Спираль обучения

Mar 11, 2019 00:53


«Спираль обучения» Митчела Резника - пожалуй, лучшее из того, что я на данный момент читал на тему образования. Поэтому сразу и не стесняясь дам прямую и бескорыстную ссылку на переводной вариант от МИФа - перевод хороший, и электронная книжка стоила каждого потраченного рубля (и даже больше).

Во-первых, спасибо автору за взвешенный и ( Read more... )

рецензии, книги, образование, ссылки

Leave a comment

dimka_vn March 11 2019, 02:44:27 UTC
1) Вообрази ( ... )

Reply

vad_a March 11 2019, 12:45:31 UTC
Думать там предлагается и на 1м месте тоже. Но не слишком глубоко - иначе закопаешься в детали. Во всяком случае, автор отстаивает прототипное проектирование, когда сначала "воображаем" общие требования, строим прототип, получаем опыт его использования (свой и чужой) и пытаемся осмыслить, что в нём подкрутить. Такой себе Agile ( ... )

Reply

dimka_vn March 11 2019, 15:42:58 UTC
Я согласен, что в детском коллективе присутствует модератор-воспитатель, который гасит инстинктивные порывы и показывает, как взаимодействовать конструктивно и культурно. Но тем самым искусственно благоприятная и толерантная среда лишает детей опыта действий в среде неблагоприятной и нетолерантной ( ... )

Reply

vad_a March 12 2019, 00:41:14 UTC
С модерацией и толерантностью вопрос ещё такой: там конкретный случай был реально, похоже, табу-табу для современной Америки: какие-то детишки из религиозной общины сделали проект на тему порицания ЛГБТ. Подозреваю, контент выпилили раньше всяких размышлений о педагогике - чтобы самим под раздачу не попасть. Но тем не менее, у автора этот случай, похоже, остался неотрефлексированным - во всяком случае, никаких других выводов, кроме надобности модерировать, он в книге не озвучил ( ... )

Reply

dimka_vn March 12 2019, 01:08:27 UTC
По поводу "бесконфликтность - норма" нужны очень большие оговорки. Есть конфликт как структура ситуации: противоречие интересов, желаний, намерений, отношений, взглядов, вкусов и т.д. А есть личное переживание и эмоциональная реакция на конфликт. Так вот регулированию подвергается второе: не стоит истерить, повышать тон и громкость речи, махать руками, делать угрожающие и просто резкие движения, метать молнии взглядом и т.п. А конфликтовать как раз никто не запрещает, даже наоборот - культура индивидуалистическая: каждый имеет право на позицию. В этом смысле американцы более выдрессированы и окультурены в части навыков корректного выражения себя без вреда для окружающих (ну кроме маргиналов). Не стремятся манипулировать ближним любой ценой, потому что может прилететь судебная ответка, а в суде уже такие методы воздействия не прокатят ( ... )

Reply

vad_a March 12 2019, 01:30:58 UTC
Ну так да, разные дети с разными интересами, что как раз делает их исследовательскую деятельность весьма многогранной - а значит, и границы опыта куда шире, особенно если воспитатель на всё это чутко отзывается. Тут вот у нас в саду этой зимой опытным путём выяснили, например, что поесть из птичьей кормушки может быть не самой лучшей идеей Ж)

Reply

dimka_vn March 12 2019, 01:40:29 UTC
Можно ещё сырые поганки найти в укромном месте и тоже пожевать. В моё время таким развлекались :)

Reply

vad_a March 12 2019, 01:10:49 UTC
>"В итоге детский сад, призванный быть учреждением для всеохватного воспитания, превращается в узкопрофильные курсы обучения креативности. Да, детям там может быть очень интересно, и постоянная занятость, но формируемый у них опыт оказывается каким-то однобоким и потому нежизненным ( ... )

Reply

dimka_vn March 12 2019, 01:38:21 UTC
Ну так я не понимаю постановки "образовательной задачи". Или, другими словами, не верю, что креативность - это панацея.

Я как раз и пытаюсь выудить некую жизненную философию, годную к применению, начиная с детсада, через аспирантуру до крематория. Стоицизм понимаю (и там тоже есть принципы), а креативизм не понимаю :)

Нет, я не сторонник детсада как подготовки к школе, но креативность - это тоже форма "подготовки к жизни" по смыслу, и поэтому при различии в формах содержательной разницы не наблюдаю. Нет альтернативного критерия и какой-то внешней независимой критической позиции, чтобы рассматривать обе альтернативы с каких-то единых принципов. Попытка нащупать такую позицию пока у меня не получается.

Reply

vad_a March 12 2019, 12:31:48 UTC
Так в основе как раз продвигаемый тобой тезис, что всё меняется, и надо уметь меняться вслед за реальностью. Не впадать в ступор при виде незнакомого, а, там, сохранив природное любопытство, потыкать в него и посмотреть, каким боком его к себе (и, неизбежно, себя к нему) с пользой приспособить ( ... )

Reply

dimka_vn March 12 2019, 13:57:45 UTC
Моё полуубеждение заключается в том, что желание человека тыкать палочкой и любопытствовать зависит не от воспитания, а от особенностей его психики. И если допускать существование психологических типов, то как раз половина из них (в частносты ты и я) имеют склонность к природному любопытству, которое не в силах отбить никакая школа. А другая половина этих типов такой склонности не имеет и склонна к этакой бытовой консервативности по принципу "лучшее - враг хорошего", и тоже никакая школа не в силах их в этом изменить ( ... )

Reply

vad_a March 12 2019, 20:22:02 UTC
> "Т.е. всё равно дети будут делиться на более активно участвующих и менее активно участвующих ( ... )

Reply

dimka_vn March 12 2019, 21:53:11 UTC
В свои школьные годы несколько раз попадал в ситуацию, когда некий педагог или иного рода массовик-затейник начинает организовывать культурное или игровое мероприятие и сталкивается с полным и всеобщим равнодушием детей к его предложениям - жалкое зрелище. Интересно, как бы автор повёл себя в подобной ситуации. Вариант "у вас дети неправильные" не предлагать ( ... )

Reply

vad_a March 13 2019, 12:22:59 UTC
> "Интересно, как бы автор повёл себя в подобной ситуации ( ... )

Reply

dimka_vn March 13 2019, 13:19:38 UTC
"Проект из года в год" у меня ассоциируется с лабораторными работами. :) Правда, их сохранность в веках обусловлена не их вдохновляющей удачностью, а ленью преподавателя придумать новые ( ... )

Reply

vad_a March 13 2019, 21:18:57 UTC
>"Проект из года в год" у меня ассоциируется с лабораторными работами ( ... )

Reply


Leave a comment

Up