Вторые задачи штурмовиков

Jan 12, 2020 14:04


Н.Денисов || « Красная звезда» №10, 12 января 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 11 января (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1-2 стр.). Подполковник Н.Денисов. - Вторые задачи штурмовиков (2 стр.). Майор П.Милованов. - Наступление продолжается (2 стр.). Гвардии полковник К.Андреев. - Моторизованные отряды в разведке при преследовании (2 стр.). А.Журавлев. - Почему бойцы не получают «Библиотечку красноармейца»? (3 стр.). Проф. К.Базилевич. - Русский солдат (3 стр.). Николай Асанов. - Чудо. - Стихи (3 стр.). Юрий Нагибин. - Трое суток (4 стр.). Лагерь смерти в гор. Шауляй (4 стр.). Действия авиации союзников (4 стр.). Совместное заявление Рузвельта и Черчилля о результатах борьбы с германскими подводными лодками (4 стр.).

# Все статьи за 12 января 1944 года.




Штурмуя вражескую живую силу и технику, подразделения самолетов «Ильюшин-2» часто вступают в серьезные бои с воздушным противником. Уничтожение немецких самолетов является как бы второй задачей штурмовиков, основной целью которых служит поражение живой силы и боевой техники противника. Воздушные бои штурмовиков до последнего времени носили преимущественно характер обороны. Однако, в ряде случаев штурмовикам приходилось вести и наступательные воздушные бои, имея целью уничтожение немецких бомбардировщиков. Опыт этих схваток с воздушным противником показал, что самолет «Ильюшин-2», при правильной организации огня и маневра, способен успешно нападать на немецкие бомбардировщики. Таким образом «ИЛ-2» при неустанном совершенствовании приемов воздушного боя, становится всё более грозным оружием в руках наших летчиков. Попробуем кратко разобрать некоторые вопросы воздушного боя штурмовиков, не ставя себе целью выработку какого-либо определенного рецепта, годного для всякой обстановки.

Эффективность обороны группы самолетов «Ильюшин-2» при встречах с немецкими истребителями несомненно зависит в первую очередь от строя, в котором летят штурмовики. В их боевом порядке должен быть заложен принцип активного сопротивления, чтобы не только отстреливаться от противника, но также в удобный момент перейти в короткую контратаку. Для небольшой группы самолетов «Ильюшин-2» одним из наиболее удобных боевых порядков считается «замкнутый круг». Летя по маршруту в строю пеленга или фронта, группа штурмовиков в случае появления вражеских истребителей может быстро образовать замкнутый круг. Тем самым она обеспечит себя от вражеских атак огнем самолетов, идущих с определенным углом виража, в кильватер друг другу. Примеров успешной обороны штурмовиков в строю замкнутого круга - много. Однако не следует забывать, что этот прием при его зарождении был рассчитан в основном на ведение огня в передней полусфере из пулеметов и пушек, установленных на самолете «Ильюшин-2» для стрельбы вперед.

Нынче огневые средства штурмовика, которые могут быть использованы для самообороны, получили дополнение в виде оружия, находящегося в руках воздушного стрелка и способного простреливать заднюю полусферу. Таким образом, «ИЛ-2» получил возможность вести как бы круговую активную оборону. Между тем, не все авиационные командиры и летчики восприняли это довольно значительное изменение должным образом. В некоторых подразделениях продолжают следовать шаблону. Здесь, не считаясь с изменениями воздушной обстановки, попрежнему применяют только один прием самообороны: самолеты становятся в замкнутый круг и защищаются преимущественно стрельбой из лобовых огневых точек. Летчики нисколько не заботятся о том, чтобы создать воздушным стрелкам удобные условия для сосредоточенного огня из задних кабин.

Более правильно поступают те командиры штурмовых подразделений, которые, не отказываясь от замкнутого круга, практикуют и другие методы оборонительного боя с учетом высоких маневренных качеств «ИЛ-2» и его мощного бортового вооружения. Речь идет о сочетании различных приемов самообороны, в числе которых видное место могут занимать компактные строи звеньев и четверок, идущих клином или ромбом и защищенных в задней полусфере огнем воздушных стрелков, а в передней - огнем лобовых огневых точек. В этом отношении весьма поучителен бой двенадцати «ИЛ-2» N гвардейской штурмовой дивизии с группой контратакующих «ФВ-190».

