Каунас. Часть 4: Старый город

Jun 23, 2013 15:43




В прошлой части я рассказал про "острие" стоящего на стрелке двух рек Каунаса - остатки замка и Ратушную площадь. Теперь погуляем по кварталам Старого города, примыкающего к площади с востока: он тут заметно меньше, чем в Вильнюсе, но тоже достаточно крупный (1200х500 метров) и совсем иной в своей архитектуре.

Наше знакомство со Старым Каунасом началось здесь - это улица Муйтине, ограничивающая Немецкий квартал - его не стоит путать с более старым Ганзейским кварталом, расположенном также вдоль реки, но западнее. Именно на немцах - ремесленниках и купцах - в 15-17 веках держалось процветание города, и они никуда не делись и после ухода Ганзы.

2.


В Немецком квартале тоже осталось несколько средневековых домов - но уже не готических, а скорее в стиле маньеризма, построенных на рубеже 16-17 веков, и по сравнению с ганзейскими домами они гораздо крупнее и выше. Ныне весь Немецкий квартал занимает Каунасский факультет Виленского университета (именно "факультет", а не "филиал"!), у которого и родные-то корпуса вполне средневековы. И не случайно наше знакомство с городом началось здесь - встретивший нас Витаутас vyrud пригласил осмотреть эти дома изнутри. Экскурсий сюда не водят, а по выходным всё заперто - мы же прибыли в Каунас вечером пятницы:

3.


В доме на кадре выше мы прямо с улицы спустились в подвал - подвалы старше самих домов, им может быть и более 500 лет. Здесь ганзейские купцы хранили товар, а ныне проходят всякие университетские торжества в узком кругу. Белый проём сбоку - начало узкой витой лестницы, ведущей прямиком в кабинет декана.

4.


Рядом второй, гораздо более крупный "дом Наполеона" - ведь Великая армия форсировала Неман именно в Ковно, и по легенде, император квартировал именно здесь. Ныне здесь обитают, если я верно запомнил, филологи:

5.


Здесь Витас показал нам не только подвалы:

6.


Но подвал гораздо капитальнее и просторнее:

7.


А лесенка сбоку ведёт вот в этот кабинет - и ведь его стены тоже явно средневековые, лишь под слоем штукатурки:

8.


В фойе оказались целых полторы улочки 15 века, поглощённых домом в 17 веке:

9.


10.


В основном, впрочем, интерьеры тут современны и минималистичны. изнутри университет оставляет впечатление новизны и уюта - тут сравнение, конечно, совсем не в пользу тех российских вузов, внутри которых я бывал.

11.


Вид из окна - та самая фахверковая пристройка, давным-давно поглотившая улицу на первом этаже:

12.


Крутой левый берег Немана, принадлежавший прежде Царству Польскому. Виден неподвижный фуникулёр Алексотаса, который работает только в будние дни не допоздна и с перерывом на обед. Левый берег Немана выше правого на протяжении нескольких десятков километров, и именно это было слабое место Каунаса во всех войнах.

13.


Доминанта Немецкого квартала - конечно же, немецкая кирха, основанная в 1550 году. Нынешнее здание - 1683 года, башня и вовсе 1862. Подобная кирха есть и в Вильнюсе, а в России их десятки (хотя в основном лет на 100-200 моложе) - всё же вклад немецких ремесленников и управленцев в развитие Восточной Европы огромен.

14.


Смайлик на стене - на самом деле солнечные часы, опять же инициатива университета. В перспективе улицы - середина Кафедрального собора, который вытянут от Ратушной площади вдоль первых кварталов Виленской улицы (Вильняус) - вместе с показанной в позапрошлой части пешеходной Ласвис-алеей она образует ось исторического центра:

15.


Как и Лайсвис, она пешеходная, причём даже без бульвара (зато летними кафе тут отмечен, как видите, едва ли не каждый подъезд), и за собором её открывает огромный готический дом 16 века:

16.


Он заметно крупнее, чем дом Пяркунаса, хотя и не столь замысловато украшен. Ныне он принадлежит организации молодых католиков, а периодически там проходят концерты, в том числе панковские. По словам glebo-lj, каунасские ксёндзы вообще очень благожелательны к неформалам.

17.


А маньеристических домов, как на заглавном кадре, на этой улице два или три, и хотя они абсолютно похожи друг на друга, именно они отличают Старый Каунас от Старого Вильнюса... ну, и люди, конечно, и общая атмосфера:

18.


Остатки средневекового дома в одном из дворов - видно, что в камне Каунас начал застраиваться раньше Вильнюса, может быть и первым в ВКЛ:

19.


