По ту сторону танца

Mar 07, 2017 03:19

Автор: Мурашева Надежда и компания

Идея изучить партию партнера закралась в мою голову давно, году этак в 2011. Когда на уроках было слишком много девчонок, я пробовала вставать за партнера и делать движения типа латерао и бонуса. Это не было полноценным изучением, скорее просто по фану, но мне было интересно, и уже тогда я пробовала при минимальных знаниях как-нибудь нескучно обыгрывать музыку и попадать в акценты. Потом меня засосали другие уроки, конгрессы, работа... Однако идея, что было бы круто выучить мужскую партию, осталась где-то в моем сознании.

В прошлом году я решила, что время пришло, и стала полноценно заниматься в начинающей группе в качестве партнера. Видя девушку, упорно посещающую группу начинашек в роли партнера, меня часто спрашивают: "А зачем тебе это?". Коротко ответить на этот вопрос сложно.

Я не стала делать эту статью типичным разбором темы полностью от своего лица. Изучение противоположной партии - интересный, необычный опыт. Во многом субъективный. Поэтому я решила не разглагольствовать в одиночку и попросила других ребят тоже поделиться своими впечатлениями. Вы увидите, как много общего отмечают и парни, и девчонки.

Огромное спасибо ребятам за отзывы!



Главная причина, почему я стала это делать, проста. Мне давно интересно преподавание, а без партнера я не могу преподавать, не зная обе партии. Если я вижу со стороны ошибки девушки, это хорошо, но какой от этого толк на индиве, если я не могу ее нормально повести? И потом видеть ошибки со стороны - это только полдела, нужно еще чувствовать, как она ведется. Если же я занимаюсь с парнем, то я конечно могу указать на все, что мне неудобно как партнерше, но ведь помимо этого я должна и показать, как надо. Это две грани одной медали. Одно дополняет другое. Только понимая танец со всех сторон, я могу успешно преподавать и не чувствовать нехватки партнера-препода.

Есть и другие причины, почему я изучаю обратную сторону танца:
  • Я могу увидеть и почувствовать партнерш глазами партнеров. Поверьте, это очень ценный опыт.
  • Изучая с нуля противоположную роль, заодно повторяешь и свою собственную. Еще раз слушаешь про важные моменты и ошибки, - тоже полезно, фактически это возвращение к базе, только в более сложной форме.
  • Я могу понять все сложности противоположной стороны, побывав лично в их шкуре. Это меняет отношение к партнерам, делает лояльнее к ним.
  • В любой момент, когда мне хочется танцевать, но нет партнера, я могу все равно получить удовольствие от танца с девушкой. Особенно если мне нравится песня. В условиях русского гендерного дисбаланса очень полезное умение.
  • Танцуя с девочкой, как я хочу, я могу отдохнуть от танцев с партнерами-бегунами и слишком жесткими.
  • Я могу выразить музыкальность песни и попасть в акценты так, как я это чувствую.
  • Довольно интересно танцевать телом другого человека.
Первая часть из этого работает и в обратную сторону - для парней, которые осваивают роль партнерши.



Самое важное в изучении противоположной роли - это возможность увидеть свою собственную роль глазами другого пола. Вас ждут открытия.

Оказавшись по другую сторону, я стала обращать внимание на те вещи, которые мне неудобны в танце с девушками. Например, увидела, как бесит чрезмерный стайлинг, неуправляемость и отсутствие рамки, судорожно сжатые пальцы. Стала больше следить за этим в своем собственном танце. Именно тогда я отчетливо поняла, зачем держать рамку. Мне потребовалось выйти из своей привычной роли, чтобы увидеть, что формула "просто расслабься" не работает. Вы наконец поймете важность ряда ошибок, только почувствовав их со стороны.

Когда я была начинающей партнершей, я злилась,что парни не используют многие движения, которые мы проходили несколько уроков назад, и танцуют очень однообразно. Теперь я их поняла. Вспомнить заход на движение и сразу сделать его в танце реально сложно, если было недостаточно отработки. Один-два урока для партнера - это недостаточно отработки! Достаточно - это когда ты сможешь сделать его хоть во сне. Тогда оно начинает нормально получаться на вечеринках.

Я два месяца делала "ручеек" и "тюрьму" и только потом поняла, что заход на движения абсолютно одинаков. Разница лишь в том, что на "тюрьме" одна рука партнерши опускается вниз, а на "ручейке" она идет вверх. Два месяца, Карл!

Я поняла, насколько же много нюансов во всех этих "где взять" и "как повернуть", И что действительно сложно освоить все это быстро. Тяжело с непривычки скоординировать свои руки, ноги, голову и партнершу разной степени неадеквата и деревянности.