Самолеты «Ильюшин-2» были атакованы немцами через несколько минут после отвала от цели. Нанеся удар по наземным войскам противника, они приняли боевой порядок в виде ромба звеньев и шли без истребительного сопровождения. В этом строю их и застала атака «ФВ-190», которые сначала стали пикировать сверху сзади на головное звено. Эта атака была отражена сосредоточенным огнем воздушных стрелков из задних кабин всех самолетов. Некоторые «ФВ-190» на большой скорости проскочили вперед. В момент разворота для занятия новой исходной позиции они были застигнуты снопом огня из лобовых точек. Этот огонь открыли летчики ведомых звеньев, командиры которых дали сигнал к небольшому кабрированию. В этот момент были сбиты два немецких истребителя.

Вслед за тем командир группы скомандовал «круг». По этой команде левое звено, взяв нужный угол виража, развернулось влево и стало ведущим. В кильватер ему на образовавшемся кругу пошло звено, бывшее головным. Вслед за ним шло четвертое, а правое звено оказалось замыкающим. В момент перестроения наибольшей опасности подвергалось правое звено. Оно как бы отрывалось от общего боевого порядка и было мало защищено огнем соседей. Но маневр свершался с достаточной быстротой, и «ФВ-190», изменившие направление атаки и разбившиеся теперь на две группы, были вновь встречены мощным сосредоточенным огнем лобовых и задних огневых точек. Сам по себе круг звеньев был довольно компактным, и немцы не могли пробраться в середину боевого порядка штурмовиков, чтобы атаковать их изнутри. Маневренные «ФВ-190», конечно, сделали бы такую попытку, если бы наши штурмовики перестроились в общий круг, идя не звеньями, а по-самолетно. Постепенно оттягиваясь в описанном положении на свою территорию, группа штурмовиков сбила еще два немецких самолета и в конце концов окончательно оторвалась от преследования, не потеряв ни одной своей машины.

Ясно, что приведенный пример - случай частного порядка. Однако мы должны отметить, что при массированных действиях штурмовиков, когда над полем боя появляется сразу несколько десятков самолетов, применение подобных комбинированных строев создает выгодные условия для организации активного оборонительного боя. Отсюда вывод: командирам штурмовых подразделений нужно тренировать личный состав в групповой слетанности и варьировать методы своей самообороны и контратак.

Помимо определенного боевого порядка группы, важную роль играют в этом деле строй соседей, одновременно штурмующих противника в том же районе, а также поведение сопровождающих истребителей. На одном участке фронта при атаке целей двумя группами «ИЛ-2» был применен метод «обратного круга». В то время, когда одна группа штурмовала цели и ходила левым кругом, защищая себя от немецких истребителей, ее сосед наносил удар, встав в правый круг. Над ними, эшелонируясь по высоте, барражировали истребители сопровождения. Конечно, довольно сложное построение общего боевого порядка требовало от летчиков, высокой техники пилотирования и слетанности. Но без этого ведь невозможно совершенствование приемов воздушного боя.

Несколько иначе выглядит наступательный воздушный бой штурмовиков, направленный на уничтожение немецких бомбардировщиков. Попытаемся кратко остановиться на некоторых вопросах этой сравнительно новой формы их боевой работы. В отличие от истребителя, штурмовик имеет меньшую вертикальную маневренность. Поэтому он не может вести воздушный бой на вертикалях в полном смысле этого слова. Однако хороший диапазон скоростей, способность к маневру в горизонтальной плоскости и мощное лобовое вооружение дают летчику-штурмовику некоторые преимущества. Всё дело лишь в том, чтобы умело использовать эти преимущества и добиться победы над вражескими самолетами в определенных условиях воздушного боя.

