Куда расти в танце, когда все уже хорошо?

Feb 17, 2017 03:19

Автор: Мурашева Надежда, Москва

Рост социального танцора неравномерен. Сначала идет ад начинашек, потом резкий скачок, когда основы схвачены, затем динамика прогресса понемногу замедляется.

Даже посещая все уроки в вашей школе, сампо и мастер-классы, рано или поздно вы выйдете на тот предел, где существенно уже ничего не меняется. Вы дорабатываете свою контактность, музыкальность, пластику... Но это может длиться годами, и будет заметно только вам самим. Кажется, вы стоите на одном месте, и дальше уже некуда. И здесь можно успокоиться, бросить уроки и ничего больше не делать - "вершина" достигнута. Но когда человек достигает стадии "я хорош, мне все нравится" - это первая ступень спуска вниз.

Можно выделить следующие этапы в развитии, каждый из которых приводит к переходу на более высокий уровень (в произвольном порядке):
  • Освоение базы до уверенного выполнения ряда простых элементов, что позволяет протанцевать песню, не особо повторяясь.
  • Коннекшен с партнером. Чувство контакта, синхронизация в ведении и следовании. Может прийти спустя несколько лет...
  • Чистота движений.
  • Свобода комбинирования любых движений, без заученных связок.
  • Рамка. Правильная работа тела.
  • Психологическое расслабление, удовольствие почти от любого танца.
  • Понимание структуры композиции - музыкальность.
  • Экспрессия: смена скорости, амплитуды, мягкости/жесткости, резкости/плавности. Игра с партнером. Заполнение движений.
Многие подъемы будут следовать за крупными фестивалями, индивами, возможно даже после танцев с отдельными уникальными партнерами. И чем дальше, тем больше придется трудиться, чтобы подрасти еще чуть-чуть.

А что делать, если все это на ваш взгляд уже достигнуто? (Даже если объективно это далеко не так).

Теперь, чтобы сделать шаг вперед, вам каждый раз нужен будет какой-то существенный пинок. Что может быть этим пинком?..

Вы можете расширять свой опыт как в глубину, так и в ширину - об этом дальше. Что бы вы ни выбрали, все равно в итоге это приведет вас к новому пониманию танца и своих движений - и к подъему вверх. Но вы обязательно должны идти дальше и пробовать что-то новое для себя. Оставаясь в зоне комфорта на уровне просто уроков зука, вы уже не сдвинетесь существенно со своего места.

Эта статья - плод всего моего танцевального опыта за 6 лет. Я не могла бы написать ее три года назад, и даже год назад она была бы менее полной. Но и сейчас это не конец, со временем мое понимание продолжит формироваться. Возможно, более опытным читателям есть что дополнить - это будет очень интересно.
Я не пытаюсь здесь замотировать тех, кого все устраивает, это бесполезно. Этот материал для тех, у кого шило в жопе.

Я писала про зук, но это совершенно неважно. Все применимо к любому танцу.

Итак, начнем с того, что теперь вам нужно изучить танец с какой-то новой стороны.

Поменять программу уроков. Возможно, сменить преподавателей. Заняться тем, что вы раньше никогда не практиковали или просто игнорировали.

Вы можете начать копать вглубь - и продолжать изучать с разных сторон этот же танец. Или пойти в ширину и переключиться на другие занятия. Однако в конечном счете это тоже приведет вас к углублению в вашем танце.



ВНУТРИ ВАШЕГО ТАНЦА

1. Чистка базы.  Снова начинающая группа

Изучая много сложных движений, мы упускаем из виду простейшие вещи, которые начинают казаться чем-то настолько естественным и очевидным, что не стоит снова обращать на них внимание. Это не так. Положение кисти, векторы движений, рамка и даже просто базовый шаг - все это есть в каждом танце, и именно такие мелочи больше всего влияют на впечатление от танца с вами. При изучении сложных движений ваше внимание занимают новые переходы и последовательность действий, их отработка - чтобы не забыть на вечеринке. Однако с изучением сложных вещей качество вашего танца будет оставаться на прежнем уровне, пока не будут вычищены базовые составляющие: четкость ведения и следования, чистота шагов, рамка, баланс, контакт с партнером.

