Ташкентская магистраль. Часть 2: Казалинск - Кызылорда

Dec 02, 2013 00:31



Покинув жуткий Аральск, я отправился дальше на восток по Ташкентской магистрали, участок которой между станциями Саксаульск и Камышлыбаш я уже показывал в одной из прошлых частей. Пущенная в 1905-06 годах линия впервые в истории пересекла Великую Степь, и хотя её конечные пункты, Оренбург и Ташкент, находятся в других странах, 9/10 её протяжённости (1660 километров) пролегает по Казахстану. Последний перед Мировой войной железнодорожный проект такого масштаба, эта магистраль стала и шедевром железнодорожной архитектуры Российской империи. По мере приближения к Ташкенту каждый вокзал красивее предыдущего, и так как здесь не было войн с тяжёлым оружием, подобных Великой Отечественной, под корень уничтожившей вокзалы в западной части СССР, Ташкентская магистраль ещё и не имеет себе равных по сохранности старых построек. В общем, во второй части железнодорожного вояжа - пересечём 3/4 Кызылординской области через Казалинск, Байконур, Жусалы и саму Кызылорду.

От Камышлыбаша до Казалинска - всего полсотни километров, на которых ничего примечательного я как-то не заснял. Приближение города, как часто бывает в Казахстане, выдают заброшки:

2.


Здесь начинает дельта Сырдарьи, с усыханием Арала превратившаяся в систему озёр и проток посреди пустыни, как дельты Окованго или Тарима. Тем не менее, сплошные плавни тянутся на полсотни километров (хотя с поездов и не видны), и были населены издавна: ещё в Античности упоминались жившие здесь "болотные массагеты" (напоминает "болотных арабов" - древнее население Ирака), а в 765-1055 годах здесь стоял город Янгикент - столица Огузского царства, резиденция джабгу (огузский аналог кагана). Огузы пришли из Семиречья, в лучшие времена их держава простиралась до Волги, а затем их разбили кипчаки и сельджуки, и остатки огузов ушли в Малую Азию. Затем было долгое затишье, пока генерал Василий Перовский в 1853 году не основал Сырдарьинский форт №1, из которого с покорением Коканда (1867) был образован уездный город Казалинск, быстро ставший крупнейшим портом Аральского моря с верфями и рыбными артелями. В 1875-79 годах после очередного восстания уральских казаков в Казалинский уезд были сосланы казаки-староверы, наиболее радикальная часть Уральского войска - главных смутьянов на территории будущего Казахстана. В изгнании аральские казаки оформились в отдельный субэтнос, и говорят, по сей день закрыто живут в узбекистанской Каракалпакии и окрестностях Казалинска. Про сам Казалинск же я слышал, что едва ли не самый хорошо сохранившийся русский город в "равнинной" Средней Азии, тем более за сто лет он почти и не вырос (7 тыс. жителей).
О близости тучной дельты напоминает ассортимент перронного базарчика - рыба и дыни:

3.


Вокзал Казалинска размерами достоин средненького губернского города типа Вологды или Пскова, и пожалуй покрупнее, чем вокзалы в таких же уездных Кызылорде (Перовске) и Туркестане. Вомзожно, дело в том, что это первый уездный город Сырдарьинской области, то есть начало "финишной прямой" к Ташкенту. Или в том, что здесь заканчивается гиблая глухомань тургайских степей и приаральских пустынь... в общем, это ни что иное, как западные ворота Русского Туркестана.

4.


Стоянка 25 минут, можно и вокруг побродить. Вот только сам вокзал оказался закрыт, а перрон перекопан - идёт реконструкция. Со стороны площади здание ещё внушительнее:

5.


Непосредственно до Казалинска отсюда ещё 12 километров, а здесь - Новоказалинск, или Айтеке-Би, гипертрофированный ПГТ, разросшийся до 33 тыс. жителей и совершенно подмявший под себя старый Казалинск, при этом оставшийся в статусе города. На другой стороне площади, за сквером - памятник собственно Айтеке-би, одному из трёх великих биев (судей), принявших в конце 17 века единый для трёх жузов свод законов Жеты-Жергы (Семь уложений). Там дальше начинаются пятиэтажки, которыми застроен Новоказалинск, и уходит прямая дорога в старый город.
Впрочем, на привокзальной площади целых три сквера, и слева (если стоять спиной к путям) находится местный Парк Железнодорожников с характерной сталинской аркой. Вид "наружу" параллельно путям, вокзал за правым краем кадра, а слева тот самый Айтеке-би:

6.