Полезный опыт? Безусловно, и я продолжу по мере возможности его развивать.



Изучение противоположной роли будет вам полезно в следующих случаях:
  • Если вы хотите глубже понять танец;
  • Если вы хотите лучше понять и отработать свою родную роль;
  • Если в родной роли вам все стало слишком привычно и скучно;
  • Если вы считаете себя крутым танцором;
  • Если вы чувствуете, что попали в какой-то тупик, и ваше развитие остановилось;
  • Если вы хотите преподавать - must have, тут вообще не обсуждается.
Побочным эффектом будет устранение гендерных комплексов и развитие уверенности в себе. Когда ты девушка и начинающий партнер, то приглашать незнакомых девчонок на танец тоже как-то стремно)) А парням еще веселее.

Общая рекомендация здесь - начинать знакомство с противоположной ролью, когда вы уже уверенно владеете своей родной. Если вы еще только знакомитесь со своей родной партией, то положительный эффект здесь будет от разового исполнения за партнера, когда преподавателю нужно наглядно объяснить вам ощущения или ваши ошибки. Но прямо таки полноценно изучать - подождите, когда вы лучше освоитесь в танце.

Примечательно, что многие девчонки, которые учатся вести, повторяют все те же типичные ошибки партнеров: жестко ведут, не думают о комфорте партнерши и удобстве переходов в движениях, зацикливаются на одном и том же... Но при этом те девушки, которые вышли на хороший уровень ведения, танцуют лучше и интересней, чем многие парни. Секрет прост: девушки отлично знают, какие танцы доставляют удовольствие им самим, и стараются так же танцевать со своей партнершей.

Парни, которые учатся танцевать за парнершу... У меня лично всегда вызывают уважение, когда это не просто ради поржать. У нас это пока не так распространено, хотя прослеживается положительная динамика. Несколько лет назад увидеть парня, который решил потанцевать за партнершу, было примерно так же, как встретить на улице динозавра. Сейчас все стало намного лучше. А в пример хочется поставить другие страны, например Испанию, где почти все изучают обе роли. Прямо на уроке ребят заставляют меняться ролями. И это порождает отличных танцоров, с которыми все хотят потанцевать. Увидеть на испанской вечеринке парня, который танцует с парнем, нормально. Нет, скорее всего он не голубой, хотя и такие есть. Просто он практикуется. Он практикует женскую партию, чтобы лучше отработать свою мужскую. Зачастую таких ребят сами приглашают потанцевать другие парни, потому что от парней они могут получить более конкретные замечания относительно своего танца. И сразу договориться об индиве)

Результаты исследования по русскоговорящей аудитории меня порадовали. Честно говоря, я не ожидала такой радужной картины:

40% опрошенных изучают противоположную партию;
23% не пробовали, но заинтересованы
26% - пробовали по приколу, но и только
5% считают,  что им это не нужно
И лишь 2% испытывают предубеждение к изучению противоположной роли.

При этом из тех, кто изучает/хочет изучать, парни составляют примерно 30%. Мало? Да не очень, учитывая, что девчонок в принципе больше, и им психологически гораздо проще потанцевать с другой девчонкой. Конечно, в моем идеальном мире должно быть 50/50))

А теперь я отдаю слово другим ребятам.

Денис Неделин, преподаватель школы 2H-Club, Зеленоград



Ощущения, что познал танец с совершенно другой стороны. Это затягивает. Проблемы-заботы партнёра пропадают, тебе даже не обязательно самому что-то придумывать - ведь за тебя это делает тот, кто ведёт! Высвобождается много ресурсов - можно больше ощущать музыку, того, кто ведёт, ощущать танец. Хочется больше в это погрузиться - становится лень вести, переключаться обратно в режим “ведущий” порой очень не хочется.

Первое ощущение - танец с релаксом и без особой ответственности….

Второе ощущение - как же сложно порой понять, на что ведут… как же хочется иногда не повестись, а как-то по-своему обыграть музыку.

Дальше… как же порой жёстко и опасно ведут партнёры - в сложных движениях ощущения, что тебя запихнули в какую-то костедробительную машинку… Зато с партнёрами, которые ведут мягко, уважая мои “границы”* - ощущение заботы, доверия, уважения и, главное, - безопасности. Тут уже на собственной шкуре понимаешь, что с одним партнёром - не танец, а борьба за выживание - все ресурсы на то, чтобы тебя не поломали, а с другим, с которым безопасно, - можно пробовать что-то новое, более сложное, обыгрывать музыку...

