Тельшяй. Столица Жемайтии.

Jul 01, 2013 23:38



Как можно понять из прошлой части, настоящая Жемайтия - это в основном деревни и местечки, все более-менее крупные города, особенно на окраинах, глобализовались и не отличаются от остальной Литвы. Единственное исключение - расположенный в самом центре Нижней земли Тельшяй (29 тыс. жителей), который называют "столицей Жемайтии" почти официально. Что ж, одно могу сказать точно - на другие города Литвы он действительно непохож.

История Тельшяя до ХХ века в принципе довольно заурядна - основан в 1398 году, Магдебургское право получил в 1791, в составе Российской империи стал уездным городом Тельши Ковенской губернии. Слегка оживляет картину легенда о витязе Джюгасе (он же Тельшес), основавшем тут город в незапамятные времена... но в целом судьбу Тельшяя предопределило именно то, что он находился в самом сердце жмудской земли. В прошлой части я писал, что жемайты были последними язычниками Европы, и именно поэтому особую роль в их земле всегда принадлежала епископу, а город, где находилась его кафедра, и был по сути дела её столицей. Так вот, с момента Крещения и до Польского восстания, в 1413-1864 годах, таковым был показанный в прошлой части Варняй. Затем епископию вывели в Ковно, тем самым "обезглавив" Жемайтию... и лишь в 1926 году епископ вновь переехал - но уже не в крошечный Варняй, а сюда - тем более здесь уже была "база" в виде роскошного бернардинского монастыря. Следом открылись Жемайсткие национальные гимназия, музей и театр. Музей (1932) почему-то на окраине, само его здание (1938-40) и интереснейшие экспонаты я показал в прошлой части. Алка - крупнейшее жемайтское святилище близ Швентойи, по своему значению достойное Прусской Ромувы:

2.


Дома в окрестностях музея. Вот - стриженный газон и кажется школа времён Первой республики:

3.


А вот - поленница и облезлая хрущоба. Кто что из этого хочет видеть?

4.


Отсюда мы поехали в центр и припарковались в ветхом дворе - о сходстве Жемайтии с Русским Севером я упоминал уже не раз, и этот двор легко представить в каком-нибудь Великом Устюге или Торопце:

5.


Хотя с самоорганизацией жильцов и украшательством тут явно лучше:

6.


А по другую сторону этих домов - собственно, главная Торговая площадь (Тургаус), расположенная как бы в ложбине. Домик под шпилем справа - новодел, Жемайтский туристический информационный центр. На холме хорошо виден Епископский квартал, в Жемайтии играющий роль кремля: слева - костёл Антония Падуанского (1762-65), справа - епископский дворец (1928-30)

7.


Вид в обратную сторону. Часовую башню в центре площади венчает Медведь - символ Жемайтии. Вдалеке виден Благовещенский костёл, перестроенный из православной церкви - до него дойдём к концу поста.

8.


Дома в окрестностях площади - в принципе средненький уездный город с явными следами войны. Впрочем, среди уездных городов Ковенщины Тельшяй сохранился лучше всего - ни за что не скажешь, что он был среди них самым маленьким (6,5 тыс.):

9.


Хороша коробка! В таком нетипичном для Литве стиле, более всего напомнившем мне финский функционализм, в Тельшяе почти вся межвоенка. В городе было два собственных сильных архитектора - Всеволод Копылов и Степанос Стульгинскис (не путать с однофамильцем-президентом!), которые и создали местный стиль.

10.


Площадь пересекает главная улица Республики, но мы пойдём по параллельной ей улице, названия которой я не запомнил. Обратите внимание, кстати. на гопников - в Тельшяе и вообще Жемайтии их заметно больше, чем в среднем по Литве.

11.


Улица проходит вдоль пятиэтажек, но в какой-то момент слева обнаруживается такая вот впечатляющая лестница, ведущая в Епископский квартал:

12.


Возникший на базе монастыря бернардинов, основанного в 1624 году Павлом Сапегой. Магнаты вообще любили строить роскошные монастыри в не слишком очевидных местах - как опять же бернардинский монастырь Ходкевича в Кретинге. Близ обители в 1926-28 годах были построены семинария - не менее внушительная, чем в Варняе:

13.