Эффективнее всего отрабатывать эти детали на уроках для начинающих. Повторяя простые, давно знакомые движения, вы сможете максимально сосредоточиться на качестве их исполнения. Заново изучая элементарные движения как новые, вы откроете в них новые тонкости, на которые никогда раньше не обращали внимания. Не каждый сможет заново ходить в начинающую группу на постоянной основе, но даже если вы будете заглядывать туда время от времени, - это даст результат. Отличный формат для повторения основ - интенсив для начинашек.

Если же гордость не позволяет вам сходить на урок для начинающих и услышать, что вы неправильно делаете латерао, то танцор вы пока еще так себе.

На уроке у Фредди Мариньо, 2010 год. Начало =)

image Click to view



2. Индивидуальные занятия

Индив индиву - рознь. Чтобы индивидуальные занятия повышали ваш уровень, преподаватель должен въедливо и методично чистить вашу технику. То есть это не "научи меня новой связке" или "хочу отработать ледистайл". Вы делаете все то, что уже давно умеете делать, и преподаватель исправляет ваши ошибки на давно знакомых движениях. Здесь должны отрабатываться не только шаги и ведение-следование, но и физиология движений, их безопасность. Опытный преподаватель должен понимать глубинные причины ошибок в теле, а не только исправлять их последствия.

(Например, проблемы с рамкой случаются не только потому, что танцор "забывает" ее держать, но главным образом из-за нехватки тонуса в мышцах, следовательно это требует дополнительной работы с физической подготовкой. А для смягчения жесткого ведения недостаточно сказать "веди мягче", это не устранит причину. Причина кроется в ведении через руки, отсутствии рамки и в зажатости ряда мышц).

Эффективность индивидуальных занятий не всегда зависит от "звездности" преподавателя. Значение имеет подход преподавателя, его понимание физиологии движений, желание научить и, - что крайне важно, - сознательность самого ученика, готовность отрабатывать свои ошибки. Конечный результат зависит не от того, сколько ошибок исправит преподаватель, а от того, продолжит ли ученик самостоятельно их отрабатывать, следить за собой на вечеринках.

3. Изучение роли партнера/партнерши

Если вы решите этим заняться, то вам придется много раз отвечать на вопрос: "А зачем тебе это?". Приготовьтесь, это неизбежно.

Когда вы знаете в танце только свою роль, - это абсолютно нормально. Но это как картинка в 2D. Лишь когда вы знаете обе роли, изображение приобретает объем, и вы начинаете понимать танец со всех сторон.

Когда вы начнете изучать роль противоположного пола, вам сначала будет казаться, что это вообще какой-то другой, незнакомый танец. Сложности, которые вы будете испытывать, совершенно другие и не похожи на то, с чем вы сталкивались раньше. Все это поможет вам лучше понимать своих партнеров/партнерш и, как следствие, лучше танцевать самим.



Как это работает? Девушка, начинающая вести, видит, как реально сложно одновременно синхронизировать свое ведение с шагами и управлять неведущейся партнершей. И не стоит обвинять парней за то, что они не могут вспомнить движение, которое было 3 урока назад, или тупят на какой-то мелочи, - то, что партнерше мелочь, на стороне партнера может оказаться камнем преткновения. Еще девушка начинает сильно обращать внимание на ошибки партнерш, которые сильно бесят ее как партнера: отсутствие рамки, вялые руки, гигантские шаги, перебор с ледистайлом... Вследствие этого она задумывается: а делает ли так она сама? Она начинает больше обращать внимания на эти моменты в своем собственном танце, и качество танца растет.

Парням приходится еще сложнее, потому что танец для многих из них начинается даже не с мира непонятных импульсов, а с борьбы со своими комплексами. "Парень с парнем? Ну уж нет, я не такой!". Когда внутренние страхи и зажимы преодолены, это уже маленькая личная победа и шаг вперед. И после этого, когда парни пробуют вестись, их мир переворачивается. Обычно это "Господи!!! Как вы вообще танцуете???". А если повести парня на хедворки и смещение оси, то реакция будет еще эмоциональней, а глаза еще шире от ужаса.

Открытия, которые делает парень-партнерша:

1) То, как и где держать руку, ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ!
2) То, что эффектно смотрится со стороны, далеко не всегда удобно и приятно.
3) Не надо вести начинашку на сложные вещи.
4) Научиться следовать и ждать - это совсем непросто. И ведение партнера тоже влияет на результат.
и т.д.

Сами можете сделать вывод, как это повлияет на качество танца парня в роли партнера.