Вильняус на самом деле короткая, всего три квартала от собора до широкой улицы Бирштону - и хотя Вильняус пересекает её подземным переходом, а историческая граница Старого города существенно дальше, всё же фактически таковой воспринимается именно Бирштону:

20.


С "внутренней" стороны у их перекрёстка - бывший доминиканский монастырь, корпуса которого принадлежат университету:

21.


А костёл Божьего Тела (1698-1710) стоит заброшенным и понемногу осыпается - парадокс, что в больших городах Литвы это куда более обычное дело, чем в глубинке:

22.


Другие улицы Старого города между Ратушной площадью и Бирштону - как и Старый Вильнюс, он очень целостен, но большинство фасадов всё же 18-19 веков. Вот на улице Миколы Даукши - даже остатки дореволюционной вывески на русском:

23.


Попадаются и деревянные дома. Зесь, кажется, музей литовских народных музыкальных инструментов - как и в Вильнюсе, в Каунасе много интересных и не слишком известных (в отличие от Чертей и Чюрлёниса) музеев:

24.


Едущих машин на улица Старого города мало, мы и ходили в основном не по тротуарам (что невозможно в Вильнюсе), а припаркованных хватает. Большинство домов - жилые:

25.


Подворотни и современный креатив на них:

26.


Но главное - всё-таки вкрапления средневековых домов и складов:

27.


28.


29.


Границы Старого города в нынешнем понимнаии вообще хорошо заметны - дело в том, что внутри него нет транзитных улиц (поэтому и для прогулок он куда удобнее виленского аналога), зато по краям чрезвычайно оживлённый контур: проспект Миндовга (южнее) - улицы Бирштону и Гимназическая (восточнее) - улица Святой Гертруды (севернее), в совокупности связующие мост через Неман с мостом через Нярис и проспектом Добровольцев. Вот скажем улица Гертруды:

30.


Хорошо виден край:

31.


Предыдущий кадр снят с крыльца монастыря бенедиктинцев, основанного в 1627 году на самом подножье Зелёной горы. Впрочем, снаружи при беглом взгляде его можно и не приметить - по крайней мере я трижды проезжал мимо, прежде чем догадался, что это монастырь - и в ограду встроен не монашеский корпус, а жилой дом 1920-х годов:

32.


Над входом - очень милый барельеф с зевающим ангелочком:

33.


И снаружи не вполне очевидно, что монастырь построен вокруг готического Никольского костёла (1494-1502), отличающегося редкой для Литвы ассиметричной формой. В тихом дворе монастыря тёплым вечером красиво и уютно:

34.


Помимо церквей, тут есть и синагоги. Вообще, Ковно с 30-35% еврейского населения хотя и не был Северным Иерусалимом, но синагог тут сохранилось больше... а может, не "хотя", а "поэтому"? Впрочем, все они 19-20 веков, а старейшая и красивейшая синагога Каунаса находилась за Нярисом, в еврейской Слободке, но сгорела ещё в 18 веке. Есть одна действующая в Новом городе - её я покажу в следующей части, а вот в Старом городе и окрестностях несколько бывших синагог нам указал, проходя мимо, vyrud - и самому догадаться, чем были эти здания, не так-то просто (хотя заподозрить можно):

35.


36.


Следующие две стоят уже с внешней стороны Бирштону:

37.


38.


Пройдём за Бирштону и мы - вот так выглядит улица Вильняус с другого конца подземного перехода, запечатлённого на кадре №20. Следующие несколько кварталов до улицы Канта и театрального сквера - такая странная зона взаимопроникновения Старого и Нового городов - по атмосфере это уже скорее Новый город, но во дворах затеряно ещё немало средневекового. Ну а кроме того, это связующее звено и своей архитектурой - тут почти нет ни средневековостей, ни межвоенки, зато лучше всего сохранился губернский Ковно:

39.


В том числе, в сквере между Вильняус и Гертруды - старый Президенсткий дворец, построенный ещё в 1860 году как резиденция губернатора:

40.


В 1920-30-е годы Каунас хотя и был столицей Литвы, но - по конституции - временной, как Тель-Авив в раннем Израиле. Однако постепенно невозможность вернуть Вильнюс становилась всё очевиднее, и размещавшиеся в губернских постройках министерства и органы власти начали постепенно обзаводиться новыми зданиями, которые я покажу в следующей части. Дольше всех не желал принимать эту ситуацию президент Антанас Смятона, в 1938 году таки отдал распоряжение о строительстве нового дворца на Зелёной горе - но до известных событий не прошло и года....