* “границы” - не ломая мою траекторию, соблюдая те траектории, которые мне удобно делать, не выбивая меня из баланса (если это не контрбаланс), не заводя меня в движения, которые я не понял за счёт силы...

» Что ты понял, что тебе это дало?

Это углубило понимание того, насколько ведомый зависит от ведущего. Насколько разный микроклимат может формироваться.

» Какие сложности были?

Недостаток моей техники “за партнёршу”. Многие партнёры “боятся/стесняются” или имеют ещё какие-либо причины отказаться вести “мужика”. Круг партнёров, готовых повести, узок. Порой партнёр начинают вести меня на женственные элементы - это как-то портит танец, всё превращается в шутку с ненормальной ориентацией. После танцевания в качестве ведомого порой лень переключаться на роль ведущего.

» В каких случаях ты рекомендуешь парням поучиться вестись?

Партнёрам…
Как только партнёр может танцевать под музыку, а не просто перебирать движения - можно попробовать потанцевать с партнёром примерно такого же уровня, чтобы как в зеркале представить каково это - танцевать со мной. Конечно, идеально было бы клонировать себя и периодически с самим собой танцевать - понимать где “плохо”, где “непонятно”, “а вот тут очень хорошо” - надо это развивать….
Если у партнёра жёсткое, дёрганое ведение / он не “уважает границы” партнёрши - танцевание с таким же партнёром, возможно, приоткроет глаза… а может и не приоткроет.

На уроках, в некоторых случаях, я меняю девушек и парней местами - кому-то это помогает лучше понять свою роль, свою ответственность, свои “возможности как сделать лучше”.

Но я бы не рекомендовал партнёрам, танцующим зук менее 1-2 лет, учить (прям учить, а не просто попробовать) партию партнёрши - лучше доведите до уровня свою партию.
Бывают такие танцоры… которые нахватывают материал со всех сторон, в огромных количествах, у разных преподавателей и даже у мистера Ютуба, совершенно непоследовательно, часто - поверхностно. Такое ощущение, что их 5 лет не кормили нормально, а тут запустили на шведский стол… запихнуть в себя можно много и быстро, только вот усвоится что?... им бы я тоже рекомендовал быть сдержаннее.

Девочки в роли ведущего?... В целом аналогично - позволяет лучше понять свою же роль… но с одним но… часто наблюдал у девушек, которые начинают танцевать за партнёра,  появляется излишняя жёсткость, теряется ведомость-чувствительность. У кого-то это проходит, у кого-то эффект может быть длительным.

Оксана Кононова, преподаватель на вольных хлебах) Москва



Моё обучение мужской партии в зуке началось практически сразу. Когда я только начинала танцевать, на 10 девчонок приходилось не 9, а 1-2 партнёра. Заниматься всем хотелось, поэтому по команде Марсело «Девочка с девочкой!» мы без пререканий вставали в пары и пытались что-то изобразить. Не могу сказать, что это мне что-то дало в плане связок и движений (кроме намёток базовых шагов и вращений), но ощущение неведущейся или чересчур самостоятельной девочки передавалось сразу, что научило стараться быть максимально лёгкой для партнёра. Конечно, это не всегда есть хорошо, как мы понимаем, resistance и хороший connection ещё никто не отменял, но именно лёгкости и ведомости, на мой взгляд, недостаёт многим партнёршам, что прекрасно осознаёшь, оказавшись на месте мальчика.

Несмотря на все экзерсисы на уроках, танцевать за партнёра я всё ещё не умела (и особо не стремилась). Растанцевалась в этом качестве я случайно, спустя 2,5 года после знакомства с зуком, и уже посетив не один зук-конгресс. Играла моя любимая песня, партнёры не приглашали, и я, не удержавшись, схватила первую попавшуюся девочку - до сих пор удивительно, что она согласилась, - и неожиданно для себя поймала то чувство лидерства и ответственности в танце, которого до этого не испытывала. С тех пор я достаточно регулярно стала танцевать мужские партии на танцполе. В частности, неоднократно менялась с партнёрами ролями прямо на танцполе. Отмечу, что девочек на танец я приглашаю только по трём причинам:

- острая нехватка партнёров на вечеринке;
- мне безумно нравится песня, а меня никто не приглашает;
- появляется новая интересная для меня (или популярная у партнёров) партнёрша, и мне очень интересно, в чём её секрет, или действительно ли она так крута, как я и другие партнёры думаем.

В то же время, если меня приглашают на танец в качестве партнёра, я практически никогда не отказываю.
Другая ситуация, когда меня приглашают девочки в качестве партнёрши. Я это не люблю и всячески стараюсь избежать: почти все девочки-партнёрши ведут либо слишком мягко, либо слишком сильно и резко, не осознавая той силы или лёгкости, которую дают своей ведомой половине.



