Нида. Столица Куршской косы.

Jun 30, 2013 14:09



У Куршской косы, литовскую половину которой я показал в прошлой части, а российскую - ещё зимой, есть и своя столица: посёлок Нида (1,1 тыс. жителей) практически в самой её середине в нескольких километрах от погранперехода. Тихое, красивое и солнечное место между заливом и морем, песками и сосновым лесом - ничего подобного Ниде я не видел не только в Калининградской области, но и в самой Литве, курортная Паланга не выдерживает с ней никакого сравнения. Но Нида не только курорт - это ещё и центр исчезнувшего народа куршей, или курсениеков, коренных обитателей Косы, чей колорит был здесь очень аккуратно сохранён.

...После дюны Пелькёшёс, которой я закончили прошлую часть, до Ниды ехали без остановок. Где-то за деревьями остались мыс Жиргу со старым маяком (1900), посёлок Прейла с не менее старой школой, в 1846 году переехавшей из погребённой песками деревни, сосны, стоянки, повороты к заливу и морю. Дорога в приграничной части косы неожиданно разбитая - честно скажу, на калининградской половине асфальт лучше. Нида являет собой тот любимый калининградцами "разительный контраст" с окружающей местностью и когда к ней подъезжаешь с севера.

2.


Но первое, что бросается в глаза при въезде сюда - это даже не чистота и уют, а совершенно самобытная архитектура. "Куршский стиль" не спутаешь ни с чем, и подражания ему встречаются в последнее время по всей Литве. Дело в том, что на косе жили не немцы и не литовцы, а собственный народ курсениеки, наиболее близкие к латышам. Последние консолидировались лишь в 16 веке из балтских куршей, латгалов, земгалов, селов и угрофинских ливов, но ещё раньше среди живших ближе всего куршей нашлось немало тех, кто бежал от господ-немцев в гиблые леса на Косе, где прежде не прижились ни литовцы, ни тевтонцы, ни викинги, а эти - как-то сумели. Курсениекский язык же сохранил много собственно куршских слов, не попавших в латышский..

3.


В изоляции от "своих" курсениеки вообще сохранили много архаичного - например, местная резьба по дереву, в первую очередь украшения фронтонов этих домов:

4.


Ещё большей самобытности курсениекам добавила Песчаная катастрофа 18-19 веков. Они оказались один на один с бесплодными ползучими песками, погребавшими деревни - скажем, известная с 1429 года Нида на нынешнем месте с 1787-го. Но более того - в голом песке ничего не растёт! Курсениеки в принципе были народом рыбаков, но в те времена появились ещё и крайбитеры - ловцы ворон. Техника была проста: крайбитер закапывал в песок сеть с приманкой, сам прятался в шалаше, и когда на приманку садились вороны - дёргал за верёвку и ловил их этой сетью. Традиционно ворон убивали укусом в шею (!), после чего полоскали рот шнапсом, а дома пойманных птиц солили в бочках, как селёдку. Вот честно: приготовленную лягушку я съесть мог бы, а ворону - нет.

5.


Самобытность курсениеков начала теряться уже в 19 веке, с озеленением косы и развитием прусских курортов. Солёных ворон стали подавать в лучших ресторанах Кёнигсберга под названием "голубь косы". В южной части курсениеки уже к началу ХХ века забыли родной язык и культуру, да и фашисты национальному разнообразию явно не благоприятствовали - именно поэтому литовская часть косы богаче на этнографические памятники. Окончательно курсениеки исчезли в 1945 году - покинув Пруссию вместе с немцами, крошечный народ растворился среди них без остатка.

6


Но всё же материальных памятников курсениеки оставили достаточно, и в "куршском стиле" Нида застраивалась и после их исхода. Эти мотивы тут всюду - хоть администрация:

7.


Хоть сувенирные киоски:

8.


Хоть автовокзал:

9.


Во многих местах стоят цветастые флюгеры - они служили для курсениекских рыбаков ориентиром и опознавательным знаком: каждая деревня имела свой символ.

10.


Припарковавшись на главной площади, первым делом мы зашли в туринфоцентр, получив там карту и расписание клайпедских паромов - вот такие моменты в Литве действительно вызывают зависть... До поездки мне много говорили о том, что в Ниде можно отведать самых экзотических деликатесов курсениекской кухни - вроде уже упомянутых ворон или алкогольной настойки на янтаре (!), но в турцентре нас разочаровали: "пока об этом остаётся лишь мечтать". Возможно, что-то такое тут и правда есть - но не поставленное на поток. Традиционная литовская кухня с отдельными куршскими вкраплениями (типа камбалы под сметанно-луковым соусом) тут тоже представлена. Пообедали мы в крошечной кафешке в конце вон той улицы - и еда там была едва ли не самой вкусной за всю поездку.

11.


На этой же улице небольшой музейчик рыбацкого быта, но после аналогичного музея в Копгалисе я тут не увидел ничего нового, и вдобавок здесь нельзя фотографировать (парадокс, но в Литве довольно частый случай!):

12.


Всё-таки заснял резные украшения домов и макет лодки-куренаса:

13.


Во дворе музея - снова лодки, слева куренас без мачты. На заднем плане ещё один ресторан под камышовой крышей:

14.


Улочка вывела нас на причал. В крайнем доме справа (или соседним с ним за краем кадра) папа отдыхал одно лето ещё в детстве. В принципе основным его местом детства в Литве был Зарасай - последний пункт путешествия, но и Нида сразу заставила многое вспомнить.