И вполне настоящий Епископский дворец (1929-32, в Варняе, если помните, епископ довольствовался деревянным одноэтажным домом), видимо по совместительству бывший и правлением епархии. Вообще же, тут действительно целый квартал, и по соседству с этими зданиями стоят ещё несколько рубежа 1980-90х.

14.


Но доминирует над кварталом, да и над всем городом костёл Антония Падуанского... как и в Варняе, снаружи совсем не шедевр:

15.


Вдобавок, на площадке шёл ремонт - меняли плитку, жутко тарахтели всякой техникой, а чтобы пройти ко входу в храм, надо было обойти довольно сложную траекторию через весь двор:

16.


Красивые ворота с датой "1926" римскими цифрами - но вроде бы они современные, цифра означает переезд епископа в Тельшяй, на створках рассказана история Жемайтской епископии:

17.


И за эти ворота надо пройти во что бы то ни стало! Красоте интерьеров литовских церквей, даже невзрачных снаружи, я поражался уже неоднократно... и каждый раз, стоило было решить, что всё самое красивое ты уже видел - литовские костёлы вновь превосходили ожидание.

18.


А этого храма интерьер не только вычурный, но и очень необычный: планировка в виде ломанного овала, второй этаж с лоджией и отдельным алтарём... Уже не помню кто из литовских читателей заметил, что "настоящий памятник жемайтского искусства - именно этот костёл".

19.


И если думаете, что это последний интерьер-шедевр в поездке - зря:

20.


Виды с костёльного двора-"балкона" - внизу проходит уже упомянутая улица Республики, прекрасно сохранившая уездный облик:

21.


На заднем плане - озеро Масис, за которым наискось - микрорайон:

22.


А прямо напротив собора - Жемайтский национальный театр, зародившийся как полупрофессиональная труппа ещё до революции. Соседства храма и оплота лицедеев - в России был бы редкий сюжет:

23.


На самом деле фасад, обращённый к костёлу - современный, а большая часть здания 1938-40 годов:

24.


За театром и епископским дворцом - непарадные деревянные кварталы, так застроена большая часть тельшяйскогоо центра:

25.


Среди них - увенчанная ретранслятором водонапорная башня. Я было подумал, что тоже межвоенная, но видимо всё-таки нет:

26.


К улице Республики ведёт довольно крутой спуск. Какая знакомая деревянная ветхость - лишь на заднем плане не пятиглавие, а костёльная башня:

27.


Обратно на площадь шли по улице Республики. Один из первых примечательных домов - бывший НКВД-КГБ с соответствующей мемориальной доской:

28.


Ниже небольшая площадь над озером, под которой такой вот внушительный амфитеатр, порядком добавляющий Тельшяю "столичности":

29.


На нижней стороне площади - миниатюрная кафешка сыроварни "Джюгас", на логотипе которой изображён тот самый легендарный вождь. Сыр джюгас в России известен куда меньше, чем рокишкис, но как оказалось по возвращении - тоже встречается. На практике это очень неплохой пармезан, а в этой сыроварне много сортов разной выдержки, которые продают мелко нарубленными в фирменных пакетиках, как чипсы. На заднем плане - тот самый медведь с вводного кадра:

30.


Перспектива улицы:

31.


Прямо под собором ещё пара барельефов. Если я не ошибаюсь, Констанцский собор 1414-18 годов дал добро на крещение жмуди Витовту и Ягайло (а не крестоносцам), тем самым окончательно признав её за Литвой. Впрочем, процесс был запущен ещё до собора.

32.


Хорошая перспектива. Пожалуй, лучший в Литве сохранившийся ансамбль русского уездного города:

33.


Вернувшись на площадь, мы направились к озеру и забрели в бывший еврейский квартал, от которого уцелело даже несколько домов:

34.


И простенькая деревянная синагога (1870), занятая магазином:

35.


Всего тут было 4 синагоги, в том числе большая каменная:

36.


Вышли к берегу озера, полюбовались городом с причала:

37.


