Актюбинск. Часть 1: Старый город и парк Назарбаева

Nov 28, 2013 02:41



Русско-казахскую границу очень неудобно проходить на поезде: на обеих её сторонах поезд мурыжат в совокупности 3-5 часов, да ещё и наценка за международность, которая при местных расстояниях делает цену билета неподъемной. А вот автобусом казахстанская граница пересекается не сложнее, чем украинская, и потому в Казахстан я всегда ездил с пересадкой, попутно осматривая какой-нибудь приграничный город в России. Про феномен Предказашья я уже писал в прошлой части про Орск. Ну а из Орска дорога в Актюбинск (или Актобе) - столицу казахского Дикого Запада, 5-й по величине (367 тыс. жителей) город страны.

Пожалуй, если вы хотите составить представление о Казахстане за один день - вам сюда. Актюбинск - это такая "матрица" казахстанского областного центра, мысленно добавив к которой те или иные элементы, можно получить любой другой: движуху, базары, восточный колорит - будет Чимкент: обилие старой архитектуры и большую реку - будет Уральск или Семипалатинск, а если перенести сюда столицу - получится Астана. Вдобавок, тут и национальный состав, несмотря на близость России, совсем южный: казахи - 68% населения, русские и украинцы - 25%. В Казахстане его называют на местный манер Актобе, что в переводе значит "Белая сопка".
Город сильно вытянут вдоль реки Илек и железной дороги, и отчётливо полицентричен: с одной стороны уездный Старый город, с другой - сталинский Жилгородок при хромовом комбинате; между ними - микрорайоны, образовавшие новый центр и парк на незастроенной перемычке. Про эти 4 сущности - в 2 постах соответственно (здесь - с аптейдом 2018 года).

...Сразу за границей дорога приходит в катастрофический вид - порой мне казалось, что мы не в маршрутке, а в лодке на встречной волне. На некоторых ухабах я подлетал к потолку - того и гляди, катапультируюсь на голову водителю. Местами машины (не только наша маршрутка) сворачивали на колеи в степной бурьяне - по ним ехать было легче, чем по переломанному асфальту... и так 3 часа. Говорят, из Актюбинска в Орск ехать легче, потому что дорога по мере приближения к границе деградирует постепенно. Зато степь радовала глаз - обычно в конце августа она выжжена и желта, но в этот раз она была зелёной, как в июне - недавно прошли дожди. На полпути степь вдруг пошла увалами - мы пересекали кряж Мугоджары, по сути продолжение Уральского хребта.

2.


И хотя Мугоджары даже ниже, чем Средний Урал (высшая точка гора Бактыбай, 657м) - именно по ним, а не по Яику, в Казахстане проводят границу Европы и Азии - ведь при таком раскладе в Европе оказываются целых три облцентра - Актюбинск, Уральск и Атырау... что, впрочем, последним двум не мешает эксплуатировать бренд "города в двух частях света" и ставить таблички "Европа-Азия" на мостах через Яик. Год назад маршрутка останавливалась вон в тех увалах с верхнего кадра - за поворотом дороги родник и закусочной рядом с ним; в этот раз - в селе несколькими километрами далее. Наползшая было в Орске хмарь ушла куда-то дальше в степь, но по холмам ещё гулял злой ветер.

3.


А ещё через пару часов мы долго петляли по актюбински окраинам, среди цивильных многоэтажек и частного сектора, а впереди мелькали то столь характерный для тюркского мира флагшток в Парке Назарбаева, то трубы хромкомбината, то минареты соборной мечети, то многоэтажка-новострой с совсем восточным куполами. Актюбинск богат, не уступает как минимум Орску, а может быть и Оренбургу... но только жизнь здесь совсем иная. Вот типично казахстанский сюжет - маршрутка с зазывалой: эти люди целый день скачут по салону, собирают за проезд, помогают пассажирам войти и выйти, а на каждой остановке выкрикивают весь дальнейший маршрут. Адская работа, но им как будто даже нравится - однако лишь в Актюбинске я видел, чтоб зазывалами работали женщины:

4.


