Балтийский закат. Паланга.

Jun 27, 2013 15:47

Проехав через Мемельланд, мы наконец достигли Балтийского моря. Нашей базой для поездок по Клайпедскому краю стала расположенная за его историческими пределами курортная Паланга, и первое, что мы сделали, только заселившись в гестхаус - отправились к морю провожать закат. Мне кажется, есть что-то символическое в закате именно на Балтике, в нашем старинном "западном окне". О достопримечательностях Паланги расскажу в следующей части - здесь же только о выходе к морю.

Прогулки с утра до ночи по Вильнюсу и Каунасу и бросок через Мемельланд здорово отняли у нас силы, и к середине пути захотелось отдохнуть. В принципе мы это понимали и до выезда, поэтому решили остановиться не в портовой Клайпеде, а в курортной Паланге. Наш гестхаус назывался "Сенёйи-Паланга" ("Старая Паланга"), и находился в 10 минутах ходьбы от берега. Гестхаус содержала семейная пара - компанейского вида мужик совершенно рязанского облика и хрупкая, очаровательная женщина - как нам показалось, поляки. И этот гестхаус оказался лучшим местом ночлега за всю поездку: большой номер с мягким ковром, мебелью под старину, холодильником и удобной ванной, а также лоджией - правда, общей на два номера, и нашими соседями оказалась компания ни то англичан, ни то американцев. Вот собственно вид с лоджии, наши соседи уходят к морю:

Пойдём и мы:

На обоих кадрах (ниже и выше) характерные образцы зодчества Первой и Второй республик соответственно:

Пересекли речку Раже:

И вышли на обязательный для всякого курорта Променад - в данном случае улицу Басанавичюса:

И так как наш гестхаус стоял на одной из самых нижних улиц, мы вышли к середине променада. Покажу и его дальнюю от моря половину с довольно интересными образцами курортной архитектуры. Как и многие курортные городки, Паланга стала местом отдыха ещё в конце 19 века, и обязана этим магнатам Тышкевичам, чью огромную усадьбу в глубине парка я ещё покажу в следующих постах.

В самом начале променада, у перекрёстка с оживлённой улицей Витовта (часть дороги на Клайпеду) - курзал (1890), обязательный атрибут старых курортов, этакий ДК Скучающих отдыхающих:

Красивое здание с явным влиянием югендстиля:

11а.

Теперь пойдём по променаду назад. Всё как полагается - играет музыка, торгуют сувенирами и хот-догами, предлагают выиграть в тире игрушку, и в общем прочая хиромантия:

Одна из визитных карточек Паланги - вот этот рыбный ресторан "Жювине". Меню маленькое, но готовят отменно, а выбирать стоит разумеется рыбу балтийских видов - скажем, камбалу (которая в русскоязычной версии указана как "палтус"), которая здесь всегда прямо из моря. Приятная и архитектура - всё же очень люблю этот своебразный этно-тек, столь популярный в Литве.

В парке - заброшенное здание, более всего похожее на ДК какого-нибудь Центрального санатория Министерства чего-нибудь.

В конце променада - Юрате и Каститис, местный вариант легенды о Русалочке. Юрате была морской богиней, Каститис - красивым и отважным рыбаком. По легенде, познакомились и полюбили друг друга они в устье реки Швянтойи (там сейчас одноимённый город в 10км от Паланги), но кончилось всё трагически: смертного человека Каститиса убил разгневанный отец Юрате громовержец Пяркунас, и безутешная Юрате всё ещё оплакивает его в глубине моря, а брызги янтаря, что порой выносит волна - её слёзы.

Променад упирается в авандюну - полуискуственный вал, защищающий берег от балтийских ветров, а вернее - от песка, который они переносят. Ведь если бы не растительность, Прибалтика сделалась бы песчаной пустыней, как уже было когда-то с Куршской косой. Авандюна - это просто несколько рядов колышек один выше другого, у которых ветер наметает песок. А на песке с тех пор как её устроили (видимо, опять же в 19 веке) уже выросли сосны:

Папа верно заметил, что граница Прибалтики и Карелии проходит там, где кончается песок. Прибалтика - сосны на дюнах, Карелия - сосны на скалах.

