Обрезки Дайнавы. Румшишкес - Аукштадварис.

Jun 20, 2013 00:45



Итак, в прошлой части я показал Румшишкес - литовский музей деревянного зодчества, а вернее только лишь его "традиционную" часть, посвящённую непосредственно крестьянскому быту. Однако в тот пост не влезли самые необычные его сектора - Местечко и Юрта, а также берег Каунасского водохранилища, олицетворяющего Балтийское море. Здесь же покажу и одно уже настоящее местечко Аукштадварис (1037 жителей) и расположенную в лесу близ него Чёртову яму - единственные посещённые мной места Дзукии, или Дайнавы.

Литва не была бы Прибалтикой, если бы здесь даже в музее деревянного зодчества не нашлось чего-нибудь, повествующего об оккупации. На опушке леса у сектора Дзукии стоит указатель с надписью "Jurta", тропа от которого приведёт на укромную поляну, уставленную множеством памятников - например вон тот, по центру, является копией знака, поставленного в 1989 году в устье Лены литовской экспедицией, искавшей могилы ГУЛаговских жертв:

2.


В кустах притаилась теплушка 1935 года выпуска, внутри которой небольшой зал памяти. Этот же образ использован в казахстанской Малиновке, куда на таких теплушках людей, наоборот, привозили:

3.


А напротив - и собственно юрта. Правда любому человеку, хоть немного знакомому с сибирской этнографией, конечно очевидно, что никакая это не юрта, ведь юрта - это круглое переносное жилище с каркасом из жердей. Мне сразу пришло в голову название "ураса", но как оказалось, и оно ошибочно: ураса - якутский аналог чума или яранги, то есть много ближе к юрте, чем эта постройка. Лишь дома я вспомнил, что подобное зимнее жилище у сибирских народов называется абсолютно неуместным тут словом "балаган":

4.


Собственно, "балаган" исторически был синонимом "ларька", соответственно и эти жилища сибирских народов напоминали русским землепроходцам жилые ларьки. Сюда же - балок, традиционная уже русская времянка в тайге и тундре. Здесь он олицетворяет быт литовских депортантов... да и ссыльных 19 века, наверное, тоже:

5. Кстати, поляки в Сибири живут, и весьма неплохо.


Отсюда по крутой лестнице можно спуститься к одинокому дому: половину занимает жилая комната, а половину - баня... которая, кстати, ароматно топилась, а мужик внутри встретил нас с таким благодушным видом, будто сам предвкушает попариться. Дом стоит вне секторов, один из ближайших от входа (если не делать крюк через Юрту), и его значения я так и не понял: хутор-однодворка? дом знахаря? дом литовца, обжившегося в Сибири всем смертям назло? Увы, сказывается отсутствие полноценной навигации в Румшишкесе.

6.


А в кустах неподалёку - партизанский схрон, который действительно почти невозможно приметить, если не знаешь точно, что он именно здесь. "А ты за кого, Святой Йозепас - за советов или за литовцев?":

7.


Отсюда, через показанные в прошлой части сектора, мы вышли к Каунасскому водохранилищу. Точнее, мы искали сектор Малой Литвы - самого западного её региона, с 13 века и до 1923 года непрерывно бывшего частью Восточной Пруссии (более того, половину Малой Литвы - Надровию, я уже посещал из Калининграда). Но судя по всему, сектор Малой Литвы тут совсем малененький, хотя в ней и находится действующая корчма. Но увидев указатель на корчму, мы не поняли, что это оно и есть, пошли дальше, и когда поняли ошибку - поленились возвращаться. Итак, вот оно - Балтийское море, вдали виден пролив Эресунн между Данией и Швецией, а понтон на переднем плане видимо олицетворяет знаменитый Г-образный пирс в Паланге... на самом деле, конечно, это всего лишь Неман, а вернее водохранилище Каунасской ГЭС (1955-60):

8.


А вот этот обрывчик здорово напомнил мне детство на Каме, особенно когда мимо пронеслась моторная лодка - неожиданно похожий пейзаж:

9.


Вплотную к музею подходят базы отдыха:

10.


Обратно решили идти по берегу, по дороге встретилась такая вот деревянная часовенка:

11.


А на холме показались кресты деревянной церкви:

12.


Это Местечко - самый молодой и самый колоритный сектор Румшишкеса. Видимо, хозяева музея тоже понимали, что не так много найдётся туристов, готовых бродить целый день по хатам, поэтому в самом центре Румшишкеса построили нечто более цветастое и выделяющееся. Как было и в жизни, местечко - центр жизни для сельской округи. С одного конца - церковь, с другого - ни то почтовая станция, ни то постоялый двор:

13.


В жару площадь казалась совершенно вымершей. Вдали не ратуша, а пожарная каланча:

14.


