Настоящий ефрейтор

Jun 30, 2018 18:06


Ф.Костиков || « Красная звезда» №115, 18 мая 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1-2 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Подполковник А.Парчинский. - Подготовка водителей танков (2 стр.). Подполковник Н.Денисов. - Блокировка немецкого аэродрома (2 стр.). В районе Лисичанска (2 стр.). Генерал-лейтенант В.Мордвинов. - Воинский устав (3 стр.). Капитан Ф.Костиков. - Настоящий ефрейтор (3 стр.). Налет нашей авиации на железнодорожные узлы Брянск, Кременчуг, Днепропетровск (3 стр.). Б.Галин. - Офицерское достоинство (4 стр.). Действия союзной авиации (4 стр.). Заявление британского главного маршала авиации Теддера (4 стр.).

# Все статьи за 18 мая 1943 года.




До начала боя остались считанные минуты. Воздух сотрясается от артиллерийской канонады - бьют наши и немецкие пушки.

В окопах, прижавшись друг к другу, сидят молодые бойцы, недавно прибывшие из Уфы, Казахстана, Чувашии. Многие из них идут сегодня в бой впервые. Всё это им еще непривычно и страшно.

Низко пролетела группа самолетов. Бойцы еще плотнее прижались к земле.

- Это наши штурмовики полетели угощать немцев, - успокаивающе говорит, подходя к молодым, доброволец ефрейтор Никита Степанович Цыпленков.

Он сел рядом, достал кисет, разрисованный розами и фиалками, завернул козью ножку и подал табак соседу:

- Закурим. Это очень помогает. На опыте сам испытал. Третью войну веду с немцем - встречался с ним и в 1914-м, и в 18-м.

Бойцы придвинулись ближе. Никита Степанович затянулся и продолжал:

- Человек я не злой - все мы русские добрые, пока нас не тронули. А теперь пошло такое, что и я не выдержал. В начале войны работал я на заводе, трудился для нашей Красной Армии. Одним словом - мирный гражданин. Сын Петр и дочка Тася были на фронте. И вот однажды получаю письмо, в котором подруга дочки сообщает, что Тася ранена, попала в плен к немцам. Надругались, сволочи, над ней, а потом голую привязали к дереву и стали на теле ее учиться штыковому бою!.. Не дочитал я этого письма, руки затряслись, всё закипело во мне…

Никита Степанович помолчал и вдруг спросил соседа красноармейца Курасаева:

- Что бы ты сделал после такого письма?

- До смерти мстил врагу.

- Вот и я так решил. Фронт уже к нам приблизился, и задумал я тоже пойти воевать…

Скоро уже год, как Никита Степанович на фронте. Старый солдат, он и сам дерется упорно и других учит трудному делу войны. Несмотря на свои годы, ефрейтор Цыпленков иногда ходит на снайперскую «охоту», - у него на счету уже 27 убитых немцев. Его беседы с молодыми бойцами, подкрепленные примерами из прошлой солдатской жизни и личных переживаний, всегда затрагивают за живое. Вот и сейчас, перед самой атакой, только недавно прибывшие в часть, необстрелянные красноармейцы слушают Цыпленкова, затаив дыхание. Он ободряет их, разжигает в их сердцах ненависть к немцам:

- Я тоже в первый раз боялся итти в атаку. Думал, - а вдруг убьют. А когда начался бой, в горячке забыл про всё, в голове была одна мысль - скорей убить немца. В бою ведь главное не терять голову, - поучает Никита Степанович. - Будь расчетлив. Бой любит не только храбрых, но и расчетливых, ловких. Увидел немца - стремись раньше его выстрелить, ударить прикладом или штыком. Помню, однажды под Вильной пошли на нас немцы в атаку. А стоял перед нами прусский гвардейский корпус. Мы тоже в штыки. Смотрю - на меня прет здоровенный немец, а сбоку, из-за бугорка, вылезает другой. Промедли я секунду, не быть бы мне сегодня с вами! Но я быстро сделал скачок к боковому и ударил его так прикладом, что мозги полетели, а потом в упор застрелил и первого. Меня тогда ранило легонько в ногу, но некогда было глядеть на раны. Семь немцев заколол штыком. Вот она, память о той драке, - и Цыпленков указал на георгиевский крест, что висел у него на груди.

Так шел разговор перед самым броском в атаку. Слова ефрейтора заметно успокаивали новичков, вселяли в них уверенность.

- Когда поднимемся, - главное не трусь, - поучал Никита Степанович, - от роты не отставай, стремись быть впереди. За товарищем поглядывай, когда необходимо, выручай его, а тебя выручат другие. Это солдатский наш закон.

И вот взвилась красная ракета. Короткими перебежками бойцы двинулись вперед. Цыпленков заметил, что на левом фланге молчит пулемет. Прижимаясь к земле, ефрейтор пополз туда. Видит, второй номер убит, а пулеметчик Михаил Егоров, тихий чуваш, лежит, уткнувшись головой в землю.

