Спираль обучения

Mar 11, 2019 00:53


«Спираль обучения» Митчела Резника - пожалуй, лучшее из того, что я на данный момент читал на тему образования. Поэтому сразу и не стесняясь дам прямую и бескорыстную ссылку на переводной вариант от МИФа - перевод хороший, и электронная книжка стоила каждого потраченного рубля (и даже больше).

Во-первых, спасибо автору за взвешенный и ( Read more... )

рецензии, книги, образование, ссылки

Leave a comment

dimka_vn March 11 2019, 02:44:27 UTC
1) Вообрази
2) Сделай
3) Испытай
4) Поделись
5) Обдумай

Интересно, что думать предлагается в самую последнюю очередь. Да, для креативности вредно слишком много думать заранее. Но тем не менее, здесь есть пропаганда и "метода тыка" и выноса в публичное обсуждение сырых проектов. Я бы охарактеризовал этот подход, как типично экстравертный. Интроверты так не делают.

Буквально сегодня я послушал выступление дедушки, который слепой и глухой одновременно - из тех самых знаменитых советских интернатовцев Ильенкова. Хоть и на ощупь, тем не менее он получил хорошее университетское образование и даже сносно говорит. Так вот, на что я обратил внимание: дедушка сам признался, что главной ценностью считает своё воображение и мир фантазий, поскольку иного рода сенсорные удовольствия ему малодоступны. И в его системе ценностей, допустим, идеи Гегеля и Маркса насчёт гуманизма и обустройства жизни человечества, а равно всякого рода космизм стоят выше и вызывают сильный эмоциональный отклик, нежели отклик на сплетни бомонда, политические дрязги и разного рода шоу из лент новостей. Для себя он, безусловно, прав в выборе того, что скучно, а что занимательно в качестве "информационной жвачки". Но при этом он выпадает из общества, поскольку у него мало пересечений интересов с окружающими людьми. И, скажем так, его сугубо умственные идеи насчёт общественного устройства не блещут ни оригинальностью, ни жизненностью. Он хорошо образованный начётник, но мысль его скована нехваткой личного опыта - с этим ничего не поделать.

Это я к чему: такой особый дедушка выпадает из схемы, поскольку ограничен по пунктам 2-4. Понятно, что таких мало и для выстраивания системы образования ими можно пренебречь. Тем не менее, один этот факт исключения из правила сразу наводит на подозрение, что и эта схема наряду с прочими представляет собой интеллектуальный и даже идеологический конструкт на тему, что такое хорошо и что такое плохо, и тем самым любого ребёнка вгоняет в рамки этой спирали и даже гонки по спирали. Я отнюдь не уверен, что все дети будут хорошо на это реагировать, и эта схема ни у кого не вызовет внутреннего конфликта с собственным "я" и невротизацию. И я не уверен, что постоянная карусель с выдумыванием игр в дружеской компании как непрерывное занятие на всю жизнь сможет удовлетворить потребность в самореализации. Чем-то это напоминает "белку в колесе", а чем-то - "дивный мир" Хаксли.

Какова структура ситуации. Прямо с самого начала автор пишет, что обсуждал с китайцем, как бы китайцам сконструировать целое поколение молодёжи, обладающее иными качествами. Т.е. это всё та же старая схема tabula rasa, где учитель (или министр образования) - субъект, а дети - объект, и субъект единолично решает, каким быть объекту. У меня такая ситуация вызывает внутренний протест. И поэтому вся технология, как сделать вашего ребёнка креативным, как нечто, покупаемое родителями, находится в прямом противоречии с заявленным содержанием в части саморазвития в игре и т.п. Буквально утверждается, что линейный шаблон из 5 пунктов достаточно универсален, чтобы развивать креативность, самостоятельность мышления. Не странно ли?