За порядком следит Святой Флориан - покровитель пожарных и погорельцев, довольно распространённый в литовской глубинке оберег:

14а.


В центре - колодец, а церковь явно "с иголочки", и как сообщил мне laiptas, её прототипом были две утраченные церкви из местечек Шаукена (ворота) и Саснава (1815, отличалась необычной трёхлепестковой ассиметричной планировкой) в Жемайтии. Я спрашивал смотрительниц, нет ли тут синагоги - ведь последние в Литве тоже строились из дерева и имели свой узнаваемый облик, а ценнейшие из них не пережили ХХ века. Да и 21-й переживут не все: городке Пакруойис, например, недавно сгорела старейшая в Европе (да и пожалуй в мире) деревянная синагога (1801). Какая-то из них, вероятно, скоро "воскреснет" в музее.

15.


В принципе я видел в Литве, Беларуси и Украине много подобных местечек, и действительно в большинстве своём они представляют собой лишь широкую площадь с ключевыми зданиями, за которой начинается частный сектор и советская застройка. Здесь за площадью начинаются луга:

16.


Почти в каждом здании - музей или мастерская. Например, вон в том квадратном жёлтом домике экспозиция, посвящённая хлебу, а вернее литовскому земледелию:

17.


Не зря большую двуручную косу в России называют "литовкой"! Более того, косы были и основным оружием восстававших крестьян:

18.


Здесь же - интерьер комнаты местечковых людей:

19.


К постоялому двору пристроен сзади огромный сарай, а в нём - целая коллекция разных повозок:

20.


21.


Книжная лавка была закрыта, возможно потому, что в ней продают настоящие книги, а вот чисто музейная винная лавка - нараспашку:

22.


По соседству, на углу - и действующая чайная. Там я сильно пожалел, что мы не зашли в корчму - ничего сытного, блины оказались невкусными, а пряники - чёрствыми. Чуть-чуть скрасила обстановку лишь старинная реклама каунасского пива на стене, подозрительно похожая на "Велькопоповицкого Козла":

22а.


На другой стороне площади - невзрачный с виду серый амбар, в котором находится сразу несколько мастерских. Первая и самая экзотическая - янтарная. О янтаре я уже писал в калининградском контексте, но Литва также воспринимает "солнечный камень" своим брэндом.

23.


Рабочее место янтарщика. Сам мастер тут тоже был, но встретил меня насупленно и предпочёл не попадать в кадр:

24.


В соседней мастерской работал резчик по дереву:

25.


26.


Девушка, плетущая корзины, посмотрела на меня так, что мне даже совестно сделалось, что я ничего не покупаю:

27.


А мастера вышивки на месте не оказалось:

28.


В общем, приятное Местечко. Отсюда мы вернулись сектор в Дзукии и далее другой другой к выходу:

29.


Павильон у ворот изнутри ещё и ассиметричен:

30.


И в целом, я считаю, Румшишкес хорош своей достоверностью, ландшафтностью и масштабом, но ему не хватает двух вещей: более детальной навигации (хотя бы карты каждого сектора с подписанными постройками) и деревянных церквей - ведь именно церковь всегда служила доминантой села, его витриной и опознавательным знаком, а концепция реплик (а не переносов) сильно расширяет горизонты - ведь наверняка среди утраченных за ХХ век памятников литовского деревянного зодчества были и особенно ценные? Кроме того, я уже давно мечтаю, чтобы хоть в одном (!) музее деревянного зодчества появился сектор татарского деревянного зодчества! Но увы, ни литовские, ни волго-уральские татары пока такой чести не удостоены.
А вообще, в Румшишкесе всё-таки не одна, а две деревянные церкви. Только вторая не в музее, а в самом селе - костёл Михаила Архангела (1860) близ кладбища (от выхода из музея направо, а через полкилометра ещё раз направо).

31.


Рядом ещё и вспомогательная часовенка. Это тоже неофициальные экспонаты, "бонус" для самых въедливых:

32.


Аукштадварис и Чёртова Яма

В этом же посте, по остаточному принципу, покажу и ещё кое-что - просто оттуда я отобрал всего 12 кадров, что никак не тянет на отдельный пост. Из Тракая в Каунас мы ехали не по трассе, а через маленький городок Аукштадварис (Верходворье), в лесу рядом с которым интересная природная достопримечательность - Чёртова яма. За Тракаем начинаются глухие леса Дайнавы:

33.