Помимо этого есть и другие плюсы, которые вы получите от изучения не своей роли. Например, вам будет намного проще исправить ошибку другого танцора. В следующий раз я подробно напишу обо всем этом в отдельной статье.

А здесь в завершение я хочу отметить, что вам придется запастить терпением, готовностью точно так же отрабатывать ошибки и практиковаться на вечеринках. Вы должны очень хорошо понимать, зачем вы это делаете ("это прикольно" - очень слабенькая мотивация), и соблазн забить будет велик. И не стоит пока изучать противоположную роль, если вы танцуете меньше года-двух, - будет полная каша в голове. Разберитесь для начала со своей естественной ролью.

4. Преподавание

Я совершенно не хочу сказать, что каждый танцор должен рваться в преподаватели. И я не считаю достойными преподавателями тех, кто начинает преподавать, едва попав в старшую группу и имея еще массу ошибок в своем собственном танце. Преподаватель - это скорее психологическое состояние, до которого нужно дозреть. Я бы рассматривала это направление для роста танцора как крайний вариант, когда уже освоены все предыдущие - внутри танца и за его пределами.

В чем именно здесь рост  вас как танцора? Чтобы качественно объяснить движение и исправить ошибки, вы должны сами идеально им владеть. Разложить его на мельчайшие компоненты при необходимости. Как говорится, "если вы не можете объяснить это пятилетнему ребенку, то вы сами этого не понимаете". Это будет мотивировать вас еще больше работать над собой и расти, ведь теперь от вас во многом зависят и успехи учеников.

Необязательно публично объявлять себя преподом и набирать группу начинашек. Начните с коррекции ошибок ребят на сампо (по обоюдному согласию). Набирайтесь опыта, "набивайте себе руку", ищите подход к разным людям.

Исправляя ошибки, вы очень быстро поймете, что уметь делать самому и научить другого - это очень далеко друг от друга. Вы можете быть гениальным танцором и бездарным преподавателем. Вам придется под каждого человека искать те слова и метафоры, которые помогут ему понять, что от него требуется, и при этом его не демотивировать и не наскучить.

Но я акцентирую еще раз: исследуйте сначала все остальные пути, а потом уже думайте о преподавании. Не практикуя остальные направления для роста, вы еще очень многого не знаете о танце и особой ценности как преподаватель не представляете. Если по чесноку ;)

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВАШЕГО ТАНЦА

1. Общая физподготовка с танцевальным уклоном

Хорошо подготовленное тело - это безопасность, красота, пластика и выносливость. Даже социальный танец (и особенно зук) преполагает хороший тонус мышц. И они не просто должны быть, а они реально должны работать. То есть вам недостаточно подкачать пресс в спортзале, вы должны уметь использовать свой пресс на многих движениях.

Ходить в качалку, чтобы получить какой-то рельеф и классную попу, - для танца это не работает. То есть круто, конечно, но от этого вы не станете танцевать лучше. Упражнения должны быть подобраны в соответствии с танцевальными нагрузками на разные мышцы и с вашими слабыми местами. Поэтому от занятий с тренером-танцором смысла будет больше, чем от занятий с фитнес инструктором, - тренер-танцор больше в теме и понимает, какие мышцы и для чего нужно укреплять вам как танцору.

Любое движение завязано на работе определенных мышц и технике исполнения. Вы не сделаете пластичный наклон в сторону, если у вас не развита широчайшая мышца спины. Онда будет похожа на ныряние страуса в песок без проработанного грудного отдела. Задирание плеч - это не просто привычка. Это зажатость мышц шеи, поднимающих плечо, и слабость мышц, опускающих лопатку вниз. То есть эту проблему можно решить физподготовкой!  Для эффектных центрированных вращений помимо самой техники исполнения нужны: пресс, вся спина, попа, приводящие мышцы бедер, икры и стопы. Может, поэтому и не получается? А не просто "плохая вестибулярка" и каблуки ;) Так можно разложить любое движение. Что там у вас плохо идет?

К примеру, эта картинка наглядно показывает, что выполнение этого упражнения зависит не только от гибкости спины и растянутости ног.



Однако еще важнее, что мышцы защищают наше тело от травм. И если мышцы слабые и не привыкли работать, то движение получится в лучшем случае корявым, в худшем - в сочетании с неправильной техникой, - травматичным. Если мышцы слабенькие и не справляются со своей задачей, то вся нагрузка сразу ударяет по суставам. Позвоночник, колени болят не просто так.