Здесь же - паровоз:

7.


И очень красивый Дом культуры явно дореволюционной постройки... под Белым Солнцем пустыни:

8.


На воротах - натуральная пентаграмма:

8а.


И лишь с обратной стороны в этом здании можно различить бывшую церковь 1904 года постройки, кажется единственную уцелевшую (пусть даже в перестроенном виде) в малых городах вдоль магистрали. Извиняюсь за качество кадра - сработал антишпионский экран "грязное стекло":

9.


В сквере справа от вокзала - памятник революционерам, а дальше высокая водонапорная башня:

10.


Здесь же, правее вокзала - длинный (около 200 метров) путепровод, ведущий к старым деревянным градирням - кстати, не первым и не последним на этой дороге - к вопросу о её уникальной сохранности.

11.


Там же ещё царское депо:

12.


Общий вид станции в сторону Аральска:

13.


Мне очень хотелось задержаться здесь ещё на день и осмотреть сам уездный Казалинск, тем более в его окрестностях сохранилось два мавзолея-башни 11 века (Бегим-Ана и Сарман-Коса), фотографий которых, кажется, в интернете просто не существует. Но дело в том, что Казалинский и Жусалинский районы официально являются "территорией, закрытой для посещения иностранцами" - видимо, из-за близости Байконура. Тут, конечно, не совсем понятно - всё же россияне  по отношению к Байконуру не иностранцы, однако в 2002 году за нарушение этого режима в Казалинске неделю провёл под арестом boockman в ожидании главного, который как раз в эти дни был не в городе (правда, как сам Книжник мне объяснил в комментах, кончилось всё хорошо). Пожалуй, для меня самый адекватный вариант был бы связаться с музеем или администрацией, но сделать это я поленился, а наобум решил не рисковать. Так что - как-нибудь в другой раз по дороге. Бросив последний взгляд на торговок, возвращаюсь в вагон.

14.


Увы, с вагоном в этот раз не повезло - поезд фирменный, поэтому вагоны отреновированы и окна во всю ширину не открываются. Год назад я ехал до самого Туркестана им же - но тогда хотя бы стёкла были идеально чистыми. Теперь же у меня было два варианта - или снимать прямо сквозь толстый слой пыли, или пропихивать объектив в узкие щели форточки - поэтому одни кадры мутные, а другие с чёрными вкраплениями.
А за окном - пыльные аулы:

15.


Роскошные кладбища и одинокие мавзолеи современной постройки:

16.


Буранные полустанки, порой реновированные:

17.


Однотипные вокзалы II класса - их, судя по всему, несколько типов, конкретно такие попадаются от Казалинска до Жусалы, а вот от Казалинска до Саксаульской (см. соответствующий пост) были совсем другие:

18.


Водонапорные баши - этих также несколько типов, но без локализации:

19.


А самое главное - Сырдарья:

20.


Самая длинная (2212 километров - чуть меньше, чем Урал, но существенно больше, чем Дон или Днепр) и вторая по полноводности (709 кубометров в секунду - это примерно как Западная Двина и чуть меньше Дона) река Средней Азии, она чрезвычайно извилиста, и всё время то подходит совсем близко, то уходит далеко-далеко в пустыню где-то справа по ходу движения. А сразу за рекой начинается Кызылкум - одна из двух великих пустынь Средней Азии, тянущаяся до Амударьи и покрывающая большую часть Узбекистана. Казахи рассказывали, что "за Сырдарьей средневековье не кончилось, там кочевники живут настоящие, советской власти не приняли и живут как тысячу лет назад жили!" - не знаю, насколько это правда.

21.


Хотя настоящие юрты в здешних степях действительно попадаются - а в Казахстане это очень редкое явление (в отличие от Киргизии):

22.


Потом впереди вдруг вырастает здоровенная коптящая ТЭЦ - мы приближаемся к станции Тюратам:

23.


Собственно посёлочек Тюратам... а вдалеке видна высокая вышка. По всему выходит, что рядом что-то серьёзное:

24.


К старому вокзальчику II класса:

25.


Пристроен куда как более внушительный позднесоветский:

26.


А невероятное скопление контейнеров на той стороне пути не оставляет уже никаких сомнений - рядом Байконур.

27.