Сложности (для меня):

1) Необходимость всё время думать во время танца;
2) Связки (я так и не выучила ничего за гранью базовых вещей);
3) Неведомые девочки. Здесь отмечу, что танец всё-таки не всегда может быть спасён партнёром, и даже базовые шаги бывает делать очень нелегко.

Стоит/не стоит и зачем:

1) Для всех, кто хочет стать преподавателем - must-have. Нельзя, на мой взгляд, учить кого-то танцевать, не понимая, как двигаются оба партнёра.
2) Чтобы осознать биомеханику тела в танце. Причём как своего, так и партнёра. Иначе, предлагая движение в танце (что партнёрша имеет полное право делать, на мой взгляд, правда ненавязчиво), можно всё испортить. Партнёр же, в свою очередь, легко может сломать партнёршу, не понимая траектории её движения.
3) Понять свою роль в танце. Осознать, что девочка всё же является ведомой, а партнёр ведущим. И прочувствовать всю сложность, получив «нехорошего» партнёра.

PS

В заключение отмечу, что я считаю, что партнёрам стоит знать базу друг друга. Для тех двух основных причин, которые я перечислила выше. Но парный танец всё-таки на то и парный танец, чтобы был обмен между настоящей мужской и настоящей женской энергетиками. И активно практиковать себя как партнёра или партнёршу (для ребят) на вечеринках не стоит.

Анастасия Ерошенко, преподаватель, Киев.



Мы, девочки, зачастую злимся на партнеров за то, что они медленнее нас учатся. Когда я начала учить партию партнера, я поняла, почему так. Ведь мальчикам намного сложнее: в идеале они должны и следить за своими шагами, и аккуратно и точно вести партнершу, и следить за обстановкой вокруг, и придумывать движения, и быть интересным и очень музыкальным. Для того, чтобы стать хорошим партнером, им нужно намного больше учиться и тренироваться. Я считаю, что учить партии друг друга очень важно - это дает возможность лучше понимать партнера. Ребятам становится понятнее, почему нужно быть аккуратным в сложных и травматичных движениях, девочкам - почему важно быть легкой, ведомой, не делать движения самостоятельно и не переборщить со стилистикой.

Мне было очень сложно учиться вести. Я, несмотря на то, что являюсь достаточно опытной партнершей, совершала все типичные ошибки начинающего лидера: пыталась вести силой, иногда не соблюдала ось партнерши, не давала достаточной опоры для остановки после вращений, не всегда соблюдала линии и т.д. Но все приходит с практикой.

Я считаю, что опыт ведения мне помогает и в моей роли, поскольку я теперь лучше понимаю, что хочет почувствовать партнер в танце со мной, и стараюсь быть более адаптивной. Касательно парней, по моему мнению, им очень важно учить партию девочки. По отзывам мальчиков, побывав «в шкуре» партнерши, они впоследствии в своих танцах стали намного меньше использовать камбре, бонеки и подобные сложные движения, а стали танцевать проще, аккуратнее, не пытаясь никого впечатлить, а пытаясь сделать танец максимально приятным для девушки.

Анастасия Гудкова



Почему я начала учиться за партнера? Первоначально, наверное, это то, что мне на вечеринках мне стало скучно,и захотелось чего-то нового. Первый раз на интенсив за партнера у Котопанд (Art of Play) пошла еще в 2014 году, просто спонтанно. Потом как-то не задалось с регулярными занятиями, пыталась что-то освоить на сампо, переняв опыт партнеров-мальчиков, но тоже было не то. Я начала ходить на регулярные занятия после интенсива в феврале 2016.

Когда начинаешь танцевать за партнера, у тебя взрывается мозг. Вот прям совсем. Скоординировать руки, ноги, дать правильные импульсы, не дать лишних. А когда осознаешь, что "оно двигается!", то появляется восторг))) Видимо, нереализованное в обычной жизни желание управлять и контролировать в этот момент дает о себе знать))) Потом начинаешь по-другому к этому относиться, вспоминаешь, что партнерша тоже человек. Лично я постоянно просила обратную связь по поводу ведения, чтобы максимально понять, где и что, и как можно или нельзя делать. Во время занятий ты как бы смотришь на себя с другой стороны, как из зазеркалья.

Когда стоит пойти учиться вести? Наверное, я не дам ответ на этот вопрос. Это индивидуально. Один из минусов всего этого оказался в том,что ты смотришь на партнеров и думаешь, какие же они косячные! Нужно научиться абстрагироваться от этого и получать удовольствие от танцев. У меня получилось не сразу.

