Спираль обучения

Mar 11, 2019 00:53


«Спираль обучения» Митчела Резника - пожалуй, лучшее из того, что я на данный момент читал на тему образования. Поэтому сразу и не стесняясь дам прямую и бескорыстную ссылку на переводной вариант от МИФа - перевод хороший, и электронная книжка стоила каждого потраченного рубля (и даже больше).

Во-первых, спасибо автору за взвешенный и аргументированный подход. При том, что он продвигает свои ценности и взгляды, это не какая-то огульная пропаганда, как бывает, а подробный разговор на тему, где автор предвосхищал практически каждый вопрос и каждое сомнение читателя (меня), и где-то ему удалось меня убедить, причём, не словами, а демонстрацией, как оно на практике работает и масштабируется, - а где-то он и сам разделил со мной эти сомнения.

Во-вторых, это книга, основывающаяся на тонне опыта от многолетнего проекта по развитию крупной сети детских развивающих центров - так что это не просто чьи-то умствования. Здесь идеи целой плеяды педагогов и психологов, встречаются с визионерством Сеймура Пейперта относительно места информационных технологий в образовании. В принципе, для представления о деятельности автора достаточно статьи в википедии, а слова Logo, Lego Mindstorms и Scratch и так многим могут быть неплохо знакомы.



В-третьих (вытекающее из во-вторых), в этой книге в первый раз на моей памяти концепция «программирование - это вторая грамотность» прозвучала весомо, а не в качестве словечка из жаргона технофетишистов. Обычно в этом тезисе программирование (как и грамотность) в устах говорящего выходит самоцелью, подчиняясь логике: «у нас письменные источники - значит, надо уметь читать и писать; у нас кругом компьютеры - значит, каждый образованный человек должен уметь их программировать». Только вот это никогда меня не убеждало и смотрелось как попытка всех привести к тому, что видится нормальным какому-то гику. А тут я впервые согласился с тезисом, потому что программирование оказалось не одним из hard skills, а вполне себе soft skill, где собственно компьютеры остаются в стороне, служа лишь инструментом. Если «первую» грамотность понимать как способность воспринимать чужие мысли и грамотно излагать свои, то программирование как «вторая» - это способность «преодолевать сложность», оперировать сложными моделями в условиях неопределённости требований и возможностей, организовывать проектную деятельность. Вот в таком разрезе я наконец склонен согласиться с утверждением. Но это означает, что программированию-то у нас почти и не учат. Код писать учат, а программировать - разве что чуть-чуть, если повезёт с учителем. Чаще самотёком.

В четвёртых, в книге аргументированно разбираются как проблемы классического «дидактического» подхода, так и когнитивная слепота тех, кто суть современного подхода видит в автоматизации и геймификации. Например, вот это (42 sсhool) под лучами аргументов данной книги смотрится уже довольно сомнительно, в самой книге приводится и критикуется другой похожий пример, - сходу можно отметить (вероятное) самоустранение преподавателей, нарративность в противовес свободе действий, жёсткие сроки, ориентацию на результат и, главное, ориентацию только на «паттернистов» - тех, кому квест в радость, - то есть, изначально легче обучающихся программированию.

Наконец, по прочтении формируется цельный образ системы образования, и этот образ уже прошёл определённую проверку практикой. Да, есть закавыка с тем, что свободная проектная деятельность может приводить к фрагментации знаний - в противовес классическому «системному образованию». И просчитать, насколько это будет мешать по жизни, не получается. Но признание автором этой проблемы, и стремление его к поиску сбалансированных решений, прибавляет уверенности, что как-то удастся и это преодолеть.

В целом, от книги не стоит ждать больших откровений - многое из того, что там есть, довольно понятно, - во всяком случае, для меня там новых идей было немного. Для меня самая большая польза - это артикуляция тех идей, которые вертелись где-то в недооформленном состоянии, на уровне интуиции на задворках сознания, или в форме грубых набросков и тезисов. Так, например, смутное ощущение того, что именно нечисто с геймификацией, оформилось во что-то большее: автор сумел предложить те критерии, которые интуитивно чувствовались верными, но оставались недовысказанными. Спасибо ему за это, и за шикарную иллюстрацию про два слова для понятия игры в датском языке.

Единственный серьёзный дисбаланс в книге - это интервью с детьми, призванные дать и детям высказаться о том, как для них работает предлагаемый автором подход. Практически все интервьюируемые - девочки. Спишем это на стремление автора уравновесить существующую асимметрию, из-за которой технологии всё ещё считаются чем-то почти исключительно мужским. А речь ведь как раз о том, что технологии просто открывают удивительные новые возможности, и место их далеко не в центре, они просто помогают реализовать себя и обучаться творить и созидать.

рецензии, книги, образование, ссылки

Previous post Next post
Up