К Дайнаве я ошибочно относил и Вильнюс, Тракай и Каунас, но как поправил меня asaran, это всё-таки ещё Аукштайтия, поэтому моя характеристика Дайнавы как древнего сердца Литвы - неверна... хотя она действительно рядом, ведь с одной стороны столицы Литвы, а с другой - Гродно и Чёрная Русь. С 19 века Дайнава известна также как Дзукия (от местного "дзекающего" говора), а в Европе - как Судавия, так и непокорённая крестоносцами часть Пруссии. Собственно, тут и жили ятвяги, чей язык относился к западно-балтской ветви, то есть к пруссам они были ближе, чем к литовцам, но с уничтожением Пруссии постепенно растворились в литовском, польском и белорусском народах. Крупнейший город Дзукии - Алитус, от которого впрочем война оставила мало что, а самый известный - бальнеологический курорт Друскининкай.

34.


Но в итоге Дайнаву я почти не видел - мы лишь скользнули по её краю. Там есть ещё сёла литовских татар, пара деревень русских староверов, много красивых собственно литовских сёл и городков с церквями и костёлами (как Судерве, Езнас, Пивашюнай, Круонис, Кальвияй), зачастую необычными для Литвы, и - наследство уже 1990-х - многочисленные вокзалы без рельсов на разобранной линии Каунас-Гродно (в том числе в Алитусе и Друскининкае).

35.


Но вот и Аукштадварис - характерный представитель этих типично литовских сверхмалых городов: здесь живёт чуть более тысячи человек, а главная улица видна если не от края до края, то более чем на половину своей длины. Видно, что живут тут небогато - но уютно:

36.


Над городом господствует Преображенский костёл (1913) - как и большая часть старых домов, деревянный:

37.


38.


Крест во дворе не резной, но с потрясающе круглым валуном:

39.


А прямо с костёльного двора открывается вот такой вид. Эти сверхмалые городки - идеальное место для тех, кому хочется в жизни только покоя:

40.


Ещё здесь есть православная церковь - типичная для 19 века "муравьёвка", который мы даже поленились подъезжать. Оказалось - зря: как пояснил в комментах hurdahurda, это бывшие доминиканский монастырь и костел (1629-1667). Их построил Ян Альфонс Ляский - потомок московского воеводы Ивана Васильевича Ляцкого. Ведь в 1534 году, когда Ляцкий перебежал в Литву, король Сигисмунд подарил ему и его потомкам Аукштадварис (Высокий Двор). Ляцкие потом перешли в католичество, один из них - Теодор,был ротмистром и отличился в битве с шведами при Саласпилсе (Кирхгольме). К стати - тот самый Иван Ляцкий был и наместником Мядининкай (с 1546). Костел в 1843 году был превращен в церковь. Стены XVII и детали XIX веков, в общем - облик церкви, очень хорошо видны. Ещё в Аукштадварисе есть городище (Навинпилис)- там при раскопках нашли наконечников от гуннских стрел - как бы и аргумент, что гунны и до этих мест дошли. В XIV-XV веках здесь была деревянный замок, который принадлежал великим князям, думается, что усадьба Ляцких тоже была здесь. И ещё в Аукштадварисе есть Гора Виселиц - по приданию там вешали повстанцев 1863 года. Гору Вы проехали, потому что она у дороги, возле кладбища, но наверно пропустили...

Что же касается Чёртовой ямы, то на главной улице у пятиэтажек надо повернуть наверх, и через километр слева будет указатель. Далее ещё 4 километра по грунтовке через сосновый бор, мимо вырубок и ползущих навстречу лесовозов, и... даже в таком глухом месте литовцы не забыли поставить стенд, стол, туалет и проложить тропу. На стенде - профиль Чёртовой ямы:

41.


А вот и она сама, чуть дальше - и ведь действительно, чёрт разберёт: глубокая, с почти отвесными стенами и идеально плоским дном. Её происхождение до сих пор не известно - от карстовой воронки до метеоритного кратера, и это не считая всякой конспирологии. Для обычной карстовой воронки - слишком большая, для метеоритного кратера - форма не та, и ведь образовалась не так уж давно, с такими-то крутыми склонами. Геолог uchazdneg считает, что это всё-таки карстовая воронка - просто аномально огромная:

42.


Непосредственно по дну ямы походить не удастся - болото. А со дна вид ещё эффектнее:

43.


Ну и в завершение всей это сборной солянки ещё и ГРЭС (1960-72) близ городка Электренай, на дороге из Аукштадвариса к трассе Вильнюс-Каунас.

44.


45.


Литва вообще достаточно индустриальна, что не вполне очевидно. Вот даже в заповедном Кедайняе на окраине огромный химзавод. Про Кедайняй, который я бы назвал самым интересным в Литве малым городом - следующая часть.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и городской колорит.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Рамибес, вокзал, Шанцы.
Алексотас и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

невольничье, природа, скансен, дорожное, "Черта оседлости", Литва, ВКЛ, "Балтийские ветры", литовцы, Румшишкес, этнография, деревянное

Previous post Next post
Up