Встречи самолетов «Ильюшин-2» с вражескими бомбардировщиками могут быть как случайными, так и преднамеренными. Штурмовики, следующие для выполнения своей основной задачи, могут неожиданно обнаружить группу немецких бомбардировщиков и нанести ей как бы попутный удар с хода. Но, кроме того, группа штурмовиков способна решать специально поставленные задачи на поиск или перехват вражеских самолетов. В этом случае она либо вылетает в район интенсивных действии немецкой авиации, либо перехватывает самолеты противника из своеобразной воздушной засады, или же, наконец, совместно барражирует с истребителями, прикрывающими наземные войска и другие военные об’екты.

Скоротечность случайной встречи с противником не позволяет командиру штурмовой группы долго обдумывать свое решение. Как только противник обнаружен, немедленно должна последовать атака. Причем надо учитывать, что вряд ли штурмовикам удастся тотчас же повторить атаку. Поэтому удар должен быть достаточно сильным, способным сразу вывести из строя несколько вражеских самолетов. Наиболее благоприятны для такого удара встречи с немецкими бомбардировщиками, пытающимися воздействовать с воздуха на поле боя, или же с группами вражеских самолетов, которые летят примерно на одной высоте со штурмовиками на встречных или встречно-пересекающихся курсах.

Немецкие бомбардировщики, пикирующие на наши наземные войска, обычно образуют нечто вроде круга в вертикальной плоскости. Нападая на них в этот момент, важно охватить мощным огнем как можно больше вражеских самолетов. Выгодно такое построение боевого порядка атакующих штурмовиков, которое позволило бы им одновременно поразить часть самолетов противника, находящихся в верхней и средних точках этого круга. Те же бомбардировщики, которые заканчивают пикирование и выходят из пике, могут быть повреждены огнем с земли. Именно такой характер носили атаки летчиков N штурмовой авиачасти, отличившихся в воздушных боях. Герой Советского Союза капитан Смильский, атакуя группу пикирующих «Ю-87», подал сигнал своим ведомым, и те несколько разомкнулись по фронту, а также и по высоте, т.е. приняли некоторое превышение или принижение один перед другим. Таким образом, лобовое вооружение штурмовиков создало как бы второе кольцо огня, накрывшее круг вражеских самолетов. Когда штурмовики пересекали этот круг, огонь по немецким бомбардировщикам вели воздушные стрелки. В результате атаки было сбито несколько «Ю-87», а уцелевшие самолеты противника тут же скрылись.

По-иному, на наш взгляд, должны быть организованы атаки штурмовиков, когда требуется нанести поражение летящей компактным строем группе немецких бомбардировщиков. Встречные или встречно-пересекающиеся курсы не дают возможности произвести сколько-нибудь сложный маневр для занятия исходной позиции. Успех боя будет тут зависеть от сосредоточенности огня, причем в первую очередь надо вводить в действие более мощные виды артиллерийского вооружения, а затем уже огонь по вражеским самолетам откроют воздушные стрелки. Командир группы штурмовиков должен в этом случае так построить свой маневр, чтобы воздушные стрелки могли вести прицельный огонь и в то же время находились в менее опасном положении. Повидимому, если атакуется небольшая группа немецких самолетов, штурмовикам выгоднее пройти ниже боевого порядка противника, уже потрепанного огнем нашего лобового вооружения, когда же группа неприятельских самолетов эшелонирована в глубину, то подобный маневр может поставить штурмовики в невыгодное положение. Тут может быть использован, скажем, прием змейки, дающий возможность воздушным стрелкам вести прицельный огонь по бомбардировщикам, находящимся сбоку от штурмовиков.

Преднамеренная встреча с вражескими бомбардировщиками будет иметь больший успех в том случае, если штурмовики вступят в воздушный бой, сочетая свои действия с атаками истребителей. Они нанесут первый удар и нарушат своим мощным огнем строй немецких самолетов, а в дальнейшем могут сковывать противника, окружая его огнем и воспрещая производить маневр для выхода из-под ударов наших истребителей. Эта форма взаимодействия штурмовиков с истребителями в наступательном воздушном бою безусловно может иметь целый ряд эффективных вариантов, которые будут найдены путем внимательного изучения боевого опыта.