Важно знать, что упражнения на закачку должны сочетаться с растяжкой, иначе это приведет к забитости мышц и травмам. Многие движения в зуке - это парная работа мышц-антагонистов. То есть когда одна мышца сокращается, другая растягивается. Когда вы наклоняетесь вбок, сокращается широчайшая мышца спины с одной стороны и растягивается - с другой. При этом акцент в движении и нагрузка идет на удлинняющуюся мышцу - ее нужно "раскрыть", тогда не будет зажима в теле. Если же она недостаточно растянута и сильна, движение будет корявым и физически выматывающим.

Закачка без дополнения растяжкой не приносит пользы, а растяжка без закачки вообще бессмысленна. У вас будут длинные слабые мышцы, которыми вы не умеете управлять. Ну и чего ради? Должен быть хороший баланс и того, и другого. Я видела девчонок, которые садятся на шпагаты, но при этом не могут поднять ногу на 90 градусов. У  них нет сил, чтобы управлять этой красотой.

Чем раньше вы начнете заниматься своей физподготовкой, тем лучше для вас!!! Вам подойдет танцевальное физпо (такое есть), партерная гимнастика, пилатес, индивидуальные уроки и т.п. А в рамках уроков социального танца нагрузка явно недостаточна для того, чтобы что-то разработать и почувствовать. Многие пытаются повторить движение, вообще даже не понимая, что в их теле должно работать.

В этой статье я не буду подробно останавливаться на том, какие мышцы для чего нужны в социальном танце. Я думаю, что в будущем сделаю отдельную статью про физподготовку. А если эта тема вам очень интересна, то вы сможете почерпнуть более подробную информацию в статьях:

БАЛАНС. Часть 1: Личный
LEVEL UP. Раскрытие грудного отдела
Рамка, ее строение и функции
Уроки Ladystyle/Manstyle - есть ли в них смысл?



2. Изучение другого социального танца

Изучение другого социального танца похоже на изучение второго иностранного языка. Другие слова, другая музыка, но все это однажды уже было. И несмотря на различия между языками все равно есть нечто общее.

Какой бы другой парный танец вы ни учили, как минимум один компонент будет неизменно присутствовать везде: контакт с партнером. Не это ли является самым важным в социальном танце? Возможно, вы откроете для себя новый уровень взаимодействия с партнером, и это проявится во всех стилях танца. Также, во многих танцах будет оставаться рамка, лишь с небольшими изменениями в ее оформлении. Ну и музыкальность! Чем больше разной музыки вы слушаете, танцуете под нее, тем лучше развивается ваш навык слышать и понимать музыку, обыгрывать акценты.

Если кроме зука вы освоите еще и самбу или, например, вест кост свинг, то ваш танцевальный "лексический запас" будет шире, вы будете лучше чувствовать различия в манере вести и следовать. На сольных моментах вы сможете использовать микс движений из разных танцев. Это интересно и нескучно! А на вечеринках смешанных стилей вам не придется сидеть в ожидании зука.

3. Изучение сольных направлений

Бывает очень сложно завлечь людей даже на пробные занятия, потому что без опыта они не понимают, как это поможет им в социальных танцах. Однако если вам хочется большего, чем просто потусить на вечеринке, то эта тема однозначно стоит вашего внимания.

Что такое любой сольный танец? Это работа с пространством, с телом и со своим весом. Хорошая физическая форма, баланс, координация, пластика, музыкальность, экспрессия. Так как партнера нет, то все внимание сосредотачивается на вас самих. И в таком контексте даже неважно, балет это или брейкданс.

Любой сольный танец дает хорошую нагрузку. Различие лишь в том, насколько всеохватывающа эта нагрузка, и в чем больше сложность. Где-то будет сложно координировать движения рук и ног для изолированных движений, где-то потребуется долго нарабатывать баланс, а где-то  нужны осанка и сильная спина.

Начав серьезно изучать какое-то сольное направление, вы поймете, насколько же все легко в социальном танце. Постепенно вы будете открывать новые мышцы в своем теле, станете пластичнее и музыкальнее, выправится осанка. Более того, вы переосмыслите многие движения, откроете новую манеру их исполнения. Вам станет намного проще заполнять сольные куски на вечеринке.