41.


Ныне здесь музей Первой республики, а в сквере - памятники трём её президентам. Важнейший из них - конечно же, Антанас Смятона, в Литве это примерно как Пилсудский в Польше или Ульманис в Латвии: председатель "таутинников" (дословно - националистов), он был одним из лидеров борьбы за независимость (в том числе в Гражданскую войну) и первым президентом Литвы в 1919-20 годах. Затем к власти пришёл относительно молодой (35 лет) демократ Александрас Стульгинскис, руководивший Литвой до 1926 года, следующие выборы выиграл "ляудинник" (левак) Казис Гринюс, и тут видимо у ярого антикоммуниста Смятоны лопнуло терпение... впрочем, был ли сам Смятона инициатором переворота 1926 года, вопрос ещё спорный - непосредственными его организаторами были офицеры-таутинники, однако в результате Гринюс был смещён, Компартия Литвы (к которой последний не имел отношения) запрещена, а четверо её руководителей - расстреляны, и вплоть до 1940 года в Литве установилась если не диктатура, то авторитарный режим - по современным меркам достаточно жёсткий. Как я понимаю, фашистом Смятона, хотя и назывался Вождём Народа, всё-таки не был - скорее, сторонником национального государства. Интересно, что вплоть до 1940 года союзником Литвы был СССР - с Германией отношения осложняли претензии на Клайпедский край, и вдобавок с восточными соседями литовцев сильно сближали отношения с Польшей ("враг моего врага - мой друг"), и есть даже мнение (уж не знаю, сколь обоснованное), что сохрани Сталин независимости Литвы в 1940 году - во Второй Мировой она была бы его союзником. Что же до Смятоны, то ситуация в целом напоминала современные Казахстан и Беларусь - "лидер нации" и слабая раздробленная оппозиция, формально имеющая полномочия для его переизбрания; были и политические репрессии со сроками, но особенно "режим Смятоны" отличился при подавлении крестьянских и рабочих бунтов, вызванных Великой депрессией, для чего использовались даже газовые камеры.  Такое было время - когда конфликты решались танками и бомбардировщиками, играть в демократию среди диктатур было довольно сложно.

42.


Напротив дворца - самая старая и престижная в городе гимназия имени Майрониса (1862, основана в 1843), причём верхний этаж явно надстроен при Первой республике:

43.


И напоследок - ещё несколько осколков Старого города уже фактичесик в Новом городе. В одном из первых дворов Лайсвис-аллеи - маленький готический костёл Святой Гертруды (1502):

44.


Глядящий на здание городского суда. Почему-то среди готических храмов Каунаса больше всего мне запомнилась не Фара Витовта и не Петропавловский кафедраль, а именно эта крошечная обветшалая церквушка.

45.


С обратной стороны - параллельная Лайсвис улица Юозаса Грудаса между консерваторией его имени (явно 1920-30-х годов) и советским зданием, на викимапии отмеченным как школа танцев "Слияние". Дважды мы ходили здесь, и оба раза из открытой машины звучала наипошлейшая русская эстрада 1990-х годов - такой и в России давно не услышишь... Но с этим явлением я сталкивался и в Западной Украине - вряд ли все здешние русские, но явно многие из них так и не сумели принять новую реальность и увязли в остановившемся времени рубежа 1980-90х - одни ненавидят "так называемую нэзалэжность", другие напротив живут мечтами Перестройки и за несбывшиеся надежды день и ночь проклинают Россию, непременно кого-нибудь презирают - либо себя, либо титульный народ, живут обидой и невозвращёнными долгами, и слушают давно забытую на родине попсу. Говорят, подобное наблюдается и на Брайтон-Бич. Печальное и постыдное зрелище.

46.


Левее кадра выше - подворотня, а в ней ни то ещё один ни то склад, ни то паровая мельница начала ХХ века.

47.


На заднем плане кадра выше бывшее губернское правление со шпилем - и ведь мы ходили вдоль него, но я забыл перейти на другую сторону улицы и снять вид оттуда! Вот здесь его фасад - слева, справа же наглядное свидетельство того, что новостройки в исторический центр могут влепить не только у нас:

48.



Ну а настоящая граница Старого города - обломок стены 16 века в Театральном сквере. Вид с Лайсвис-аллеи, на переднем плане памятник самосожженцу Каланте (2004).

49.


В следующей части - про Новый город, столичный ансамбль Первой республики.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

немецкое, дорожное, "Черта оседлости", Каунас, Литва, ВКЛ, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up