Посты 1 - 2 9), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).

Грицюк - классик русского авангарда 

          Сегодня Николая Демьяновича Грицюка считают классиком русского авангарда, а те далекие 60-е мало еще кто знал его творчество, видел его работы. Начальство и художественное и, тем более, партийное руководство города на его новые творческие находки 60-х, на новый этап его творчества смотрело косо. Но общественность Академгородка его приняла сразу.
          Я помню, как наш Совет картинной галереи после выставки Грицюка единодушно восторженно оценил присланные на выставку работы. Было высказано немало добрых слов и в адрес Макаренко и Немировского.
          - Мы хорошо начали свою деятельность, - сказал Председатель Совета Лев Маркович Розенфельд.
Выставка Грицюка стала для нашей картинной галереи весомым дебютом. И впоследствии я не один раз убедился в том, что мы правильно начали свою работу.
          Грицюк был авангардистом. Но в отличие от других, власти открыто не обвиняли его в формализме и прочих смертных грехах. Поэтому и мы избежали критики и упреков. Такое начало позволило нам в следующем году показать нескольких выдающихся художников-авангардистов и, возможно, «по инерции» тоже «не удостоиться» критики идеологических работников КПСС. Только когда галерея уже была закрыта, в ее адрес раздалась запоздалая брань из Обкома партии.

Пятая выставка Николая Грицюка в Академгородке

После выставки в Академгородке Николаю Демьяновичу Грицюку было отпущен
о судьбой еще 10 лет. Это было очень плодотворное для него время. Он работал буквально запоем. Слава художника быстро росла. Одна персональная выставка следовала за другой. Власти косо смотрели на работы художника, считая их проявлением формализма в искусстве. Но интерес к его работам и при жизни, и после смерти художника постоянно возрастал. А в Академгородке выставки картин Грицюка пользовались неизменным успехом.
          В 2007 году в Академгородке состоялась уже пятая выставка работ Н.Д. Грицюка. Газета  «Наука в Сибири» этому событию посвящает статью Галины Леонидовны Лаевской, директора Выставочного зала Дома ученых в 1970-2009 гг. (под таким названием вновь открылась Картинная галерея вскоре после ее закрытия и ареста М.Я. Макаренко).
          Вот, что она пишет в газете «Наука в Сибири» N 11 (2596) 15 марта 2007 г. в статье «Незабываемое и неповторимое» http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+411+1 :         
          «… Мы < …> попросили вдову художника Валентину Эдуардовну Грицюк и ее дочь - художника Тамару Грицюк - подобрать работы, связанные со строительством Академгородка - мы их никогда не показывали в наших залах. Так родилась сегодняшняя выставка.  
          На фотографии: открытие выставки. Слева (третья) выступает Римма Алексеевна Немировская, вдова в.и. Немировского, первого директора Дома ученых.:

 
          В первом зале выставки были выставлены картины об “Академгородке”. 
          Вот он, Академгородок, каким его увидел художник: 
















         
          В первом зале была еще одна картина художника - «Первая масленица в Академгородке». Она была написана художником вскоре после его первой выставки в Академгородке, в марте 1957 года, когда в Академгородке впервые праздновали масленицу.
          Вообще масленица при советской власти ранее никогда не праздновалась - инициатива и абсолютно полная заслуга в рождении этого праздника в Академгородке - В.И. Немировского. Праздник был им инициирован, организован и проведен в марте 1967 года. Это был грандиозный праздник, о котором речь впереди.
          А вот каким его увидел Николай Демьянович Грицюк: 

 
           Картина «Первая масленица в Академгородке».

Эту картину художник подарил Владимиру Ивановичу Немировскому. А после пятой выставки вдова Немировского Римма Алексеевна подарила картину Выставочному залу Дома ученых.

«Во втором зале, - как пишет в статье Г.Л. Лаевская, -  были выставлены живописные фантазии-размышления, которые прославили Николая Грицюка, сделали широко известным мастером, основателем нового направления в искусстве - духовно-содержательного и стилистически неповторимого».















Память о Н.Д. Грицюке 
          Более полувека прошло с первой выставки Николая Демьяновича Грицюка в Академгородке. В 60-х он только начинал писать те картины, которые привлекли внимание к его творчеству. Тогда еще никто не пытался понять, что именно притягивает взгляд к его картинам. Сегодня уже пытаются определить ту нишу в искусстве, которую он создал, осмыслить характер его творчества:
           «Николай Демьянович Грицюк - новосибирский художник, работал в стиле абстрактно-сюрреалистического авангардизма».
           «С 1960-х гг. в циклах живописных акварелей и темпер разрабатывал свой вариант узорчато-пестрого, полуабстрактно-сюрреалистического авангардизма».
          Замечу, что Николай Демьянович никогда не считал свое искусство абстрактным. Он всегда говорил: «Я пишу фантазии».
           «Этот художник один из немногих видел Новосибирск не серым и хмурым, а ярким, цветным, жизнерадостным, он чувствовал ритм, дыхание молодого, энергичного города. О таких, как он, искусствоведы говорят - гений места. Николай Грицюк еще при жизни стал гением Новосибирска, его легендой».
          «Его называют сибирским классиком, королем акварели».