Reply

vad_a March 11 2019, 12:45:31 UTC
Думать там предлагается и на 1м месте тоже. Но не слишком глубоко - иначе закопаешься в детали. Во всяком случае, автор отстаивает прототипное проектирование, когда сначала "воображаем" общие требования, строим прототип, получаем опыт его использования (свой и чужой) и пытаемся осмыслить, что в нём подкрутить. Такой себе Agile.
При этом автор не навязывает то, сколько времени тратится на каждом из шагов, он просто призывает обеспечить цикл. Единственное, он предостерегает от залипания на первом-втором шаге: там приводятся всякие примеры в духе "marshmallow challenge" - кто лучше строит башню из макарон и зефирок, школьники (которые сразу собирают конструкцию, а потом её подправляют) или студенты (которые долго теоретизируют над стратегией, которая потом всё равно часто не срабатывает как надо).

Вынос на публику вещь тоже не так чтобы обязательная - речь более о том, как создать благоприятную среду с конструктивной критикой, в которой даже интроверт не будет бояться показать своё и попросить совета. Т.е., главное, чтобы все шаги находили обеспечение. А уж как там дети захотят ими пользоваться - дело каждого. Он утверждает, что если создана комфортная среда, то в целом дети ей пользуются и мотивированы создавать больше и лучше.

Что касается гонки по спирали - там вопрос временных рамок специально оговаривается. Приводится пример, когда две группы детей строили из Лего парк развлечений, и одна группа - "гиков" - строила карусель, быстро сделав основной механизм и развлекаясь улучшалками в него - а другой сначала понадобилось создать антураж, "историю", построив пол-парка статических структур, чтобы стало наконец интересно встроить туда карусель. Если бы их ограничили по времени, заставляя решать конкретную задачу "по спирали", то у первых было что показать почти сразу, а вторые выглядели бы неудачниками. Но каждый как раз работал в удобном ритме, занимаясь тем, что интереснее.
Собственно, там и постулируется как одна из ключевых ценностей - заниматься тем, к чему есть "вторая П" - passion (в переводе - "пылкая увлечённость"), а задача координатора - подпитывать фантазию, служить "справочником" и способствовать обмену опытом между детьми, если для них это, опять же, представляет интерес.

Что касается китайцев, то у них всё такое, но шаблон здесь как раз не работает, работает система ценностей (там кроме этих 5 пунктов, есть по 10 основных советов каждому из участников процесса - детям, родителям и координаторам), сфокусированная на сохранении и развитии креативности. Разумеется, это всё упирается в определённый прогноз о том, каким будет будущее (с опорой на то, какие новые проблемы появляются уже в настоящем, и их экстраполяцией).

Опять же, мне здесь приятен баланс: с одной стороны, автор всё же немало старается над тем, чтобы сделать такое образование менее "инвазивным", предоставляя детям следовать своим интересам, - а с другой, он признаёт, что такого не бывает, чтобы дети "сами всему научились", и что всё равно будет какая-то модерация и координация процесса. Тут, правда, я бы поспорил о средствах, которые он употребляет - так, он считает себя вправе модерировать проявления нетолерантности в Scratch-сообществе - мне это не понравилось, есть ведь и другие способы, опять же менее инвазивные, обеспечить взаимопонимание - вместо откровенно репрессивных методов. Но в целом сдержанность тут, по-моему, побеждает, и попытка найти золотую середину мне, в основном, импонирует.

Reply

dimka_vn March 11 2019, 15:42:58 UTC
Я согласен, что в детском коллективе присутствует модератор-воспитатель, который гасит инстинктивные порывы и показывает, как взаимодействовать конструктивно и культурно. Но тем самым искусственно благоприятная и толерантная среда лишает детей опыта действий в среде неблагоприятной и нетолерантной.

В итоге получается, что вместо универсальной философии жизни "креативного человека" всё сводится лишь к опыту и skills креативить, применимому лишь в определённых условиях и без претензии на всеохватность жизни; аналогично, противоположный опыт действий в неблагоприятной и нетолерантной среде, борьбы и конкуренции - тоже лишь определённые условия и лишь жизненные эпизоды.