В заключение еще раз подчеркнем, что воздушный бой штурмовиков, какие бы цели он ни преследовал, нельзя организовывать по какому-либо одному шаблону, раз навсегда установленному. Необходимо настойчиво искать, основываясь на боевой практике, наиболее действенные приемы борьбы, заключающие в себе определенный тактический замысел. Только тогда борьба наших штурмовиков против немецких истребителей и бомбардировщиков даст высокий боевой эффект при максимальном снижении собственных потерь. //Подполковник Н.Денисов.



Блестящая победа гвардии майора Еремина

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 января. (По телеграфу от наш. корр.). Шестерка советских истребителей, ведомая гвардии майором Ереминым, встретилась в воздухе с 36 немецкими бомбардировщиками Ю-87, шедшими в сопровождении 12 МЕ-109.

Дерзко и уверенно повел гвардейцев в атаку Еремин. Немецким летчикам не удалось использовать огромного количественного перевеса. Внезапный удар ошеломил врага, расстроил его боевой порядок. Этим воспользовались советские летчики. В короткой схватке они проявили необычайную отвагу, помноженную на высокое мастерство. Пораженные метким огнем, рухнули на землю три неприятельских бомбардировщика и один «Мессершмитт». Остальные немецкие самолеты рассеялись и ушли на свою территорию.

Майор Еремин уже второй раз одерживает победу над превосходящими в несколько раз силами противника. В марте 1942 года он с шестью советскими истребителями выиграл бой с 25 немецкими самолетами.

***********************************************************************************************
ЧУДО

Когда мы в полдень подошли к Десне,
вода еще была зелено-рыжей,
и смерть к солдатам подходила ближе,
чем смутные видения во сне.

Вода несла немецкие тела,
но с берега уже гремели дзоты,
и возле кромки жидкого стекла
остановился грозный бег пехоты.

Еще в тылу саперные войска
и далеко отстали понтонеры,
а немцы, оторвавшись от штыка,
стекались в бронеколпаки и норы.

Тогда танкистов вызвал генерал
и указал рукой на правый берег:
- Я чуда жду, - он медленно сказал, -
и только вам его могу доверить...

Танкисты озирали зыбь реки,
на глаз искали отмели и косы.
Шли пули, словно рыбьи косяки,
фонтаны взрывов оседали косо.

Прирощенный к бетонному быку
пролет моста висел крылом помятым.
Припав лицом к горячему песку,
лежали, словно мертвые, солдаты.

Танкисты молча к танкам подошли
и оглядели их, как бы впервые:
на гусеницах след родной земли,
запекшиеся вмятины кривые.

Они законопатили извне
все щели и бойницы. Как полуда,
блестел тавот. Готово всё вполне,
чтоб совершить блистательное чудо.

Кипеньем гневным вспенилась вода.
И вал за валом устремив на стрежень,
рванулись танков черные стада.
И волны заглушили тяжкий скрежет.

Они неслись, как черные киты,
с косы на отмель, с острова на берег.
Должно быть немцы разевали рты,
своим глазам и разуму не веря.

Когда на берег вышел первый танк, -
еще невиданный доселе водный транспорт, -
они стрельбу открыли, но десант
уже вцепился в мертвое пространство.

И донеслось протяжное - ура!
под танками смолкали дзоты.
Тогда наш генерал сказал:
- Пора!
И вплавь рванулась грозная пехота.

Николай АСАНОВ.

***********************************************************************************************
1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. Орденоносный орудийный расчет сержанта Ф.Тимофеева ведет огонь по танкам противника.

Снимок О.Кнорринга.



_____________________________________
К новым победам Сталинской авиации! ("Красная звезда", СССР)
С.Руденко: Авиация наступления || «Красная звезда» №197, 19 августа 1944 года
Н.Денисов: Наступательная мощь советской авиации* ("Красная звезда", СССР)
Взаимодействие авиации с наземными войсками в зимних условиях ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №10 (5690), 12 января 1944 года

зима 1944, январь 1944, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up