Барк "Седов" изначально проектировался и строился, как судно с двумя типами движителей: парусами и гребным винтом, приводимым в движении дизельным двигателем. Поговорим сегодня о машинном отделении и немного о парусах, какие они бывают из чего делаются и сколько стоят, а так же кто и как их ремонтируют. Медицинская служба на корабле - бонус-трек.
Машинное отделение, как уже писалось
в предыдущей части, располагается на корме судна, на уровнях нижней палубы и платформы. Напомню схему:
Сх.1
Пройдя жилую зону на верхней палубе мы почувствуем сильный жар и увидим дверь в машинное отделение. За дверью сразу будет располагаться лестница и внезапно станет очень светло, ведь потолка нет, вместо него световой люк, который почти всегда открыт настежь (см. на схеме между цифрами 10-15). В собственно помещение 182, куда мы спустившись попадём, располагаются генераторы, а в открытую дверь можно разглядеть котёл Котельного отделения (180)
1
Здесь располагается три дизель-генератора. В работе всегда по-очереди два. Есть и ещё один запасной генератор - о нём чуть позже. Каждый "генерит" мощности примерно в 135 кВт. Можно больше, но нужно.
2
Пульт управления и запуска дизель-генератором (КЛИК для бОльшего разрешения)
3
А рядом (на схеме "ГРЩ") располагается главный распределительный щит контролирующий и управляющий всем этом хозяйством. На фото полностью он не поместится, но представить продолжения влево и вправо легко - там модули "1" и "3" идентичные "2" - это номера генераторов. При КЛИКЕ доступно крупная версия изображения.
4
А вот и запасной дизель-генератор, который располагается на верхней палубе посередине между каютами экипажа. Поэтому, естественно, запускают его только в экстренных ситуациях.
5
6
Далее, находясь на этом же уровне можно перейти в бойлерную. Здесь жидкотопливный котёл (дизель) нагревает воду создавая пар снабжая теплом и горячей водой барк.
7
Сделан в (на) Украине.
8
И вид с тыла. Когда бойлер работает, то есть всегда, здесь очень громко и очень жарко.
9
И здесь же, на этом уровне нижней палубы, есть туалет и душевые для мотористов и ещё они себе отдельную стиральную машину поставили.
10
А теперь спустимся на Платформу, где и расположен основной, он же и единственный, дизель. Сейчас (с 1986 года) это финский дизель "Wärtsilä" 8L20 и это пятая силовая установка за историю "Седова" (список прежних
см. в посте "История") Инструкцию по эксплуатации для любопытных (при КЛИКЕ полный размер)
11
Пульт запуска главного дизеля.
12
Как можно догадаться из названия модели "8L20" это рядный дизель с 8 "горшками" (цилиндрами) диаметром 20 см. Другие ТТХ и массо-габаритные данные можно посмотреть
на страничке производителя13
Это вал винта. При движении под парусами он тоже вращается, что видно на карточке. Только теперь не он движет парусник, а парусник раскручивает винт, Иначе, его его заблокировать, то лопасти будут тормозить ход. По-этому и при движении на парусном ходу вал требует смазки. Винт у "Седова" фиксированного шага диаметром 2 метра 20 см с четырьмя съемными лопастями.
14
И ещё пару видов с машинного отделения.
15
Когда главная силовая установка работает в машинном отделении очень жарко и шумно, по словам мотористов находится более 30 минут здесь невозможно. Есть немаленькая проблема: когда судно идёт экваториальными широтами, то температура забортной воды недостаточна для охлаждения дизеля. В проходившей 2 года назад кругосветке были проблемы с этим.
16
И в подтверждении схемы-плана судна показанного в предыдущем посте здесь располагаются топливные танки. Вот 34-й и 35-й - схема не врёт! Прямоугольные вертикальные планки это мерники по которым можно визуально оценить уровень жидкости внутри цистерны.
17
Кильваторная струя при работающем дизеле. Возможная скорость хода только под дизелем около 7 узлов.
18
А вот как выглядит вода за кормой только при парусном ходе. Парусный ход даёт скорость в 14 миль. Очень интересные ощущения когда скорость примерно 5-6 узлов. Это сравнимо со скоростью волн и создаётся ощущение, что парусник стоит.
19
Барк оснащён 32 парусами. Собственно "барк" означает парусное судно с прямыми (читай прямоугольными) парусами на всех мачтах (от 3 до 5) кроме последней, кормовой (бизань-мачты) на которой установлены косые паруса. Столь разнообразное и богатое парусное оснащение нужно для того, чтобы судно передвигалось максимально быстро при МИНИМАЛЬНОМ ветре. При сильном ветре максимальная скорость не всегда используется - крен судна возможно будет, довольно большим, что не добавит комфорта. Кстати, Седов очень остойчивое судно, способное выдерживать крен при котором две нижние реи будут находиться в воде. Зацените этот угол!
20
На трёх основных мачтах, а называются они фок, грот-1, грот-2, установлены по 5 парусов. Самый большой парус "Второй грот" (нижний на 2-гроте) 294 "квадратов" (это сколько в попугаях вашей квартирах?). Но, его опускают нечасто, потому что он мешает ходовому мостику. Второй по величине и первый по частоте использования "первый грот" (нижний на 1 грот-мачте) - 285 м2 (см предыдущую фотографию), масса килограмм 300. А общая площадь парусов 4200 м2 (4192 м2 если совсем точно).