В итоге детский сад, призванный быть учреждением для всеохватного воспитания, превращается в узкопрофильные курсы обучения креативности. Да, детям там может быть очень интересно, и постоянная занятость, но формируемый у них опыт оказывается каким-то однобоким и потому нежизненным. Например, решение межличностных конфликтов плохо совместимо с описанной схемой, потому что объектом действия (манипуляции) является не конструктор, а другой человек, которого "прототипировать" невозможно, а то и не объектом, а уже равным субъектом.

Ну и в целом содержательный призыв "давайте будем креативным" противоположен описанной форме: изобрели шаблон в 5 шагов и 30 лет по этому шаблону ездят без особых изменений. Если б автор сам фонтанировал идеями в каждой главе и тем самым личным примером показывал, как работает креативность, форма и содержание были бы согласованы. Мне кажется, что автор не вдавался в философию своего занятия, а просто захотел сделать детсад повеселее и сделал, подогнав всё под модную "креативность" в целях популяризации.

Reply

vad_a March 12 2019, 00:41:14 UTC
С модерацией и толерантностью вопрос ещё такой: там конкретный случай был реально, похоже, табу-табу для современной Америки: какие-то детишки из религиозной общины сделали проект на тему порицания ЛГБТ. Подозреваю, контент выпилили раньше всяких размышлений о педагогике - чтобы самим под раздачу не попасть. Но тем не менее, у автора этот случай, похоже, остался неотрефлексированным - во всяком случае, никаких других выводов, кроме надобности модерировать, он в книге не озвучил.
И в целом, он отмечает, что бестактные и оскорбительные комментарии к проектам (это на которые другие участники жалуются) они тоже подчищают.

Так что именно здесь соглашусь, есть некоторый перекос в пользу "ванильности" и форсирования атмосферы взаимной поддержки. С другой стороны, из того, что я читал об американской школе, это у них общий тренд, они этого могут даже и не замечать, потому что бесконфликтность - норма, а все патологии разруливаются через закон (слышал я, в каком-то из штатов - а может, и во многих, есть отдельная статья за "угрожающее приближение" во время конфликта). Так что, возможно, это просто культурные особенности. Я, честно говоря, не придал этому такого уж большого значения - всё-таки, если задача строить клуб единомышленников, то было бы странно позволять входить туда, раскрывая пинком двери и отпуская направо и налево оскорбительные замечания. Люди не за тем туда тянутся.

Что касается схемы - то, опять же, у меня не сложилось ощущения, что автор стремится загнать кого-то в шаблоны. Потом, если и брать шаблон, то он не в 5 шагах, а в 4 принципах - именно это вынесено в заголовок и отражено в структуре книги: Projects, Passion, Partners, Process. То есть, прокачка стратегий проектной деятельности (генерация идей, реализация, "отладка"), выбор направления деятельности исходя из увлечений (с выходом из комфортной зоны в смежные области), коллективная деятельность - потому что это вспомогательный мотиватор и источник кризисной поддержки, и наконец, правильная организация деятельности - предоставляющая достаточную свободу для творчества и экспериментов, низкий порог вхождения и "высокие потолки" развития.

Схема деятельности всё же более про то, какими качествами должна обладать среда и какие стадии деятельности она должна поддерживать в первую очередь. Там, как я уже сказал, есть ещё и советы, как это делать, - и отдельно подчёркивается, что советов этих можно вывести намного больше. Так, "советы детям", по сути, он "скопировал" у детей с какого-то из их мероприятий, потому что не видит в копировании и обогащении чужого опыта ничего зазорного, и стремится, по его словам, проиллюстрировать, что это тоже часть процесса.

По мне, лучше пусть автор не фонтанирует идеями, а внятно изложит свой подход, пусть даже он 30 лет по нему ездит. И как раз насчёт веселья он отдельно оговаривает, что веселье - это не та цель, и что геймификация и прочие развлечения просто из оппозиции скучным лекциям для его задач не подходят. Озвучиваемая задача - не развлекать, а увлекать.

