Академгородок, 1961. Часть 20. Бабий Яр.

Aug 18, 2010 12:33


Продолжение.
Начало см. Академгородок, 1961.  Части   1,    2,    3,   4,.   5,   6,   7,   8,   9,   10,   11,   12,   13,   14,   15,   16,   17,   18.   19.

см. также
Академгородок, 1959. Части  1  -  20.
Академгородок, 1960. Части  12.

Бабий яр

19 сентября 1961 года я прочел в Литературной газете стихотворение Евтушенко "Бабий яр". О расстреле десятков тысяч евреев Киева в Бабьем яре мы знали, но писать об этом не было принято. Наверное, каждый, прочитав стихи, задумался: "Что бы это значило?" Почему вдруг такое опубликовано в одной из центральных газет?
           Тогда мы не знали, как появилось это стихотворение в газете и, тем более, не знали подробностей расстрела.
           Сейчас опубликовано большое количество материалов. А тогда... Я сидел стиснув зубы и перечитывал стихи Евтушенко, которые колоколом отзывались в моей душе. Помещу здесь лишь краткие сведения об этом.






По Киеву были развешаны объявления на трех языках - русском, украинском и немецком:

«Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и проч. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры |присвоит себе вещи, будет расстрелян». (Центральный государственный архив Октябрьской революции. Фонд 7021, опись 65, ед. хр. 5.)



Далее я процитирую одну из статей в интернете "Над Бабьим Яром памятников нет", опубликованную  14 сентября 2006 года через 65 лет после трагедии:

«29 сентября еврейское населения Киева, приученное советскими властями к беспрекословному подчинению, потянулось к Бабьему Яру. Киевляне, пережившие Вторую мировую войну, помнят, как улицы украинской столицы в течение трех дней были запружены евреями, которые двигались к своей гибели, неся узлы и чемоданы с вещами, ведя за руку малолетних детей.

В Бабьем Яре гитлеровцы отделяли от этого человеческого потока группу за группой. У евреев отбирались документы и вещи. Потом их раздевали догола, после чего подводили к огромной и глубокой яме, которой и являлось урочище. Здесь их расстреливали из п
улеметов, после чего специальная команда спускалась в яму и вырывала у казненных золотые коронки. После слой трупов присыпали слоем земли.

Так продолжалось три дня. Расстреливали в Бабьем яре гитлеровцы. Но участие в экзекуции принимали и два батальона украинской полиции, выполнявшие охранные функции.

На месте, где проводилась казнь, висели транспаранты с надписями на украинском языке: "Исполняем волю украинского народа".

Осенью 1996 года в газете "Зеркало недели" было опубликовано заявление, публично сделанное на сессии Ровенского городского Совета неким депутатом Шкуратюком:
             - Я горжусь тем фактом, что среди 1500 карателей в Бабьем яру было 1200 полицаев ОУН и только 300 немцев….

Точное количество расстрелянных евреев не знает никто. По общепринятым данным в урочище Бабий яр в те дни расстреляли от 33 тысяч до 70 тысяч евреев, проживавших в городе - в основном женщин, стариков и детей. Некоторые называют цифру порядка 100 тыс. человек.

В 44-м году Илья Эренбург, побывавший в Бабьем яре,  опубликовал полное боли стихотворение «Бабий яр»:

Моё дитя! Мои румяна!

Моя несметная родня!

Я слышу, как из каждой ямы

Вы окликаете меня...

Сразу после войны был разработан проект памятника жертвам Бабьего яра, но потом национальная политика Сталина изменилась, и теперь уже на месте Бабьего яра собирались построить стадион. И после Сталина эта политика умолчания не изменилась. Только протесты, в частности, статья Виктора Некрасова в "Литературке" в 1959-м, остановили эту циничную акцию.

Но уже с начала 60-х годов каждое 29 сентября у Бабьего яра собирались известные киевские диссиденты, такие как писатели Виктор Некрасов, Гелий Снегирев, Василь Стус и другие - в основном русские и украинцы, - которые устраивали молчаливую акцию протеста, требуя возведения в Бабьем яре памятника расстрелянным евреям. Побывал там и молодой поэт Евгений Евтушенко. И через 20 лет после расстрела евреев в урочище «Бабий яр», 19 сентября 1961 года в «Литературной газете» было опубликовано его стихотворение «Бабий Яр». Оно начинается так:

Над Бабьим яром памятников нет...

Когда Евтушенко принес в "Литературную газету" эти стихи, главный редактор Валерий Косолапов, прочитав стихотворение, сказал, что для окончательного решения он должен посоветоваться с женой, так как если стихотворение будет опубликовано, его уволят с работы. Евтушенко пишет: «Пришла его жена, и они закрылись у него в кабинете. Я сидел на краешке стула и нервно ждал. Работники типографии, чтобы меня подбодрить, принесли чекушку водки и соленых огурцов. Супруга Косолапова вышла, пристально на меня посмотрела, обняла и сказала: «Не волнуйтесь, Женя, мы решили быть уволенными».

Гранки «Бабьего Яра» несколько раз возили из редакции «Литературной газеты» в ЦК и обратно: партийное руководство колебалось, а вместе с ним колебалась и судьба «Бабьего Яра», да и судьба его автора тоже. Евтушенко просидел в редакции до середины ночи, пока номер с завизированным стихотворением не был окончательно сдан в печать.

Теперь была надежда, что «Литературка» появится наутро в газетных киосках. Но в ЦК все еще могли и завернуть тираж и пустить его под нож.

Газета вышла. В одночасье Евгений Евтушенко стал героем в глазах большинства своих соотечественников, а для антисемитов и мракобесов - «продавшимся жидам» отщепенцем.

Началась кампания травли и автора, и редактора. Они подверглись и официальным гонениям. Руководителей газеты обвинили в сионизме, и вскоре сняли, а для Евтушенко началась полоса запретов.

Его заставили внести изменения в текст второй и двенадцатой строф, заменив «евреев» на «украинцев». В прессе появились заказные статьи и даже стихи.

Так, например, поэт Алексей Марков выступил с резким поэтическим памфлетом против Евтушенко, как автора стихотворения «Бабий Яр». Вот последние строки этого стихотворения:

Какой ты настоящий русский,
                                                    Когда забыл про свой народ?
                                                    Душа, что брючки, стала узкой,
                                                    Пустой, что лестничный пролёт.

О, сколько пало миллионов
                                                                   Российских стриженых ребят!..

…Пока топтать погосты будет,

Хотя б один космополит,

Я говорю: я русский, люди!

И пепел в сердце мне стучит.

Продолжение следует

Академгородок. 1961

Previous post Next post
Up