В Актюбинске есть ЖД-вокзал в Старом городе и две автостанция: маленькая грязная "Экспресс" в Новом городе и огромная "Сапар" на стыке Старого и Нового городов. Прибыв на "Сапар", первым делом я пошёл в расположенный неподалёку ТРЦ "Мега" - поменять валюту и купить сим-карту. И на меня вновь, спустя без малого год, навалился мрачноватый дух Казахстана: огромные пространства, пыль и безбрежное небо; жёсткая тюркская речь и эти особые казахские интонации, которые лишь с непривычки кажутся сдержанно-враждебными; портреты биев и батыров на домах, степные орнаменты и флаги с золотым орлом да всевидящее око Нурсултана. Целый год я мечтал сюда вернуться, и мечтал не только потому, что искренне полюбил эту недобрую землю, но и потому, что хотел реванша за крах на Джунгарских воротах. Целый год я прокручивал в голове своё возвращение во все те города, фотографии которых потерял, и думал, как быть, если окажется, что та история имеет продолжение... И вот я вернулся - и мне вдруг сделалось невыносимо скучно: а стоит ли оно того? Хочу ли я снова всё это увидеть? Но волевым усилием я напомнил себе, что меня ждут в Алма-Ате, что дальше будет Киргизия, да и уже завтра я увижу Аральское море, на котором в тот раз не побывал... и отогнав нахлынувшие сомнения, пошёл смотреть город.
Вам его, впрочем, покажу в другом порядке - строго с юга на север, от Старого города к Жилгородку.

5.


...Не устаю поражаться тому, сколь разные вещи может значит понятие "Старый город": где-то - узкриулочки и шпили церквей; где-то - уездные домики 19 века, всякие управы и реальные училища; а где-то - и вовсе сталинки. В Актюбинске это что-то между вторым и третьим вариантами. Актюбинское укрепление заложил в 1869 году в лояльной, но беспокойной Киргизской степи граф Александр Борг, и под защиту крепости сразу же потянулись переселенцы из разных губерний. Вокруг крепости сложился конгломерат деревень - Курмыш, Москва, Татарка, Оторвановка... В 1891 году их объединили в уездный город Актюбинск Тургайской области - столь огромной и безлюдной, что даже администрация её заседала в Оренбурге "за неимением подходящего города". При Советах область разделили на Кустанайскую (небольшая северо-восточная часть) и Актюбинскую - в подчинении у крошечного уездного городка (3 тыс. жителей на 1900 год) оказалась территория размером с половину современной Украины, и потому Актюбинск в ХХ веке вырос в 170 (!) раз. Как нетрудно догадаться, настоящей старины тут и были крохи, а осталось и того меньше.

6.


Центр Старого города - вокзал. В общем-то, Актюбинск пошёл в рост ещё в досоветское время, когда через него прошла Оренбургско-Ташкентская магистраль. Первоначальный вокзальчик выглядел так, узнаваемый стиль этой железной дороги - но явно не лучший его образец.

7а.


Нынешний вокзал выглядит так, и точно не знаю, когда он был построен: возможно, в 1977 году, когда была образована Западно-Казахстанская железная дорога.

7.


Вообще, центрами региональных железных дорог в Казахстане в разное время были 4 города - Алма-Ата (до 1959 и в 1977-97), Астана и Актюбинск (1977-97), Караганда (до 1959), и хотя КТЖ давно упразднила это деление, фактически остаются таковыми до сих пор. Их вокзалы - одни из самых цивильных и самые хорошо оснащённые: на них есть электронные очереди и терминалы для электронных билетов (что мне было как нельзя кстати, так как билеты на всю поездку я оформлял заранее через сайт КТЖ). На перроном фасаде актюбинского вокзала ещё и вот такие забавные штуки постоянно высвечиваются:

8а.


В принципе лучше всего устройство вокзала видно со стороны путей. Трафик тут довольно активен - на одну только Алма-Ату ходят два прямых поезда с разницей в полтора часа, а ещё проходящие из Уральска и Москвы. Изнутри вокзал кажется довольно тесным - но лишь потому, что там просто очень много людей. В зале ожидания трудно найти свободное место, зато в десятке магазинов и столовых можно закупиться в дорогу любой длины.

8.


Вид в обратную сторону, вон с того путепровода на кадре выше. С пассажирской станцией соседствует небольшая сортировка, а на горизонте видны трубы хромкомбината, у которых мы закончим вторую часть. Снимать с путепровода довольно стрёмно - народу по нему курсирует не меньше, чем поездов внизу, и многие явно сами железнодорожники.