Reply

dimka_vn March 12 2019, 01:08:27 UTC
По поводу "бесконфликтность - норма" нужны очень большие оговорки. Есть конфликт как структура ситуации: противоречие интересов, желаний, намерений, отношений, взглядов, вкусов и т.д. А есть личное переживание и эмоциональная реакция на конфликт. Так вот регулированию подвергается второе: не стоит истерить, повышать тон и громкость речи, махать руками, делать угрожающие и просто резкие движения, метать молнии взглядом и т.п. А конфликтовать как раз никто не запрещает, даже наоборот - культура индивидуалистическая: каждый имеет право на позицию. В этом смысле американцы более выдрессированы и окультурены в части навыков корректного выражения себя без вреда для окружающих (ну кроме маргиналов). Не стремятся манипулировать ближним любой ценой, потому что может прилететь судебная ответка, а в суде уже такие методы воздействия не прокатят.

Что касается "клуба единомышленников", я как раз считаю, что детский сад принципиально не такой клуб. Вся социальная ценность детсада именно в том, что там разные и порой неожиданные дети, которые знакомятся и учатся взаимодействовать друг с другом, тренируют иммунитет массовыми эпидемиями и т.д. Игрушечный вариант взрослой жизни. Без этого опыта детсад как учреждение не имеет смысла: ребёнок может оставаться "домашним" и не сталкиваться с разнообразием других детей.

Reply

vad_a March 12 2019, 01:30:58 UTC
Ну так да, разные дети с разными интересами, что как раз делает их исследовательскую деятельность весьма многогранной - а значит, и границы опыта куда шире, особенно если воспитатель на всё это чутко отзывается. Тут вот у нас в саду этой зимой опытным путём выяснили, например, что поесть из птичьей кормушки может быть не самой лучшей идеей Ж)

Reply

dimka_vn March 12 2019, 01:40:29 UTC
Можно ещё сырые поганки найти в укромном месте и тоже пожевать. В моё время таким развлекались :)

Reply

vad_a March 12 2019, 01:10:49 UTC
>"В итоге детский сад, призванный быть учреждением для всеохватного воспитания, превращается в узкопрофильные курсы обучения креативности. Да, детям там может быть очень интересно, и постоянная занятость, но формируемый у них опыт оказывается каким-то однобоким и потому нежизненным."

Речь ведь не про детский сад, а про распространение этой модели на всё дальнейшее (он и к аспирантам в MIT похожее применяет). Уж к 9-10 годам дети как-нибудь да наладили контакты со сверстниками, полагаю, и в среднем способны как-нибудь без наставников с этим разбираться. А это примерная нижняя возрастная граница его клиентской базы в случае с Lego, Scratch и образовательными центрами.

Опять же, он не говорит "а давайте вообще без других видов игр обойдёмся" - он только говорит, что если решается образовательная задача, то давать это в игровом формате "дети, мы будем играть в классики на таблице Менделеева" - примерно такая же нелепица, как и записывать под диктовку принципы устройства этой таблицы, чтобы назавтра вызубрить наизусть (тут, кстати, Фейнман как живой предстаёт со своей критикой бразильской образовательной системы).

ЗЫ. И кстати, раз уж про детский сад, то он там обмолвился о том, что в последние годы наблюдается тенденция "ошколивания" детских садов, в смысле замены игрового процесса на "урочный", с фонетическими карточками и т.п. программной деятельностью, из стремления уже в детском саду начинать учить грамоте, математике и прочему.

Reply

dimka_vn March 12 2019, 01:38:21 UTC
Ну так я не понимаю постановки "образовательной задачи". Или, другими словами, не верю, что креативность - это панацея.

Я как раз и пытаюсь выудить некую жизненную философию, годную к применению, начиная с детсада, через аспирантуру до крематория. Стоицизм понимаю (и там тоже есть принципы), а креативизм не понимаю :)

Нет, я не сторонник детсада как подготовки к школе, но креативность - это тоже форма "подготовки к жизни" по смыслу, и поэтому при различии в формах содержательной разницы не наблюдаю. Нет альтернативного критерия и какой-то внешней независимой критической позиции, чтобы рассматривать обе альтернативы с каких-то единых принципов. Попытка нащупать такую позицию пока у меня не получается.