- Чего замолк, ждешь, пока тебя убьют? - проворчал Цыпленков и, схватив пулемет, стал посылать очередь за очередью в дзот, откуда яростно били немцы. Вскоре дзот затих.

- А еще поставили на фланг, - укоризненно сказал ефрейтор Егорову. - Ты знаешь, что значит, когда фланговый пулемет молчит? Это будто рука у тебя привязана, а ты на кулачки должен итти.

На правом фланге, в первой роте послышалось «ура».

- Ну, пошли, поддержим товарищей, - закричал Цыпленков и с необычной для его лет резвостью понесся навстречу немцам, ведя огонь с ходу. Бойцы увидели бегущего впереди Никиту Степановича, еще больше приободрились и все, как один, поднялись в атаку. Враг не успел опомниться, как в его траншеи полетели гранаты. Оставшиеся в живых гитлеровцы бросились бежать. И тут снова послышался голос Цыпленкова:

- Егоров! Постенко! А ну-ка всыпьте им горячих вдогонку!..

Ефрейтор Цыпленков прошел трудную солдатскую жизнь. Много пережил он горького, но и многому хорошему научился. В кровь и плоть вошла привычка к исполнительности и опрятности. Цыпленков терпеть не может нерях и недисциплинированных бойцов. Однажды он встретил красноармейца Ясько - грязного, в порванных брюках - и начал его по-отцовски отчитывать:

- Не стыдно тебе, молодому, ходить таким? Сегодня ты сам грязный, завтра будет грязная винтовка, а потом можно и большего от тебя ожидать.

На второй день ефрейтор собрал бойцов и хотел им рассказать об Ясько, о других неряхах, но, взглянув на виновника, не узнал его. Ясько сидел чисто выбритый, его гимнастерка и брюки были не только зашиты, но и чисто выстираны.

- Посмотрите-ка на нашего Ясько, каким он выглядит молодцом, - начал свою беседу Цыпленков. - Вот таким должен быть каждый боец!

- Это он только сегодня такой, - сказал кто-то.

- Он и завтра будет таким же молодцом, - заступился агитатор и тут же рассказал товарищам о том, что значит мундир для солдата.

Любят в роте Никиту Степановича. Бойцы делятся с ним и горем и радостью, рассказывают о своих думах. Снайпер Веросов получил от товарищей письмо. Товарищи писали, что его любимая девушка Наташа выходит замуж за другого. О своем горе рассказал снайпер Цыпленкову и попросил совета, как быть.

- Что я тебе могу сказать? - сказал Никита Степанович. Конечно, на сердце кошки скребут, когда милую отобьют. Но что поделаешь… Не горюй. Ты - знатный человек у нас, не пропадешь… Была бы моя Тася жива, я сам бы благословил ее стать женой Феди Веросова!

Веросов немного успокоился, а ефрейтор узнал адрес девушки и послал ей письмо, в котором рассказал о геройстве ее жениха, о его переживаниях. Вскоре Веросову пришло письмо от самой Наташи. Что она ему написала - никто не знает, но снайпер снова голову держал высоко и в этот день «охотился» особенно удачно - убил четырех немцев. // Капитан Ф.Костиков. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

**************************************************************************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Расчеты противотанковых ружей подразделения старшего лейтенанта С.Богомолова на огневой позиции.

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Ф.Левшина.



**************************************************************************************************************************************************
НА КУБАНИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17 мая. (По телеграфу от наш. корр.). На Кубани, северо-восточнее Новороссийска, немцы предприняли на одном участке несколько контратак, пытаясь вернуть утерянные позиции. Контратаки следовали одна за другой с нарастающей силой, но ни одна из них не увенчалась успехом.

Вначале немцы, стремясь, видимо, произвести разведку боем, бросили вперед около роты пехоты с семью танками. Наши бойцы быстро опрокинули врага, не подпустив его к своим позициям. После этого немцы ввели в бой батальон, а потом еще один батальон пехоты и 15 танков. С воздуха эти контратаки поддерживала авиация, и, кроме того, по нашим боевым порядкам била вражеская артиллерия.

Следует подчеркнуть, что холмистая местность, покрытая лесом и кустарником, давала возможность неприятелю скрытно сосредоточивать пехоту, а непрерывный грохот артиллерии и гул самолетов маскировали выход танков на исходные позиции. Пользуясь этим, немцы рассчитывали добиться внезапности удара, но бдительность наших передовых подразделений сорвала замысел противника.

В результате ожесточенного боя, в котором большую роль сыграла наша артиллерия, вражеским батальонам были нанесены тяжелые потери. Немцы откатились на исходные позиции, оставив на поле боя много трупов и три подбитых танка.