Выше идут марселя (нижний и верхний), далее брамселя (нижний, верхний и бом-брамселя). К эти названием добавляются название мачты ("фор-" для фока), чтобы их отличать.
21
С косыми парусами по названию всё сложнее. По-этому не буду сейчас усложнять, можно запомнить только что на бушприте установлены клевера, между мачтами стакселя, а на бизань -мачте бизань. Это фото фок-мачты, подняты все прямые паруса кроме самого верхнего - фор-бом-брамселя, а так же мидель-кливер.
22
Впрочем, если интересно, то вот полные названия:
сх.2 и сх.3
Домашнее задание: Перечислите какие паруса освещены закатным солнцем, если мачта это вторая по счёту?
23
Руководят этим всем хозяйством большое количество человек (поговорим об этом в ч. 7 про парусный аврал), а вот человек который содержит паруса в надлежащем состоянии - парусный мастер Игорь Григорьевич Евдокимов. Довольно известный специалист с большим опытом и квалификацией, на Седове с 1979 года (а на руках у него пёсик Феня пиар-менеджера)!
24
Парусная мастерская, как я уже говорил ранее, располагается в носовой части судна. С первого взгляда это не очень большое помещение, но в него помещаются почти все паруса, кроме фока и грота, но и сними при необходимости работают тут. Иногда ремонт делается на месте - на реях. Работы вообще много, кроме ремонта, приходится пришивать фурнитуру, иногда делать какие-то технологические нашивки и прочее.
25
Предварительно паруса на палубе складывают и опускают в люк, рядом с которым и расположена мастерская. Далее помощники-курсанты его раскладывают-складывают, находя повреждённое место. Нижний-брамсель вот.
26
Основной инструмент.
27
Современный материал парусов "Седова" сделан из полиэфирного волокна на основе полиэтилентерефтала Дакрон. Шили их в Польше (Польша вообще была и есть очень крута в парусном судостроении). Плотность в среднем 640 г/м2. Если будете считать массу парусов накиньте 30% на закромки всякие и ещё фурнитуру. Впрочем, плотность бывает разной: нижние (фоки и гроты) потолще, верхние (брамселя) потоньше. Сейчас производство, конечно, автоматизировано: 3D-модели, плоттеры и т.п.
Стоимость паруса сейчас 43 евро за квадратный метр с работой, фурнитурой и всем остальным. То есть фок и грот будут стоить примерно по 12 000 евро.
28
Нитки из полиэстера, производства фирм Dupont (Франция) - это лидер на рынке. Среди фирм производящих парусную ткань выделяются три компании: Polyant (Германия), Contender (Нидерланды) и Challenge (США)
29
А вот такие паруса были раньше - из льняной парусины. Они были тяжелее примерно в 1,5 раза - плотность около 900 г/м2. Кроме-того парусина намокает и сильно утяжеляется, дакрон лишён этого недостатка
30
Сравните образцы из 60-ых годов с современными
31
32
И бонус-трек: медицинская служба на Седове.В предыдущей части мы сказали, что вся она целиком занимает всю первую надстройку на верхней палубе и состоит из следующих помещений:
сх.4
Медиков на борту два: Старший врач Александр Семенович Притков и его основное рабочее место: - Амбулатория.33
Неожиданно для меня работы у него на судне оказалось много и дважды неожиданно то, что это не связано с травматизмом. Несмотря на работу на высоте, подвижный такелаж, практиканты во-основном страдают "школьными" болезнями: температурят, горло болит и т.д. Отчасти это объективно - работать приходится часто в сложных и некомфортных погодных условиях.
34
А с другой стороны, плохо что ли отлежаться в таком изоляторе? Да даже если в кубрике? Солдат курсант спит, служба идёт, времени на подготовку к зачётам и экзаменам больше. Конечно, врачи бдят и контролируют, но ;) Были случаи экстренной эвакуации с борта для неотложной помощи, без вертолётов пока обходились, но катерами увозили на берег.
35
Под цифрой 217 на схеме обозначен Лазарет, но на самом деле это стоматологический кабинет. Здесь хозяйничает Елена Николаевна Мишина. Снимать своё рабочее место она мне фактически запретила, но вы не много потеряли - в центре самое обычное стоматологическое кресло. Забавно, при этом что фото Александра Семеновича я не смог у себя найти, хотя мы часто общались, а вот фото Елены Николаевны наоборот есть - вот стоматолог на ходовом мостике.
36
Продолжение следует, не переключайтесь!
0. Анонс: Путешествие на паруснике "Седов" - содержание 1. Как попасть на барк "Cедов", кто такие инопрактиканты, или trainees? 2. История Седова и "Седова". 3. Как устроен "Седов" - план судна от трюма до каюты капитана. 4. Мотор, паруса и медицинская служба барка "Седов". 5. Как кормят на "Седове" - общепит на борту. 6. Управление барком "Седов" - кто и как рулит. 7. Парусный аврал на барке "Седов". 8. Курсантская жизнь на паруснике "Седов". 9. Критические заметки о барке "Седов" с красивыми картинками.193 портрета курсантов и членов экипажа в фотоальбоме в группе "Седова "ВКонтакте" -
vk.com/sedov092015