Reply

vad_a March 12 2019, 12:31:48 UTC
Так в основе как раз продвигаемый тобой тезис, что всё меняется, и надо уметь меняться вслед за реальностью. Не впадать в ступор при виде незнакомого, а, там, сохранив природное любопытство, потыкать в него и посмотреть, каким боком его к себе (и, неизбежно, себя к нему) с пользой приспособить.

Причём, эта книжка как раз неплохо разъясняет подобный подход, и удерживается от крайностей вроде "специализация вообще пропадёт, людей в проект будут набирать с чистого листа" - нет, не с чистого, как бы возражает автор, а вот так, из тех, кому это в принципе интересно и кто может быстрее ухватить суть нового проекта и увлечься им. При этом специализация перестаёт быть кем-то навязанной, и перестаёт быть строго дисциплинарной - наоборот, суть в естественном получении междисциплинарных специализаций, которые позволяют находить более оригинальные решения.

По сути, речь о том, что когда окажемся в ситуации, что "до чего дошёл прогресс, труд физический исчез, да и умственный заменит механический процесс" - то автор даёт ответ: если развивать креативность, то человеку ещё найдётся чем заняться, и ради этого уже не придётся жертвовать унылыми годами сидения за партой. Сплошной win-win. Разумеется, не всё может оказаться так радужно, но ещё раз скажу: сами ценности, по-моему, определены верно, и стратегия звучит наиболее сбалансированно (по сравнению с "авторитарной" и "полностью анархической" альтернативами).

Reply

dimka_vn March 12 2019, 13:57:45 UTC
Моё полуубеждение заключается в том, что желание человека тыкать палочкой и любопытствовать зависит не от воспитания, а от особенностей его психики. И если допускать существование психологических типов, то как раз половина из них (в частносты ты и я) имеют склонность к природному любопытству, которое не в силах отбить никакая школа. А другая половина этих типов такой склонности не имеет и склонна к этакой бытовой консервативности по принципу "лучшее - враг хорошего", и тоже никакая школа не в силах их в этом изменить.

И поэтому если кто-то заявляет, что, дескать, в новом дивном мире все обязаны быть любопытными и креативными, и так мы построим светлое будущее, долой анахоретов и консерваторов - я к такому заходу отношусь в высшей степени подозрительно и расцениваю это как ползучие остатки модернизма в эпоху постмодерна. Можно заподозрить тут и юношескую пылкость, но автор книги уже в эту категорию не попадает по объективным причинам.

Т.е. если рассматривать вариант, когда люди в проекте с чистого листа, я имею в виду вовсе не то, что эти люди аки младенцы вообще ничего за душой не имеют. Есть у них и какой-то опыт в чём-то, и бэкграунд, и внутри проекта они приспосабливаются и специализируются в соответствии с тем, что у кого лучше получается. Если раньше и во многом до сих пор профессия и специализация были институционализированы: это и диплом, и в ряде случаев лицензия на деятельность, и стандартизированные расценки на труд, и корпоративная солидарность может быть даже с профсоюзом, и разного рода стандарты; то в обсуждаемом будущем все эти цацки, определяющие общественный статус, жёсткую структуру ролей и по сути ничего более, отвалятся, а специализация будет складываться явочным порядком: человек сам ищет проекты и роли в проектах, и если он чаще всего выбирает какие-то похожие роли, то это и есть его специализация. Не "корки" будут определять, а личная репутация, основанная на личной истории. В такой схеме найдётся место и консерваторам в том числе. Просто люди будут меньше бессрочно служить на фиксированных позициях и больше участвовать в разовых проектах. Я далёк от мысли, что в принудительном порядке все будут обязаны каждый раз начинать с чистого листа. Если такую принудиловку устраивать, можно и до контрреволюции довести под лозунгами "назад в светлое прошлое". (Впрочем, сейчас нечто подобное уже наблюдается местами и как раз силами тех, у кого природного любопытства нет в силу психологических особенностей.)