Однако на другой день вражеская пехота с танками опять стала приближаться к позициям N части. Бой разгорелся с новой силой. Пехотинцы N части, артиллеристы и бронебойщики отражали одну волну контратакующих за другой, метким и интенсивным огнем причиняя немцам серьезный урон. Вражеская пехота, отхлынув назад, накапливалась на обратных скатах двух высот, получала подкрепления и вместе с танками снова шла в контратаку. Но все усилия врага были безуспешны. Не добившись никаких результатов днем, немцы попробовали действовать ночью. Однако и этот их замысел потерпел крах. Осветив контратакующих ракетами, наши бойцы опять нанесли врагу крупные потери и отбросили его на исходные позиции.

Немцы предпринимают контратаки также и в низовьях Кубани. Здесь они пытаются вырвать из рук одного нашего подразделения важную дорогу. Бойцы этого подразделения стойко отражают вражеские контратаки. Только сегодня они подавили метким огнем 13 немецких пулеметных точек, артиллеристы разбили несколько орудий противника. В бою уничтожено больше сотни немецких солдат и офицеров.



НОЧНОЙ ПОИСК

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17 мая. (По телеграфу от наш. спец. корр.). На одном участке фронта от основной линии немецкой обороны был выдвинут несколько вперед опорный пункт, окаймленный проволочными заграждениями и минными полями. Подступы к нему прикрывались многослойным огнем из пяти пулеметных дзотов. Здесь располагалось боевое охранение противника. Именно в этом районе было решено произвести ночной налет на немецкую оборону с разведывательной целью.

Установив с помощью тщательного наблюдения, что в опорном пункте у немцев находится один взвод, капитан Чурсин сформировал разведывательный отряд, отобрав самых надежных бойцов. Этот отряд был разбит на три группы, причем в каждой выделили опытных разведчиков для захвата пленных. Подготовка к налету продолжалась несколько дней. За это время все участники предстоящих действий сумели хорошо познакомиться с подступами к немецким позициям и с расположением их. Было проведено также несколько тренировочных занятий.

Перед налетом с вечера начали работать саперы. Они бесшумно проделали три прохода в проволоке и минных полях немцев. Возле проходов была оставлена охрана. Ночью артиллеристы выкатили на 700 метров к немецким окопам шесть орудий и установили их для стрельбы прямой наводкой. В назначенный час пулеметчики открыли огонь по вражеским дзотам. Немцы стали отвечать, и артиллеристы по вспышкам навели орудия.

В два часа ночи все три группы разведчиков скрытно выдвинулись на рубеж атаки. В это время на фланге части начала демонстративные действия отвлекающая группа. Там сделала несколько выстрелов наша артиллерия. На минуту всё смолкло, а затем раздался залп наших тяжелых минометов. Одновременно орудия, выдвинутые вперед, ударили по амбразурам немецких дзотов, а полковая артиллерия отсекла своим огнем пути, связывающие боевое охранение с основной линией вражеской обороны.

Настал момент атаки. Разведчики кинулись к немецким окопам, забросали их гранатами и ворвались на позиции противника. Началась рукопашная схватка. 29 вражеских солдат и один офицер были убиты в эту ночь. А пока шла борьба в траншеях, разведчики старший сержант Хромов и красноармеец Малинин, руководившие группами захвата, уже приволокли пятерых немцев к нашему проволочному заграждению.

Когда стало рассветать, капитан Чурсин приказал поставить дымовую завесу, чтобы обеспечить отход отряда. Под прикрытием дымовой завесы разведчики отошли, захватив с собой кроме пленных вражеский пулемет и два автомата.



УЧЕБА РАЗВЕДЧИКОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17 мая. (По телеграфу от наш. корр.). Успешно действуют разведывательные подразделения, которыми командуют капитан Костин и лейтенант Курцев. За последнее время они совершили ряд удачных поисков, неизменно заканчивавшихся приводом «языка» и захватом важных документов.

Успех разведчиков - результат хорошего подбора кадров в этих подразделениях и их регулярной учебы. В состав разведывательных подразделений отобраны отважные бойцы, участвовавшие раньше в лыжных отрядах, старые разведчики, вернувшиеся из госпиталей, зарекомендовавшие себя смелыми и инициативными действиями.

Разведчики проходят систематическую учебу. Особое внимание уделяется изучению методов ночной разведки, приемов и способов просачивания через боевые порядки противника, организации засад.

***********************************************************************************************
Гитлеровская реклама «неприступного», «непреодолимого» «европейского вала».

Рис. Б.Ефимова.



______________________________________________
Бр. Тур: Золотые руки* || «Известия» №120, 23 мая 1943 года
В.Антонов: Пуля найдет* || «Известия» №118, 21 мая 1943 года
Б.Галин: Солдатская дума* || «Красная звезда» №99, 28 апреля 1943 года
А.Платонов: Труженик войны* || «Красная звезда» №57, 10 марта 1943 года
Ю.Нагибин: Солдатская душа* || «Красная звезда» №41, 19 февраля 1943 года
Н.Кружков: Становление воина* || «Красная звезда» №64, 18 марта 1943 года

Газета «Красная Звезда» №115 (5486), 18 мая 1943 года

1943, май 1943, газета «Красная звезда», весна 1943

Previous post Next post
Up