Продолжение.
Начало см. Академгородок, 1961. Части
1, 2, 3, 4,. 5, 6, 7,
8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. 19, 20. см. также
Академгородок, 1959. Части
1 -
20.
Академгородок, 1960. Части
1 -
12. Бабий яр (продолжение)
Стихотворение «Бабий Яр» разделило общество, как теперь пишут, на два лагеря: русских антисемитов и настоящих русских, среди которых был весь цвет русской науки и культуры. С пламенными стихами в защиту Евтушенко выступили Константин Симонов, Маргарита Алигер, Илья Эренбург, Cергей Кирсанов и другие поэты. И на меня оно повлияло очень сильно, потому что я понял, что я или любой из моих близких тоже мог оказаться там в Бабьем Яру, а нам наш советский строй даже памятника не хочет поставить. И я был вместе с Евтушенко и против тех, кто его критикует.
Не могу не привести полностью стихотворения Константина Симонова, потому что я готов подписаться под каждой его строчкой:
Две разных вырезки из двух газет.
Нельзя смолчать и не ответить. Нет!
Над Бабьим яром, страшною могилой,
Стоял поэт. Он головой поник.
Затем в стихах со страстностью и силой
Сказал о том, что пережил в тот миг.
И вот другой берётся за чернила.
Над пылкой фразой желчный взгляд разлит.
В стихах есть тоже пафос, страстность, сила.
Летят слова: "пигмей","космополит".
Что вас взбесило? То, что Евтушенко
Так ужаснул кровавый Бабий яр?
А разве в вас фашистские застенки
Не вызывали ярости пожар?
Или погромщик с водкою и луком
Дороже вам страданий Анны Франк?
Иль неприязнь к невинным узким брюкам
Затмила память страшных жгучих ран?
Прикрывшись скорбью о парнях убитых,
О миллионах жертв былой войны,
Вы замолчали роль антисемитов,
Чудовищную долю их вины.
Да, парни русские герои были,
И правда, что им метрики - листок.
Но вы бы, Марков, метрики спросили -
Так и читаю это между строк.
И потому убитых вы не троньте -
Им не стерпеть фальшивых громких слов.
Среди голов, положенных на фронте,
Немало и еврейских есть голов.
Над Бабьим яром памятников нету,
И людям непонятно - почему.
Иль мало жертв зарыто в месте этом?
Кто объяснит и сердцу, и уму?
А с Евтушенко - каждый честный скажет:
Интернационал пусть прогремит,
Когда костьми поглубже в землю ляжет
Последний на земле антисемит.
Мне кажется, что в результате «критики» и сам Евтушенко понял суть нашей системы, лживой и грязной. Системы, в которой мы жили: Системой, где восхвалялась братская дружба народов СССР, в которой не оказалось места евреям.
Вот что впоследствии написал Евтушенко:
Как я веровал глупо и чисто,
Но безжалостно, наповал
Коммуниста-идеалиста
Коммунизм во мне убивал.
Я устал от лакейской породы
И махания кулаков
"А з-за ск-колько ты Р-родину продал?"
Так и дёргался Михалков.
Забавно, что на протяжении 20 лет после публикации «Бабьего яра» «обиженные» украинские партийно-советские руководители Украины не разрешали Евтушенко приезжать а Киев.
Продолжение следует