По поводу альтернатив. Это автор сам себя позиционирует как альтернативу авторитарной модели. Но именно поэтому автор внутри своей позиции не замечает авторитарных элементов - это его слепое пятно. Авторитарный элемент всегда упирается в оценки, ну пусть не баллы, а крестики успешно проведённых проектов или участия. Т.е. всё равно дети будут делиться на более активно участвующих и менее активно участвующих. А это естественная почва для дискриминации, потому что заранее приложена оценочная линейка, что считать хорошим и успешным проявлением и образовательным результатом, а что нет.

Взять тех же стоиков: тоже есть принципы, тоже есть хорошо и плохо. Но каждый человек сам выбирает, считать именно это хорошим и плохим и присоединяться к стоикам, или давать другие личные оценки и не присоединяться к стоикам. В случае детей у них нет личного выбора - за них решают воспитатели и родители, что такое хорошо, и что такое плохо. И потом подростками они уже делают свой перевыбор, начинают интересоваться альтернативами и пробовать себя в разном. И часть из них пошлёт подальше все эти лего и поступят в суворовское училище или ещё какой вест-пойнт, будучи уверенными, что детство им испортили, а заниматься надо было совсем другим.

Reply

vad_a March 12 2019, 20:22:02 UTC
> "Т.е. всё равно дети будут делиться на более активно участвующих и менее активно участвующих."
На это автор предлагает убирать рейтинговость по максимуму. То есть, у них в Scratch-сообществе нет никакого топа "самый активный участник", и личный счётчик проектов замирает на сотне (вот тут не знаю, насколько это много). Нет и топа проектов как такового - хотя отдельные элементы всё же присутствуют, их присутствие оправдывается стремлением сохранить генеалогию идей (т.е., видно, какой проект от какого форкнут) и предоставить достаточно отправных точек для собственной фантазии.
В целом, автор подчёркивает целенаправленную борьбу с возможностями самоутверждаться за счёт показателей, накручивая себе лайки и прокачивая всякие плашки. Да, тут тоже разрыв с реальным миром, но такой уж дивный новый мир, который он стремится построить :)

Я, честно говоря, не вижу, где тут берётся оценочная линейка - по-моему, как раз приложены все усилия, чтобы её не было. Если кому-то неинтересно возиться над проектами, а интересно заниматься стендовой стрельбой и сборкой АК на скорость - я не вижу, как бы таким детям тут могли бы помешать, используя модель детсада. Ведь нет цели запретить те или иные виды деятельности, посадить всех на стульчик и дать лего. Как раз в том, что касается лего, такие центры вообще дело добровольное: можешь в лего вместо всей этой робототехники просто разыгрывать сражения, можешь вообще не ходить, а играть в войнушку на улице или изучать баллистику снарядов, запускаемых из рогатки. Просто если ты "хороший солдат" - программирование может дать кое-что и тебе, хотя, возможно, стратегических игрушек и симуляторов будет достаточно.
Мысль о том, что поддержкой творчества и обучением через творчество заниматься стоит не только в детском саду, но и далее - она же не о том, чтобы каждого заставлять делать проекты. Это был бы бред. Как раз наоборот, исходя из того, что заставлять - штука заведомо менее продуктивная, предлагается индивидуализировать траектории, чтобы каждый набрался тех знаний и теми путями, которые им интересны. Не понимаю, что тут можно послать и чем другим заниматься - когда никто ничем заниматься не принуждает.

Reply

dimka_vn March 12 2019, 21:53:11 UTC
В свои школьные годы несколько раз попадал в ситуацию, когда некий педагог или иного рода массовик-затейник начинает организовывать культурное или игровое мероприятие и сталкивается с полным и всеобщим равнодушием детей к его предложениям - жалкое зрелище. Интересно, как бы автор повёл себя в подобной ситуации. Вариант "у вас дети неправильные" не предлагать :)

Может и бред заставлять делать проекты, но по слухам в нынешних школах это любимое развлечение учителей и единица отчётности. Т.е. любую идею можно довести до абсурда именно тогда, когда она становится самоцелью, а не средством, когда исчезает внешний критерий её уместности.

