Академгородок, 1966. Пост 6. Дело Даниэля и Синявского. Они выступали в защиту. Владимир Корнилов

Sep 28, 2011 15:40

Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.

Начало главы см.: Посты 1, 2, 3,   4,   5.

Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20), 1960 (Посты 1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29), 1962 (Посты 1 - 19), 1963 (Посты 1 - 2 9), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).

Владимир Корнилов


          Владимир Николаевич Корнилов (1928- 2002), поэт, писатель и литературный критик родился в семье инженеров-строителей.В 1945 - 1950 учился в Литературном институте, откуда трижды исключался за прогулы и "идейно порочные стихи".
           Первые стихи Корнилова были опубликованы в 1953 году. Однако с тех пор его произведения пропускались в печать нечасто, и то лишь с внесёнными цензурой исправлениями.
          Нелёгкая судьба ожидала и прозаические произведения Корнилова. Первую и вторую свои повести - "Без рук, без ног", законченную в 1965 году, и "Девочки и дамочки", написанную в октябре 1968 года - автор долго и безуспешно пытался опубликовать в Советском Союзе. Первую не напечатали, вторая в декабре 1971 года была набрана, но сразу же после этого рассыпана.
          Своё третье и самое крупное прозаическое произведение - роман "Демобилизация" - Корнилов уже не стал пытаться опубликовать на родине. Он передал свои произведения на Запад, где спустя какое-то время они были напечатаны.
          Публикации в зарубежных русскоязычных изданиях, а также выступления Корнилова в поддержку Юлия Даниэля и Андрея Синявского (1966) вызвали недовольство советской власти. Когда же Корнилов подписал письмо "главам государств и правительств" с просьбой защитить академика Андрея Сахарова, то его в марте 1977 исключили из Союза писателей СССР (принят в 1965; восстановлен в 1988).
          Во время перестройки было опубликовано одно из самых проникновенных его стихотворений, в котором он рассуждает о внезапно дарованной людям свободе:

Не готов я к свободе -
По своей ли вине?
Ведь свободы в заводе
Не бывало при мне.
<...>
Океаны тут пота,
Гималаи труда!
Да она ж несвободы
Тяжелее куда.
Я ведь ждал её тоже
Столько долгих годов,
Ждал до боли, до дрожи,
А пришла - не готов.
("Свобода", 1987)

А вот еще одно его стихотворение, написанное в 1988 г.

СПОР

В спор не надобно кидаться,
Без него поймёшь:
Родина и государство -
Не одно и то ж.

Присягнув гербу и флагу,
Не затянешь гимн
И в атаку, и на плаху
Не пойдёшь с таким.

Родина - любовь и память,
Проза, стих и песнь…
Много мог ещё добавить,
Места нету здесь.

А ещё - овраг и поле,
Роща и река,
А ещё - тоска и воля,
Воля да тоска.

Только больше неохота
Зря словами трясть.
Родина - всегда свобода,
Государство - власть.

В 90-е годы
поэт тоже живо откликался на проблемы России. Так, в 2000 году он написал стихотворение "Попытка гимна" - своеобразный отклик на события, связанные с утверждением гимна России на музыку гимна СССР.

Один из близких друзей поэта откликнулся на его смерть такими словами:

Полвека очень близких и очень непростых отношений связывают меня с Володей Корниловым, скончавшимся после долгой и мучительной болезни 8 января этого года.
          Об отношениях этих скажу только одно: на всем протяжении тех пятидесяти лет всякий раз, когда мне бывало плохо, Володя оказывался рядом. Его не надо было звать: он появлялся сам.
          А теперь - о главном. О поэте. Утрата, которую понесла со смертью Владимира Корнилова российская поэзия, для меня сопоставима только с двумя смертями: Бориса Слуцкого и Давида Самойлова.
          Но не о месте Корнилова в официальной или неофициальной табели о рангах хочу я сейчас сказать, а о том особенном, своем, неповторимом, что внес он в сегодняшний русский стих.
          Стихи Корнилова захватывают своей энергией, страстью. Обнаженным и резко выраженным чувством, мощью эмоционального и звукового напора.
Продолжение следует

Академгородок. 1966, Владимир Корнилов

Previous post Next post
Up