Вот еще о Грицюке, -  Ирина Дудина. "Нам в Новосибирске дарован был Грицюк". На сайте "Новый мир искусства" (http://www.worldart.ru/about/archive/47/1518):
          Свой путь в живописи он начал как реалист, с нежных акварелей, изображающих родную природу и городские пейзажи в зимней дымке. Но что-то произошло, и примерно с 1960 года у Грицюка появились совершенно иные, странные в недрах торжествующего метода соцреализма работы. Сначала возникли более обобщенные линии нагроможденных сибирских домишек, потом - чрезмерно насыщенные колоритом живые лица хрущевских машин. Появилась чувственная энергетическая вязь мазков, следующих за формами реальности. Это уже весело и свежо отдавало Серебряным веком, Бенуа и Лансере, - хотя под кистью художника оживали бедные домики и новостройки панельных домов для пролетариев в морозном обмороке или крымские кривые улочки советского периода.
          Потом кисть художника и его глаза абсолютно освободились. Он стал изображать Москву как коллаж, сотканный из различных фрагментов геометрически обобщенных впечатлений, где растопыривший крылышки светофор соединяется трубкой-кишечником с маленьким входом то ли в купол московского храма, то ли в дырку метро, советские «москвичи» и «зилы» обтекаемых форм расплющились веселыми сине-красными лепешками, а из горожан и разномасштабья московских домов стал выстраиваться узор в стиле Леже.
          Одна из картин о москве "Московский городской пейзаж":


          «Садовое кольцо» 1969 года превращено в радостный красно-голубой взрыв словно бы визжащих от переполняющих их жизни, мчащихся потоком машин. Переславль-Залесский предстает сотканным из сине-черно-голубых полусфер и параллелепипедов... Будто художник живет где-нибудь в Париже, где все пласты авангардной, модернистской и даже постмодернистской культуры ему открыты.
          И все это в Сибири, в 60-е, выглядящие во вбитом нашими художественными школами сознании как апофеоз серо-реалистических полотен с портретами твердолобых рабочих и брутальных колхозниц в резиновых сапогах с маленькими курносыми носами. 
          Новосибирск, 1958:



Ленинград. Ликование. Акварель. 1971.



Еще одна творческая характеристика художника, найденная в Живом журнале:
http://michletistka.livejournal.com/56776.html?thread=256968 michletistka:
          «Товарищ Грицюк, Вы пишете еще хуже, чем Пикассо!» - такой отзыв, по воспоминаниям друга художника Олега Комова, показал ему Николай Демьянович на одной из выставок в Москве. Отзыв эпохи застоя, когда идеологический подход к искусству заменял живую душу творческого поиска, тем не менее, в чем-то примечателен. Редкий талант и трудолюбие крупнейшего из Новосибирских художников-графиков можно сравнить с искусством знаменитого испанца. Подобно затейливым рисункам Пикассо, в которых постоянно живы бешеный ритм и краски родной Испании, в рисунках Грицюка живет напряженная жизнь большого города.
          Обучался Николай Демьянович в Московском текстильном институте на факультете декоративного оформления тканей. Вероятно, эта школа и предопределила многоцветность, воздушность, декоративность картин Н.Д. Грицюка.
          Подобно знаменитому испанцу, путь к абстрактному искусству Николай Демьянович начинал с вполне реалистических работ. Поэзия растущего города, каким застали Грицуки Новосибирск по приезде в 1952 году, захватила художника с первых дней пребывания. В его рисунках вырастают вереницы крыш старых, тесно прижавшихся друг к другу деревянных лачужек, яркие квадраты новостроек, широкие, наполненные воздухом проспекты.
"Летний вечер"


          И во всем этом великолепии находит мастер свою, небывалую палитру. Пламенеют на закате летнего дня листья деревьев и силуэты пешеходов. Поднимается от раскаленного летним солнцем асфальта жаркое марево, скрадывая четкие очертания фигур, превращая их в размытые, абстрактные силуэты. Новосибирск начала шестидесятых… Забытая в истории акварель. Кто еще, кроме художника, может дать вечную жизнь минутному впечатлению?
          А как же Пикассо? Его работы демонстрировались в музее изобразительных искусств им. Пушкина, рядом с искусством Сезанна, Ван Гога, Матисса, работы которых Грицюк очень любил. Заряд от этих шедевров, наверняка, помогал преодолеть рутину официального искусства.
          Самобытность, заметная уже в ранних работах художника, постепенно перерастает в особый язык, что-то среднее между абстракцией и сюрреализмом. Композиции новых картин становятся все более сложными, насыщенными, из них исчезают точные и однозначные объекты, а мир преображается в таинственную игру красок. Одна из самых ярких и ритмичных работ художника «Дымковская фантазия» - звучит как гимн традиции, которая не умирает в современном искусстве. 
         Картина "Дымковская фантазия"





Многие люди, близко знавшие Грицюка, отмечали полную противоположность характера художника, замкнутого и сдержанного, и его картин, всегда открытых по цвету, выразительных и берущих за душу. И по сей день, его работы, выставленные в мемориальном зале Новосибирского государственного художественного музея, дарят зрителям восторг от встречи с великим художником.

Продолжение следует

Академгородок. 1966, картинная галерея, Николай Грицюк

Previous post Next post
Up