Но меня беспокоит нечто неуловимое из совсем другой области. Вот, допустим, отслеживать генеалогию проектов, как ты выразился. В чём тут смысл? Чтобы проекты имели продолжение в истории, они должны быть для чего-то нужны и ценны. Непонятно, кто оценщик, приёмщик, ради чего вообще делаются проекты, если не для развлечения и времяпрепровождения. Т.е. либо все эти проекты образуют некий пузырь, оторванный от реальности, где единственная ценность - признание сверстниками, что в это интересно поиграть (пресловутые лайки); либо неизбежно над этим стоит модерирующий дядя, который из своих образовательных соображений даёт оценку: такой-то проект полезный, потому что прокачивает такие-то навыки - мы его внесём в анналы и будем повторять и развивать, а такой-то проект бесполезный, потому что ничего не прокачивает - мы его выкинем.

Для детей все эти материи, конечно, не важны, потому что дети об этом не задумываются. Дети (маленькие) просто ориентируются во многом на одобрение старших и отчасти на сверстников. Если кругом одобрение (лайки), то и всё хорошо. Причём это сугубо биологический инстинкт высших приматов и ничего более: выживаемость детей зависит от старших, поэтому дети на старших и ориентируются (контакт взглядом и всё такое).

Reply

vad_a March 13 2019, 12:22:59 UTC
> "Интересно, как бы автор повёл себя в подобной ситуации."
Мне тоже. С другой стороны, он много говорит о том, как такой ситуации не допускать - мол, не бывает, чтобы дети вообще ничего не хотели - по крайней мере, детсадовцы. Со временем-то уже может сформироваться привычка "развлекаться" без малейшего извлечения опыта из игр.
Поэтому одна из главных озвучиваемых задач - увлечь, демонстрируя разноплановые возможности, обеспечивая низкий порог и "широкие стены" - то есть, среду, как можно менее ограничивающую в реализации идей, - и помогая в развитии имеющихся интересов. Это означает - не давать конкретных заданий, а дать поиграться, поддерживая в той схеме из 5 шагов на всех этапах: актуализировать, обеспечить ресурсы, консультировать (но не вмешиваясь), помогать вовлечь других в опыт ("поделиться") и осмыслить результаты.

>" Вот, допустим, отслеживать генеалогию проектов, как ты выразился. В чём тут смысл?"
Генеалогия вроде нужна для того, чтобы в среде, где разрешено копирование, можно было сохранить ценность первоисточника. Как я понимаю, это нужно, чтобы не было страха делиться, потому что в любой момент кто-то может взять и выдать за своё. С одной стороны, возникает соблазн "прославиться" в качестве генератора идей - а с другой, смотрят-то, в основном, не на генератора, а на идею. Поэтому и тут пытаются учесть интересы всех сторон: автор не хочет, чтобы его результаты присваивались другими (вплоть до полного нежелания делиться - такие примеры в книжке открыто обсуждаются), а с другой, обществу выгоднее, чтобы все делились наработками - это продуктивнее, чем сплошное велосипедостроительство. Опять же, желающие могут строить свои велосипеды, а другие желающие могут выбрать уже существующий и проверенный.

>"Непонятно, кто оценщик, приёмщик, ради чего вообще делаются проекты, если не для развлечения и времяпрепровождения."
А тут я из другой книжки отвечу - читаю сейчас, чего там Н.Н.Талеб в "Шкуре на кону" насочинял. Время - единственный оценщик. Если проект из года в год используется как вдохновляющий пример - то он должен и будет сохраняться. С этим всё равно ничего не поделаешь.

Reply

dimka_vn March 13 2019, 13:19:38 UTC
"Проект из года в год" у меня ассоциируется с лабораторными работами. :) Правда, их сохранность в веках обусловлена не их вдохновляющей удачностью, а ленью преподавателя придумать новые :)

Насчёт копирайта тоже не очень понятно. Получается, что автор считает важным чувство собственности и деление на "моё"/"чужое". Или, другими словами, без собственности невозможна слава земная и признание, а не то "набигут" самые ушлые и присвоят себе. Это тоже вопрос философский, над которым, чувствуется, автор не рефлексировал, и поклонником дао автор не является. Т.е. естественную структуризацию детского коллектива согласно инстинктам он заменяет на некую искусственно сконструированную, будучи убеждённым, что вторая лучше для человечества.