Удивительные всё-таки в Литве бывают контрасты. Вот - ветхие обшапарнные улицы, по которым бродят (само собой, "в том числе", а не "только") гопники и забулдыги совсем как в каком-нибудь депрессивным русском райцентре - а рядом вот такие чудеса благоустройства. Скорее всего, это помощь Евросоюза, но восприятие города меняется полностью:

38.


С третьей стороны Торговой площади - уже упоминавшийся Благовещенский костёл, построенный в 1864-67 годах как Никольская церковь... впрочем, на месте закрытого Муравьёвым костёла, чем в межвоенное время и воспользовались католики, совершенно мирским способом отсудив здание у православных:

39.


Костёлы и кирхи, переделанные в православные церкви - в России явление нередкое, особенно в соседней Калининградской области. А вот обратная ситуация мне знакома только в Литве - начиная от огромного Михайло-Архангельского собора в Каунасе.

40.


Особенно интересно такой костёл выглядит изнутри:

41.


На крутом берегу - памятник борцам с советской властью:

42.


А внизу такой простой постсоветский пейзаж:

43.


С обратной стороны - Жемайтская гимназия (1936) с советской мозаикой на фасаде:

44.


Её сюда словно привезли откуда-нибудь из Сортавалы! Узнаваемая архитектур межвоенной Финляндии... только это не Финляндия, а Литва. И ещё впечатляет, что это проектировал русский архитектор Копылов - а как непохоже на здания той же эпохи в Советском Союзе.

45.


Что же касается Никольской церкви, то после проигранного суда православные построили (1935-38) новый храм на окраине с тем же посвящением - одно из интереснейших зданий Тельшяя. Увы, у меня не был записан её адрес, мы нашли её методом тыка, изрядно поплутав по городу на машине и по дворам пешком, и самое худшее - я её адреса не записал! Если вкратце, она стоит где-то в километре от главной площади на холме в глубине двора пятиэтажечного района. Построенная всё тем же Копыловым, это единственная может быть и в мире, а уж на построссийском пространстве точно православная церковь в стиле кубизма. Ещё один образец того, чего у нас нет и быть не могло... Жаль, что оказалась заперта.

46.


Прежде, чем найти церковь, мы ещё и уехали дальше на север и ткнулись в вокзал линии Кретинга-Шяуляй. Увы, я до сих пор не знаю, когда она была построена, но судя по виду этого вокзала - наверное, всё-таки 1930-е годы. Как и большинство литовских станций, станция Тельшяй в довольно печальном виде. Всё-таки меня не покидает ощущение, что в тихий момент при попытке фотосъёмки здесь тоже может привязаться мент.

47.


Со стороны путей вид гораздо приличнее:

48.


В целом и здесь не отличишь от малодеятельных веток где-нибудь в русской глубинке:

49..


Из Шяуляя мы поехали в Варняй, который я вам уже показал, и далее в Шяуляй. Мы не посетили местный небольшой скансен на полуострове западнее озера Масис (но вряд ли там было что-то, принципиально отличное от Румшишкеса), а последним впечатлением от Тельшяя стала очень красивая часовенка близ села Райняй (1991) - поставлена в память расстрела НКВД 74 местных заключённых в первые дни войны при отступлении Красной Армии. Справедливости ради, подобные и даже более массовые расстрелы были и на территории РСФСР, и чаще всего были произволом самих НКВДшников, которых после войны за это судили и расстреливали самих. Мне легко представить такую часовню, лишь под восьмиконечным крестом, например на Беломоро-Балтийском канале - да под таким же небом и на фоне такого же леса.

50.


И прежде, чем отправиться к Горе Крестов, покажу другую, менее известную святыню Нижней Литвы - Жемайтскую Кальварию.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд) и балтийское взморье.
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне. Самый маленький город бывшего СССР.
Шилуте и Русне. Глубинка Мемельланда.
Закат в Паланге. Выход к морю.
Паланга и Кретинга. Города и усадьбы.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса. Неринга.
Куршская коса. Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Жемайтская Кальвария.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

дорожное, "Черта оседлости", Литва, "Балтийские ветры", Жемайтия, жемайты, литовцы, этнография, деревянное

Previous post Next post
Up