А впереди символ Паланги - Г-образый причал длиной без малого полкилометра, впервые построенный в 1882-84 годах. Тышкевич думал устроить здесь пристань, чтобы и отдыхающие могли приплыть, и подвоз материалов для нового дворца облегчить... но чего-то не расчитал, и прибой очень быстро намыл вокруг причала отмель - однако Тышкевич быстро сообразил, что в качестве променада эта штука может окупиться едва ли не быстрее. Причал с тех пор много раз возобновлялся (нынеший явно позднесоветский), но сохранил очертания.

На причале мы были дважды, поэтому не удивляйтесь, что тёплый вечер тут чередуется с хмурым и ветренным днём. Впрочем, как видите, в середине мая народ ещё не купается:

Но главная достопримечательность причала - рыбаки:

Основной улов - бычки. У большинства рыбаков рядом полное ведро этих рыбок:

Вообще, довольно забавное зрелище - вот тянет рыбак удочку, тянет, и такое ощущение, что вытащит сейчас на свет божий что-нибудь размером хотя бы с леща... а вытаскивает бычка в пол-ладони. Я всё пытался тайком заснять рыбака с уловом, и наконец один человек мне спозировал. Ножницы - не для бычка, а для лески:

"В мышцах весь, как Шварцнеггер! Так-то он неместный, он сюда пришёл с балластной водой из Новороссийска" (в смысле вся популяция, а не конкретная рыбка).

А вот по причалу разносится "Хааааре Кришна, хааааре Раааама, Раааама Раааама, хааааре Криииишна" - и идёт вот такой гражданин:

Вид с параллельной берегу части причала. Из-за сосен торчит шпиль Вознесенского костёла (1897-1907), второй по высоте в Литве (76м). Самый высокий - в городке Аникщяй - мы тоже видели.

Вид вперёд.
Чернеет танкер одинокий
В тумане моря золотом.

Дальше мы решили дойти до усадьбы Тышкевичей, за одну из построек которой я принял вон тот шпиль. На самом деле до усадьбы примерно вдвое дальше:

Сначала думали идти по пляжу. Ветер придаёт авандюне очень красивый рельеф:

Но зыбкий песок (в котором, вопреки ожиданиям, попадались и окурки, и крышки от бутылок, ладно хоть не осколки стекла) быстро утомил.

И мы пошли через парк - его "курортная" и "усадебная" половины совершенно разные, и я это ещё покажу в соответствующем посте.

В общем, усадьбу мы решили оставить  на завтра и снова вышли на берег - широченный (около 100 метров) пляж здесь пустынен. У самой воды полосы белого "поющего" песка - при каждом шаге (особенно если ступать плашмя, взбивая песчинки) он довольно громко свистит. Похожие эффекты я уже наблюдал в Казахстане на "поющем бархане" Айгайкум.

Закат всё ближе:

С обратной стороны наползают тучи:

Дорожки в дюнах - идти тут можно только по этому настилу, не только из соображений удобства, но и чтобы не повреждать авандюну.

Отражённое морем солнце устроило в тучах самую настоящую феерию:

Минут двадцать по извилистой тропе мы шли обратно на причал, и наконец сели на тех самых лавках. Было около 22 часов, туристов спугнул начавшийся и сразу утихший дождь, а из леса внезапно налетели комары, несколько мешавшие наслаждаться закатом.

До чего же красиво!

Танкер зажёг фонари:

Пол-солнца уже под водой:

Ну вот и всё. Странно понимать, что в тот же момент Солнце взошло где-то над Америкой:

Дальше мы вернулись в гестхаус и под вспышки молний ужинали и беседовали за столиком на лоджии, а за загородкой тем же самым занимались наши англоязычные соседи. До Клайпеды от Паланги полчаса на машине, поэтому мы ездили туда дважды - в один день в сам город, в другой день - на Куршскую косу.

Но по принципу "сказал А, говори Б" - прежде, чем вернуться в Мемельланд, всё же доскажу о Паланге и соседней Кретинге с усадьбами Тышкевичей.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд) и балтийское взморье.
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне. Самый маленький город бывшего СССР.
Шилуте и Русне. Глубинка Мемельланда.
Закат в Паланге. Выход к морю.
Паланга и Кретинга.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

природа, дорожное, рыбацкое, Литва, курортное, ВКЛ, "Балтийские ветры"