9.


За путями - какие-то постройки железнодорожного ведомства и паровоз на постаменте, судя по внешнему виду ещё дореволюционный. наверное из тех, что первыми запустили сквозь Великую Степь по Оренбургско-Ташкентской железной дороге.

10.


На привокзальной площади почему-то не фотографировал, кроме собственно вокзала и панно с кадра №6 на стене одной из пятиэтажек. В принципе привокзалье как привокзалье - таксисты, стихийная торговля, мелкие забегаловки и магазинчики с посредственным ассортиментом. Актюбинская привокзальная площадь - прямо скажем, одна из самых гадюшных во всём Казахстане.
Но если с неё повернуть направо, на улицу Чокана Валиханова - можно увидеть едва ли не самое примечательное здание Актюбинска - бывший ДК железнодорожников, а ныне кинотеатр "Локомотив" (1928-29), пусть и скромный, но один из нескольких на весь Казахстан памятник конструктивизма.

11.


Этот стиль тут вообще не прижился - видимо, он был чужд патриархальной Средней Азии. Почти все конструктивистские постройки Казахстана сосредоточены в Алма-Ате, ещё один памятник я знаю в Караганде, и под вопросом - некоторые вокзалы Турксиба. Шедевров среди них нет - конструктивизм тут очень прост и провинциален, и в то же время какой-то особенный, свой. Рядом ещё одно конструктивистское здание, вроде бы офис местного телеканала.

12.


За "Локомотивом" - очень уютный Ретро-парк (хотя что в нём "ретро", ума не приложу), особенно по контрасту с привокзальным гадюшником. В прошлогодний приезд я попал сюда в последние выходные августа, и в парке было шумно и весело, в будний день же он пустоват - хотя свободных лавочек не нашлось.

13.


В основном же Старый Актюбинск - это кирпичные хрущобы разной степени унылости, среди которых рассеяны редкие уездные домики. Бывшие деревни же так и остались в городской топонимике, уже как районы, из которых мне удалось локализовать только Москву (при- и зажелезнодорожные районы, название видимо от приехавших из настоящей Москвы железнодорожников). До Татарки я вроде бы не дошёл, при том что это самый исторический район Актюбинска. Про Оторвановку есть много легенд, откуда такое название: то ли в ней жили казаки, то ли ссыльные, то ли просто переселенцы из Астраханской губернии, пришедшие существенно позже. История этих районов рассказана, например, здесь.
А вот вполне типичный вид Старого города близ памятника Великой Отечественной недалеко от вокзала:

14.


Сколько-нибудь вменяемого списка памятников архитектуры у меня не было, поэтому я бродил вслепую. Этот дом из тех, что я нашёл - самый внушительный. Да, самый:

15.


Этот - самый красивый:

16.


Но в основном уцелевшие осколки уездного городка представляют собой что-то подобное:

17.


Если же говорить о доминантах, то я знал лишь то, что где-то здесь есть Старая мечеть (1900-03) на улице Берсиева... впрочем, даже адрес я узнал лишь по возвращении, а улица довольно далеко от вокзала. В общем, в оба приезда я ходил искать эту мечеть наугад - и не нашёл. Более того, я даже не уверен, что эта единственная найденная в интернете фотография ещё актуальна: в 2012 году мечеть решили капитально расширять, пристроив новый корпус.

18а.


В прошлый приезд я пошёл искать мечеть от вокзала направо, дальше по улица Валиханова от "Локомотива", и набрёл на старинную промзону. Две водонапорные башни времён строительства Ташкентской магистрали - в отличие от вокзала, они прекрасно сохранились:

18.


Но одной из них и в августе-2012, и в августе-2013 висел как ни в чём не бывало советский плакат:

19.


А ещё через квартал - самое впечатляющее здание Старого Актюбинска, судя по всему дореволюционный или хотя бы довоенный, совершенно заброшенный элеватор, по которому хорошо видно, как благоустроили окрестную степь переселенцы. Старопромышленная архитектура в Казахстане вообще явление редчайшее, и это едва ли не крупнейший её образец (наряду с пивзаводиком в Кустанае). Год назад я пошёл дальше по этой улице, забурился куда-то в совсем невыразительные районы к уже типовму советскому и куда как более крупному элеватору... фотография которого крупным планом на Джунгарских воротах стала дополнительным поводом изъять у меня флешки. В этот раз я уже знал, что там дальше нет ничего интересного и от элеватора пошёл в другую сторону:

20.