Я условно отношу в эту категорию все, что танцуют не в паре: балет, джаз-модерн и контемпорари, хип-хоп, брейк, танец живота, трайбл, народные, poledance и т.д. Чтобы добиться каких-то результатов там, вам придется попотеть в десять раз больше.

Larissa Thayane


Я очень хочу сделать отдельную статью с обзором разных направлений. Но я не могу ее написать только на своем опыте, мне нужны отзывы людей, которые тоже знакомы с разными стилями. Если вы чем-то занимаетесь дополнительно, пожалуйста, расскажите мне в личном сообщении! Как давно вы занимаетесь, чем? Как это повлияло на ваше тело, чему научило? Заметили ли вы какой-то эффект в социальных танцах? Это касается и сольных танцев, и просто телесных практик, о которых речь идет ниже.
Написать можно здесь в ЖЖ или в мой профиль Вконтакте.

Я обращалась с этой просьбой в группе VK, но получила пока лишь один ответ. Без вас я не смогу полно раскрыть эту тему!

4. Нетанцевальные телесные практики

На первый взгляд может показаться, что между зуком и тай-цзы нет ничего общего. Или йогой, или капоэйрой, или воздушными полотнами. Но если вы начнете заниматься, вы поймете, что все это - как родные братья. Просто один танцует, а другой - нет. Вы работаете с телом. Повышаете его способности, учитесь двигаться безопасно.

Безопасная техника движения везде одинакова. Манера исполнения будет разной, но основа едина. Манера исполнения - это как акцент, обертка конфеты или стилистика вашей речи. Вы можете выражаться поэзией, прозой или разговорным сленгом. Но если вы допускаете грамматические ошибки, то вы их допускаете, какая бы стилистика ни была. Занимаясь какой-либо из телесных практик, вы станете лучше понимать механику движения в целом. И от общего к частному вы переосмыслите весь социальный танец.

Я была на ряде семинаров Вадима Черноусова - известного тренера по тай-цзы, подготовке спортсменов и реабилитации после травм. Он давал тренажи по пластике, физподготовке и разработке суставов. Зук он никогда в своей жизни не танцевал. Но с ним проводилось и несколько занятий для зукеров по технике  хедворков и камбре, где Вадим раскладывал каждое движение по полочкам и доступным языком объяснял, как должно работать тело, чтобы выполнить движение правильно и безопасно. Все, что он говорил, повторяло то, что принято говорить на хороших уроках зука, но кроме того он понятно объяснял, почему ТАК.

Нетанцевальные практики больше различаются между собой, чем сольные стили танца. Могут использоваться разные принципы движения, где-то больше силовых нагрузок, где-то - больше расслабления. Но все это благотворно сказывается на общем состоянии вашего тела и на танце. Главное, без фанатизма типа "на шпагат за месяц" или "сальто здесь и сейчас", и тело будет вам благодарно.

Айкидо в паре. Вы должны это увидеть.

image Click to view



5. Физиология (теория)

Если вы начнете изучать, как устроено ваше тело, как работают суставы, мышцы и многое другое, то у вас появится еще больше понимания сути движений. Вы будете знать, как вам начинать разминку и почему так. Вы будете представлять, какие мышцы участвуют в движении, и где вы должны чувствовать нагрузку, если все делаете правильно. Ну и наконец вы еще раз осознаете, чего делать нельзя и почему. Из-за чего у вас после зука болит спина, если она болит. А если вы собираетесь преподавать и работать с другими людьми, то вы просто обязаны все это знать.

Для ознакомительного начала я рекомендую книги "Анатомия танца" и "Анатомия упражнений на растяжку". Там без лишних научных подробностей и лирических отступлений подробно разбираются все нужные танцору мышцы, и как с ними работать. Там есть полезные упражнения, которые можно вдумчиво делать даже с нулевой подготовкой. Эти книги есть в открытом доступе в интернете, но лучше купить печатные - там крутые наглядные картинки.



Вот те направления, важность которых я осознала на данный момент. Существует ли что-то еще? Поделитесь мнением, это очень интересно.
И я очень надеюсь на ваши отзывы об опыте занятий сольными направлениями.

___________________________________________________
Вы можете следить за анонсами новых статей через группу в VK: https://vk.com/zoukability

физиология, техника, обучение, zouk, следование, уровень, dance, connection, ведение, мышцы, стиль, развитие, зук, танец, база, контакт, пластика, мотивация, сила, физподготовка, рамка

Previous post Next post
Up