В целом ситуация выглядит как. Есть ребёнок, и у него в голове есть некое содержание в развитии и формировании. Какое оно, педагог по понятным причинам узнать не может, поэтому в интересах педагога, чтобы ребёнок открыто вываливал это содержание наружу в форме поведения и артефактов творчества. Чем больше ребёнок это делает, тем лучше контроль педагога над процессом. Поскольку принудиловкой это из ребёнка не извлечь, надо включать заманиловку. Критерий хорошести для ребёнка: а) если он ведётся; б) если вываливает искомое педагогом - тогда педагог доволен своей работой, а равно получает материал для презентации своих педагогических достижений. Но это мнение педагога, а мнение ребёнка никто не спрашивает.

Как я по себе знаю, у интровертов процесс может идти внутри головы без производства внешних артефактов. Т.е. я в детстве мог часами читать книжку, что вызывало сильнейшее беспокойство разного рода педагогов и их настырные попытки как-то меня "расшевелить" и "вовлечь" в разные массовые мероприятия. А какого ляда ребёнок должен быть удобным для педагогов с их педагогическими приёмами? Если в этих приёмах критерий успешности "это работает". Т.е. если по статистике на 80% детей приём работает, педагог делает вывод, что приём у него правильный, а остальные 20% неправильные дети. Когда обратное соотношение, тогда можно признаться, что приём неправильный, а дети правильные. Чувствуешь относительность всего этого дела?

Т.е. мнению ребёнка, его интуиции или естественному выбору предпочтительного для себя любой педагог, включая автора, противопоставляет "мне видней". И чем больше педагогического опыта, тем выше соблазн давить авторитетом. В некоторых случаях так и есть - взрослому видней, а в некоторых природу ребёнка ломают через колено чисто за счёт обобщения до "как все", ибо "вас много, а я [педагог] один". Поэтому я не верю, что некая описанная в книжке стандартизованная система способна справиться с этой ситуацией и не вогнать ребёнка мимоходом в чужие рамки. Именно потому, что путь каждого ребёнка индивидуален, а педагогу, конечно, нужно знать много cases, но избегать шаблонности и технологичности, каждый раз проходя путь воспитания как новый с чистого листа, лично переживать новый опыт, т.е. по форме совпадать с "чистым листом" ребёнка и идти рядом, куда бы этот путь ни вёл, а не тащить на заранее выбранную горку. И вот на такое я бы сказал "верю".

Reply

vad_a March 13 2019, 21:18:57 UTC
>"Проект из года в год" у меня ассоциируется с лабораторными работами."
Проекты делаются столько, сколько их хотят делать участники. Многие что-то делают несколько дней или недель, потом переходят к чему-то другому. Просто в расшаренный проект могут прийти другие, предложить улучшения, попросить добавить что-нибудь или объяснить. Этакий детский github. А ещё кто-то в поисках идей или решений для своего проекта натыкается на уже существующее решение и форкает его.
Здесь вообще "проект" - просто организационная единица, дети сами сколько хотят - столько их и заводят, по мере появления у них новых идей и тем.

>Получается, что автор считает важным чувство собственности и деление на "моё"/"чужое".
Все люди разные. Один считает важным, другой не считает. Поэтому в целом разумнее не строить сразу коммунизм с размаху, а предложить людям самим решать, что они хотят сделать с плодами труда. Единственное условие, которое ставит сообщество - что если поделился с сообществом, то тем самым дал право делать форки, развивать идею дальше. Не хочешь - не делись, но теряешь фидбек.

>"а не тащить на заранее выбранную горку"
Я вроде и пытаюсь объяснить, что из содержимого книги нигде не видно, чтобы кто-то кого-то куда-то тащил. Ни от кого не ждут результатов, никаких, понимая, что любое ожидание - это давление и ведёт ко "втаскиванию в горку". Если сидит кто и книжку читает сутками напролёт - так и пусть себе читает. Книжку-то отбирать никто не будет ведь.

Reply


Leave a comment

Up