Собственно город Байконур (бывший Ленинск) - к югу от железной дороги, отделённый от неё пристанционным посёлком Тюратам; там же - аэропорт Крайний. Собственно космодром - в пустыне севернее железной дороги, и его площадки разбросаны на десятки километров. Первый в мире космодром (основан в 1955 году как ракетный полигон), с которого впервые в мире на орбиту отправлялись искусственый спутник (октябрь 1957), живое существо без возврата (собака Лайка, ноябрь 1957), живые существа с возвратом (собаки Белка и Стрелка, 1960) и наконец человек - собственно, Юрий Гагарин (1961). Более того, Байконур и в наше время остаётся и крупнейшим в мире космодромом, с которого ежегодно совершается порядка 20 запусков.
С поезда видна дорога к космодрому и, на сопке, измерительный пункт "Сатурн":

28.


Ещё какие-то конструкции просматриваются сквозь марево в запредельной дали - уж не знаю, что это такое. Теоретически, прямо с поезда можно увидеть, как взлетает ракета - но это если совпадёт по времени. Знаю, некоторые приезжают наблюдать это зрелище просто в степь - но всё равно не ближе 15-20 километров. А вот адекватных (чтобы не платить 2-3 тыс. долларов за 3-дневный тур) способов попасть непосредственно на Байконур я пока не нашёл, но может ещё найду или кто из вас подскажет?

28а.


Пока же остаётся довольствоваться чужими фотографиями города и космодрома да чудесным совершенно видеороликом "Суслик на космодроме" с ютуба:

image Click to view



Следующая станция - Жусалы, о которой я впервые узнал под Жезказганом: отсюда накануне Первой Мировой по 11-километровой перекладной узкоколейке (то есть путь строится, по нему проходит состав, затем путь разбирается и вновь кладётся перед составом) английские промышленники везли оборудование для строительства медеплавильного завода в Карсакпае, в итоге доставшегося советской власти. Нынешние Джусалы - посёлок городского типа (18 тыс. жителей), выросший из форта №2 всё той же Сырдарьинской линии - русского плацдарма для покорения Туркестана, где несли службу оренбургские казаки. Жусалинский район, как и Казалинский, закрыт для туристов, и по личным ощущениям - охраняется строже. Год назад стоянка в Жусалах была 15 минут: я за это время успел выйти, пройти вдоль всего состава, снимая кадры, перед отправлением вскочить в последний вагон и вернуться в своё купе уже на ходу. В этот раз стоянка была, кажется, 7 минут, и я не стал выходить, лишь засняв пристанционные постройки на ходу:

29.


Да собственно вокзал - причём из моего вагона он никак не влезал в кадр, и я пошёл в соседний вагон:

30.


...Перед поездкой я как-то чувствую места потенциальной опасности - эта схема очень хорошо описана у Генриха Бёлля в "Поезд приходит по расписанию", где немецкий солдат видя на карте город Стрый и слыша его название, понимал, что его там убьют. Год назад мне невыносимо тревожно отзывались при подготовке Джунгарские ворота, а в этот раз не столь тревожно, но всё же напрягало слово "Жусалы". Так и получилось - после этого кадра я услышал окрик "Эй, нельзя снимать! Кто вы такой?!" и увидел полицейского. Улыбнулся, ответил "Да я турист, просто на память..." и поспешил вглубь вагона. В коридоре меня нагнала толстая проводница-казашка, потребовала показать документы и билет, и всё-таки отпустила. Однако я успел испугаться, вспоминая прошлогоднюю историю, вдобавок понял, что проводница соседнего вагона будет следить за мной и на других станциях, и как-то само собой принял решение сойти в Кызылорде, до которой оставалось полторы сотни километров и пара часов пути.

31.


Жусалинское кладбище:

32.


Сырдарья и пустота кызылкумского берега. Обратите внимание на юрту во дворе - такие я замечал из окон не раз, казахи используют их как летние кухни.

33.


Вообще, пейзаж тут меняется. Пойма Сырдарьи становится широкой, на смену Приаральским Каракумам приходят зелёные луга с травой в человеческий рост.

34.


В советское время здесь выращивали рис (Кызылординская область была основным районом депортации корейцев, по сей день составляющих тут 3% населения), это хорошо видно по карте с характерным "орнаментом" рисовников, и даже рискну предположить, рисовое зерно свозилось вот в этот элеватор - кажется, в посёлке Жалагаш (14 тыс. жителей):

35.


Кладбище - вроде бы там же. Обратите внимание, как изменился облик аулов, появились высокие деревья и кусты. Это начало цепочки оазисов, в которых стоят Туркестан, Чимкент и Ташкент, и получше с этим явлением мы ещё познакомимся в следующей части. Хотя Кызылординская область - самая редконаселённая в Казахстане (3 человека на километр - это примерно как на Дальнем Востоке, да и сама область по площади чуть крупнее целой Беларуси), сырдарьинская пойма обжита очень неплохо.