В этот раз вышло ещё забавнее: искал мечеть - а нашёл церковь Михаила Архангела... также старую (1902) и также мне не известную прежде, по адресу Жанкожа-батыра, 50. Изначально это была лишь домовая Владимирская церковь при церковно-приходской (по другим данным - миссионерской) школе Александро-Невского собора... но последний был снесён в 1935 году, и эта церковка осталась у местных православных единственный. В 1961 закрыли и её, Владимирский храм действовал в частном доме, и так как он никуда не девался - в 1991 году возрождённую церковь освятили уже в честь Михаила Архангела.

21.


Здесь меня встретили как брата. В маленьком зале чуть больше комнаты в городской квартире шла тихая служба. В церковной лавке я назвался путешественником, достал блокнот и расспросил об истории этого храма. Маленькие старые церкви Казахстана - это островки Русского мира в Золотой Орде, где фарисейство и сребролюбие - непозволительная роскошь.

22.


Поиски мечети же оба раза приводили меня в центр Старого города, стоящий на довольно ощутимом склоне. Это и есть Ак-Тобе - Белая сопка, которую казахские легенды называли могилой одного из батыров, воевавших в 17 веке с джунгарами. Да, после Риги и Вильнюса сложно отождеставить с этими домами 1950-60-х годов понятие "Старый город" - но это он и есть:

23.


24.


25.


Одно из немногих хоть чуть-чуть примечательных зданий. А вот такие казаны-треножники в Актюбинске вообще распространённое украшение:

26.


Каркасно-засыпное зодчество - может быть и довоенка:

27.


И хотя главная улица Актюбинска названа в честь хана Абулхаира (туда дойдём в следующей части), истинный genius loci здесь - Алия Молдагулова. Один из самых ярких героев Великой Отечественной войны: родившись в ауле Актюбинской области, потеряв родителей в Ашаршылык (это казахское название голода 1930-х годов), вместе со своим дядей-военным она уехала в Москву и далее в Ленинград. А из эвакуации, в декабре 1942 года, добровольцем пошла на войну - ей тогда только-только исполнилось 17. Пройдя снайперскую подготовку, воевала она всего полгода - с июля 1943 по январь 1944, но за это время уничтожила не мнее 78 врагов. Погибла она под Новосокольниками, в рукопашной схватке убив двоих немцев - а ведь ей не было и 20 лет...

28.


В третий раз я гулял по Актюбинску существенно позже написания этого поста, в июне 2018 года по дороге на Байконур. И вот тут-то Старый город мне наконец открылся:

29.


Во-первых, я таки нашёл мечеть... и был ей совершенно разочарован. Облик старой мечети едва угадывается в правом крыле под шатровым татарским минаретом, а в основном это новострой 2012 года. Толпа пришедших на намаз бородачей, не сводившая с меня глаз, живо напомнила о том, что именно в Актюбинске порой дают о себе знать исламисты-радикалы.

30.


В 2012 году из промзоны я забрёл на огромный и грязный базар, а прошлый раз же изо всех сил старался обойти его стороной: в Северном Казахстане, в отличие от Южного, базары лишены восточного колорита, куда больше похожи на рынки Украины - только грязнее. На самом деле зря... В 2018 году, поднявшись к базару от мечети, я обнаружил на его "фасаде" внушительную сталинскую арку:

31.


От которой по самому гребню Белой сопки уходит короткая улица Ахтанова. Свернуть на неё меня сподвиг пучок ракет, столь актуальный в свете предстоящего запуска на Байконуре.

32.


И выйдя из базарной толпы, я понял, что нашёл сердцевину Старого Актюбинска, солидный по меркам Казахстана ансамбль 1950-х годов:

33.


Причём что удивительно - совершенно без этнических мотивов:

34.


Кадр выше снят на перпендикулярной частично пешеходной улице Кобландина. На ней же - памятник казахско-советским писателям Куандыку Шангитбаеву и Тахави Ахтанову:

35.