15.


С причала хорошо видна дюна Паранидис и далёкий мыс Грабст на границе:

16.


Он же зимой, с обратной стороны:

17.


Паранидис (Занидская дюна) - "литовская Сахара", одна из трёх крупных дюн на литовской части косы высотой 52 метра.. Издалека вид у неё грозный. Помимо Сахары, есть там и своя Долина Смерти - так называется распадок, где в 1871-72 годах стоял лагерь французских военнопленных, занимавшихся озеленением песков - говорят, выжили из них немногие. На Паранидис я не ходил - мне хватило и Пелькёшёса, зато прошлой осенью там побывал periskop - вот его репортаж. За Паранидисом - дюна Парапланеристов, где в 1930-39 годах находился один из первых в Германии лагерь любителей этого спорта. Ходить по дюнам за пределами дорожек официально нельзя - но как видите, следы ведут в пески Аравии есть и на песчаной целине:

18.


Вот такой когда-то была вся коса. Тут и правда научишься питаться воронами...

19.


А залив, кстати, хотя и выглядит заманчиво, к купанию не слишком располагает - вода цветёт и неприятно пахнет. Но Нида стоит ещё и в самом узком месте литовской части косы (которая в принципе сужается отсюда к югу), и до моря отсюда пешком минут 15... но мы уже не ходили. Далее - просто  отдельные нидские зарисовки. Без людей - люди здесь как везде, курсениекский колорит остался только в архитектуре и дизайне.
Миниатюрная метеостанция, вроде бы очень старая. На российской части косы, соответственно, есть старейшая в мире орнитологическая станция (1901).

20.


Одно из немногих капитальных зданий - школа, резьба на ней скорее общепрусская, чем куршская:

21.


Многочисленные памятники - скажем, литовскому барду Витовту Кернагису-Бенасу:

22.


Это, видимо, просто для красоты:

23.


Тут, кажется, какой-то салон или мастерская:

24.


Кому эта доска - также не помню. Одна из главных достопримечательностей Ниды - это дом-музей Томаса Манна, который писатель снимал на лето в 1930-32 годах. Но я Манна не читал, экспонаты бы мне вряд ли что-то открыли, внешне это обычный курсениекский сине-красный домик... в общем, мы туда ехать поленились.

25.


Ещё один странный, почти монгольский символ, попадавшийся мне в нескольких местах - интересно, что он означает?

26.


А в основном Нида выглядит так:

27.


На лесистой дюне видна и местная кирха (1888):

28.


Для своих времён почти типовая - но как смотрится среди этих витых сосен!

29.


30.


У церкви - кладбище, а на кладбище ещё один местный архаизм - кришкты, резные надгробия, лишь очень отдалённо похожие на кресты:

31.


Впервые крикшты были описаны ещё в 16 веке в Жемайтии, то есть вероятно эта традиция имеет языческие корни. Дальше их ареал неуклонно сжимался - к началу ХХ века они встречались только в Мемельланде, а до середины ХХ века эта традиция дожила лишь на Куршской косе. Вроде бы тут сохранилось несколько таких кладбищ - и более нигде.

32.


Отличия крикшт от крестов - не только форма: во-первых, они ставились в ногах умершему, и их древко обязательно должно была достигать дна могилы - считалось, что в Судный день покойник ухватится за него и выйдет на Божий суд. Женщин хоронили под липовыми, осиновыми и еловыми крикштами, мужчин - под дубовыми, ясеневыми и берёзовыми. В прошлом резьба крикшт была намного богаче и вычурнее. Нидские крикшты, судя по фотография, ещё недавно были замшелыми и смотрелись куда арахичнее, но недавно их зачем-то почистили.

33.

:

Говорят, погребение - одно из фундаментальных отличий человека от животных. А облик кладбищ - одно из самых наглядных отличий между народами...

34.


Крикшт, крест, сосны и залив:

35.


А крикштам вторят резные украшения домов. Чудесное всё-таки место!

36.


Напоследок - несколько кадров из "новой" Ниды выше её главной площади. Она очаровательна даже в нетуристической части:

37.


Очень понравились четырёхэтажки-"ёлочки". Эх, почему такие нельзя было строить и в других местах?

38.


На горке - один из самых необычных современных храмов, что я видел. Деревянный костёл под камышовой крышей - апофеоз литовского этно-тека:

39.


Внутри:

40.


И этот костёл помог мне окончательно понять, в чём главное обаяние Ниды. Да это же что-то вроде микроскопических столиц микроскопических государств на райских островах Полинезии! Какой-нибудь Тувалу, Токелау, Фиджи или Таити. Тропически яркое солнце, пространство лазурной воды, камышовые крыши, управа и церковь в простодушно-этническом стиле и даже сосны легко представить пальмами. Благодаря этим ассоцияим Нида - эталонный райский уголок.

41.


На этом закончим с Куршской косой и вообще с Мемельландом. Дальше наш путь лежит через уже показанные Палангу и Кретингу в совсем другую Литву - сумрачную языческую Жемайтию.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд) и балтийское взморье.
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне. Самый маленький город бывшего СССР.
Шилуте и Русне. Глубинка Мемельланда.
Закат в Паланге. Выход к морю.
Паланга и Кретинга. Города и усадьбы.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса. Неринга.
Куршская коса. Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

немецкое, природа, Пруссия, дорожное, Литва, Куршская коса, малые народы Прибалтики, рыбацкое, этнография, деревянное, курортное

Previous post Next post
Up