36.


А вот снова подступает степь. Одинокий вокзальчик в пустоте - теперь, кажется, жилой дом. В бывшем Перовском уезде второстепенные вокзалы выглядят так:

37.


На подходах к Кызылорде, слишком рано собравшись, я подсел в другое купе. Там ехали три девчонки и парень интеллигентного вида, почти не владевшие русским. При парне была домбра, и я спросил, можно ли её сфотографировать. Парень не только позволил, но и после взял её в руки и очень красиво спел надрывную песню - и ведь на тюркских языках не всегда отличишь, где современная эстрада, а где - баллады кочевников; даже странно, что столь жёсткие в топонимике и обыденной речи, эти языки так чарующе красивы в песнях.

38.


Вот уже потянулись окраины Кызылорды, и я сразу вспомнил, что в обиходе её называют Кызыл-Дыра - вид у города был мрачноват и неухожен:

39.


40.


Почему-то Кызылорда имеет репутацию самого неинтересного областного центра в Казахстане. Ну, города тут вообще богатством истории не блещут, но всё же Кызылорда - далеко не худший случай, уж всяко интереснее, чем Талды-Курган. И к тому же единственный в Казахстане областной центр с крупным дореволюционным вокзалом. Впрочем, станция тут большая и оживлённая, и близ первого вагона постройки довольно унылые:

41.


Вон в том доме с панно, на верхнем этаже, находится привокзальная гостиница, и я решил не мудрить и заселился туда. Тётка на рецепшене почти не говорила по-русски - наглядный пример того, что Кызылординская область самая "титульная" (казахов здесь 95% населения). Тем не менее, нашлась свободная одноместная комната с туалетом... но опять без душа, что развеяло надежду наконец-то нормально помыться, а не обтираться водой (позади уже 4 ночи пути!). Выложив из рюкзака всё лишнее и неценное, я отправился гулять по городу. Вид из окна рецепшена (оно видно на кадре выше) на эту часть станции - уже по возвращении, на закате:

42.


Оцените количество ларьков. Помню, что год назад в одном из них покупал пегоди - традиционные корейские пирожки, что напоминает о тех самых 3%. Дом, обращённый к путям узорами, на торце имел ещё и часы со знаками зодиака:

43.


Корпус с гостиницей (и, что немаловажно, парой неплохих столовых) примечателен ещё и советскими панно на стенах:

44.


Старый вокзал - чуть дальше, вид с перрона:

45.


Он недавно отремонтирован, внутри чистота и кондиционированный воздух... и к тому же сохранились интерьеры:

46.


Потолок кассового зала, где я оформил остановку и взял билет на утро на бишкекский поезд - более дорогой, чем КТЖшные, но подходивший мне по времени (да и к тому же какое дело киргизскому проводнику, что я фоткаю в Казахстане?).

46а.


Вокзал со стороны площади. Примерно так же устроены вокзалы Туркестана и Арыси (последний я так и не увидел пока), только там они ещё сложнее, больше и эффектнее.

47.


У вокзала - скверик с полузасохшими деревцами и обилием цветов, которые постоянно поливает уборщица в характерной маске - так они одеты в Казахстане почти всегда в жаркое время, а конкретно эта попала на заглавный кадр поста о базарах. Одинокое здание - вроде бы, до революции было железнодорожной полицией:

48.


Западная оконечность станции. Кадр снят на рассвете, в ожидании бишкекского поезда. Видна водонапорка да какой-то ни то импровизированный  музейчик, ни то наглядное пособие. Тем не менее, проходившие мимо двое путейцев заметили мой фотик, и между собой помянули "шпиона".

49.


Ещё какие-то дома явно путейского ведомства - за станцией. А за ними классическая зажелезнодорожная окраина - такие есть в сотнях постсоветских городов:

50.


И прежде, чем ехать дальше - осмотрим саму Кызылорду, в следующей части.

ПРОДОЛЖЕНИЕ о железной дороге.

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди Казахстана.
Дорога в Туркестан
Орск. Старый город, а остальное не успел.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Приаралье.
В поисках Аральского моря.
Аральск. Порт, потерявший море.
Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.
Южный Казахстан
Сауран. Крепость в пустыне.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на гору Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.

От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".

Великая Степь, природа, железнодорожное, дорожное, Кызылорда, транспорт, "Раскол", Казахстан, Кызылординская область, Ташкентская магистраль

Previous post Next post
Up