Дальше нашлась какая-то очень невзрачная, но таки центральная площадь с городским акиматом и Актюбинским драмтеатром имени Ахтанова:

36.


Последний возник в 1935 году из кружка в том самом ДК Железнодорожников. В 1992 в Актобе появился ещё и казахский театр, а в 1998 обе труппы были объединены. Когда построили внушительных размером здание - точно не знаю, но скульптуры смахивают на постсоветский новодел:

37.


Дальше по улице Ахтанова нашёлся ещё и Парк Пушкина с памятником революционеру Василию Зинченко:

38.


А кварталом ниже главной площади я набрёл на Казахско-Российский университет. Сталинка с этническими мотивами, весьма симпатично дополненная - пожалуй, самое красивое здание Актюбинска:

39.


40.


А может и не самое - город большой, информации мало, и кто знает, на что я набреду в следующий раз?

41.


Так что отправимся дальше - в Парк Назарбаева, флагшток которого (91м - выше только в Астане) виден с половины города, в том числе от вокзала:

42.


Официально парк называется чуть-чуть иначе - имени Первого Президента Республики Казахстан. Объектов с таким названием в стране вообще немало, вплоть до музея в Астане... но так как президент в Казахстане пока что был и есть всего один, конечно же все всё понимают. Разбитый в 1989 году, парк прежде носил имя Ленина, затем Абая, и расположен достаточно интересно: как уже говорилось, Актюбинск рос с 1960-х годов от двух центров навстречу друг другу, и к концу 1980-х между ними осталась небольшая перемычка, хорошо заметная на карте - в основном это полоса пустырей и частного сектора. И вот собственно между главным проспектом Абулхаира и железной дорогой и возник этот парк. По ту сторону путей - уже упомянутые "Сапар" и рынок "Шыгыс", а также простая, но очень запоминающася новостройка местного нефтегаза. На переднем плане - не Илек (он протекает за городом в широкой пойме), а искусственный канал, перпендикулярный железной дороге:

43.


И в общем-то моё знакомство с Актюбинском началось именно здесь - кадр снят с мостика, ведущего в эту самую "Мегу", торговый комплекс вполне столичного масштаба. По разные стороны парка, в одном кадре - новодельные (2006-2008) православный Никольский собор и мечеть "Нур-Гасыр":

44.


Здесь Актюбинск уже совсем иной, чем в Старом городе - высокие дома на широченных пыльных улицах, украшенные национальными орнаментами советских времён и портретами национальных героев. И в общем-то в основном он именно такой - серый, высоккий и просторный:

45.


Вид 2018 года - не помню, оброс ли собор этими пристройками за 5 лет или же всё так и было:

46.


В парке много всякой странной всячины, но - народу нравится!

47.


48.


В ротонде некое изречение Назарбаева - я попросил прохожих казахов его перевести, но в общем это оказалось что-то совершенно тривиальное, вроде пожелания городу дальнейшего процветания.

49.


Конструкция о четырёх ногах - это шанырак, один из любимых казахских символов: купол юрты и одновременно - общее небо. Ещё дальше - ворота. В общем, достойная витрина Актюбинска:

50.


А вот мечеть "Нур-Гасыр" ("Век Света") тут хотя и велика, но весьма примитивна - вообще, гигантские новые мечети Казахстан строит в каждом областному центре, но прямо скажем - есть образцы и получше ( Уральск, Павлодар, Караганда, Чимкент и другие). Что же до казана - я так и не понял их назначение, видимо просто для красоты и национального колорита.

51.


И в общем, в какой-то момент нахлынувшая тоска отпустила, и я вновь ощутил, насколько Казахстан мне как путешественнику близок и что есть своё очарование в этой грубой эстетике огромных пространств и простых форм.

52.


Напротив мечети я поймал маршрутку и уехал в Жилгородок. О нём, а также о микрорайонах Нового города - в следующей части.

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди Казахстана.
Дорога в Туркестан
Орск. Старый город, а остальное не успел.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Аральское море.
В поисках Аральского моря.
Аральск. Порт, потерявший море.
Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.
Южный Казахстан
Сауран. Крепость в пустыне.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на гору Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.

От Прибалтики до Туркенстана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".

железнодорожное, татары, дорожное, Актюбинская область, Актюбинск, транспорт, Казахстан, деревянное

Previous post Next post
Up