Даниил Дрижук



За партнёршу я танцую почти столько же, сколько танцую социальные танцы, то есть 10 лет. С самого начала, ещё когда я начинал учить хастл, мой преподаватель понимал важность знания противоположной партии, поэтому у нас регулярно были упражнения по смене ролей в парах.
Потом я начал саппортить и там на регулярной основе был то партнёршей, то партнёром, помогая новичкам.

После хастла я занимался свингом, в котором тоже иногда был в роли партнёрши, и другими танцами. В целом, я довольно быстро усвоил, что имея опыт обеих партий, учишься гораздо быстрее и эффективнее. Поэтому, придя в зук, я сразу решил также осваивать их обе.

Зук захватил меня основательно, поэтому в нём я начал осваиваться планомерно. Как следствие, я сразу начал и саппортить у начинающих, в том числе в качестве партнёрши, ну и на старших группах при необходимости мог зайти в женскую партию, нейтрализуя дисбалансы.

Для остальных я скажу то, что я всегда говорю и парням, и девушкам, когда заставляю их попробовать противоположную привычной роль. Это не просто ради прикола для них, это им нужно в основном для того, чтобы понять своих партнёров по танцу, лучше научиться вести и вестись, понять свои ошибки увидеть их со стороны. Парень, умеющий танцевать за партнёршу будет и сам более осторожен с партнёршами, а партнёрша, умеющая вести как партнёр, будет более чутка и будет лучше чувствовать все нюансы ведения.

Илья Сергеев



Изучение противоположной роли в танце - очень полезная техника. На мой вкус, это формирует правильный контакт в паре. Часто начинающие танцоры повторяют движения за преподавателем, при этом даже не задумываются о том, как себя чувствует партнер. Каждый в паре работает сам по себе. Из-за этого мальчик оказывается жестким, ему важно отработать партию, а девушка как-нибудь сама успеет и подстроится. А девочки начинают танцевать сами по себе, и партнер им уже не нужен. В обоих случаях взаимодействие в паре теряется. Отчасти, это происходит потому, что каждый в паре не понимает трудностей противоположной роли.

Я помню, как я первый раз встал за девочку. Я постоянно пытался перехватить инициативу партнера и начинал вести сам. И сразу же пришло понимание, как сложно девочке выключить мозг и просто вестись. Кстати, я после этого стал работать над уверенностью в ведении. Девушке намного проще вестись с уверенностью, что партнер знает, что делает. Задача партнера: дать понять девушке, что он тут не лишний, он знает, на что ведет, он следит за соседними парами, он владеет ситуацией, он понимает, когда надо изменить скорость танца и т.п. Если уверенности нет, девушке придется взять контроль над танцем в свои руки.

Поменяться ролями - это средство лучше понять свою роль.

Илья Вячеславов



Я весь урок протанцевал за партнёршу. И увидел массу интересных вещей... Вообще я увидел, что опытные танцоры дают очень сильные импульсы, хотя они там не нужны по сути. Понял, что вот есть у девочки слот, партнёр развернул рамку у меня, дальше продолжил движение, и импульс сам по себе происходит, без помощи руки. В общем, я считаю это правильно. Я в зуке постоянно подходил к преподавательнице и просил её показать партию партнёрши. В основном я это делал, потому что не любил, когда меня поправляли не преподаватели, поэтому мне хотелось понять, как это работает

В кизомбе мы менялись ролями, девочка за партнёра с парнем танцевала. С повязкой на глазах. Огромный опыт. Это как игра. Нужно читать по ощущениям, где вес, как переносит и когда будет импульс на шаг.

И начинашек понимаю, потому что голова занята шагами, и не чувствуется, что ладошка на спине пытается на бедра повести.

Ну и ещё, если взять бачату. Если повести на нестандарт партнёршу, то она вместо 123-точка, начинает семенить и подыскивать ноги. А за партнёршу попробовал, ноги просто не слушаются. Вроде надо идти, а для них это новое, мозг начинает сопротивляться

Вывод такой: мне не важно какой уровень у партнёрши, я не прикладываю усилий, как трактор - "давай поворачивай, иди!" Я стараюсь дать мягкий короткий импульс, не повелась - не беда. Я почувствовал на себе, как ведут партнёры, понял, что так делать не стоит, нужно вести аккуратно и мягко, потому что партнёрши - это нежные создания.

И видео для развлечения =)

image Click to view



image Click to view



image Click to view



Вы можете следить за анонсами новых статей через группу в VK: https://vk.com/zoukability

развитие, зук, техника, обучение, танец, zouk, следование, dance, ведение

Previous post Next post
Up